Может ли заказчиком по контракту на выполнение подрядных работ выступать государственное бюджетное учреждение?
Заказчиком по контракту на выполнение подрядных работ могло выступать государственное бюджетное учреждение как до 01.01.2011, так и - фактически - после указанной даты. При этом после 01.01.2011 такой договор будет называться "гражданско-правовой договор государственного бюджетного учреждения на выполнение подрядных работ".
В соответствии с п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно п. 2 ст. 764 ГК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ) по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На основании ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в ч., неурегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 83-ФЗ) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Законом N 83-ФЗ в положения ГК РФ и Закона N 94-ФЗ внесены изменения.
Так, согласно п. 2 ст. 764 ГК РФ (в редакции Закона N 83-ФЗ) по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ (в редакции Закона N 83-ФЗ) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Одновременно Законом 83-ФЗ ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которой под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях Закона N 94-ФЗ понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
Данные изменения в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона N 83-ФЗ вступают в силу с 01.01.2011.
Следовательно, после вступления в силу Закона N 83-ФЗ бюджетные учреждения с учетом ст. 768 ГК РФ и норм ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ (в редакции Закона N 83-ФЗ) фактически могут быть заказчиками по контрактам на выполнение подрядных работ, несмотря на то, что в п. 2 ст. 764 ГК РФ (в редакции Закона N 83-ФЗ) указание на бюджетные учреждения прямо отсутствует, однако данные договоры будут называться гражданско-правовыми договорами учреждений, а не контрактами.
Д.В. Комаров,
советник Аппарата Счетной палаты РФ
1 декабря 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427