Молодая семья из четырех человек (супруги, двое несовершеннолетних детей 2006 и 2012 года рождения) является участником второго этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" с 2007 года. Ими выбрана накопительная система, и в соответствии с ее условиями в 2007 году с участниками программы заключен договор коммерческого найма жилого помещения с одновременным накоплением вклада в Банке Москвы для приобретения жилья с помощью бюджетной субсидии. В настоящее время молодая семья собирается обратиться за выплатой субсидии.
Какую норму о размере площади жилого помещения для семьи из четырех человек следует взять за основу при расчете размера полагающейся им субсидии?
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Федеральная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса. Целью ее подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для реализации положений федеральной программы в г. Москве действует программа "Молодой семье - доступное жилье", реализация которой происходит в несколько этапов.
Как следует из вопроса, молодая семья является участником второго этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг. (далее - Программа), который утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 гг." (далее - Постановление). При этом участниками программы выбран следующий вариант улучшения жилищных условий: заключение договора коммерческого найма жилого помещения с одновременным накоплением собственной части средств в Банке Москвы для покупки квартиры с помощью субсидии.
Указанный способ урегулирован параграфом 1 раздела 2 Программы и предусматривает заключение с участником программы договора найма сроком не более 5 лет, на основании которого г. Москва предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственность г. Москвы, для проживания на срок действия договора. В течение срока действия договора участник программы вносит ежемесячные платежи за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере их фактической стоимости и плату за наем жилого помещения. Помимо этого, участник также вносит равными долями взносы в одну из накопительных систем, указанных в Программе, в частности по вкладу "Жилищный" в "Московском муниципальном банке - Банке Москвы", с целью накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости по рыночной цене за вычетом предоставленной субсидии на строительство или приобретение жилья. При этом участник не снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и сохраняет право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Иными словами, собрав необходимую сумму и получив бюджетную субсидию, молодая семья сможет приобрести жилье в г. Москве.
Правила приобретения жилых помещений с использованием субсидий, в том числе в рамках городских жилищных программ, определен в ст. 31 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29). Согласно ч. 5 ст. 31 данного закона размер субсидии определяется исходя из размеров площади жилого помещения. Так, на семью из четырех человек предусмотрен размер площади жилого помещения, составляющий 85 кв. м. Аналогичный расчет субсидии предусмотрен в п. 7.5 Общих правил расчета субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденных распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 19.10.2008 N 2433.
При этом норма о размере площади жилого помещения для семьи из четырех человек, составляющем 85 кв. м, была внесена в Закон N 29 Законом г. Москвы от 18.06.2008 N 24 и вступила в силу с 19 июля 2008 г. До этого часть 5 ст. 31 Закона N 29 предусматривала, что безвозмездная субсидия рассчитывается исходя из минимального значения нормы предоставления площади жилого помещения для семьи данного состава и численности, определяемой в порядке, установленном ст. 20 данного закона. А часть 4 ст. 20 Закона N 29 устанавливала, что на семью из четырех и более граждан предоставляется жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи, то есть на семью из четырех человек - 72 кв. м.
Вопрос о том, какую редакцию Закона N 29 применять для целей расчета субсидии в том случае, если обращение гражданина с заявлением о помощи г. Москвы в приобретении жилого помещения и предоставление ему такой помощи в форме субсидии разнесены во времени и приходятся на действие разных редакций Закона N 29, самим Законом N 29 не решен. Не решен он и иными законодательными актами г. Москвы. В то же время согласно п. 5.3 Постановления расчет размеров субсидий из бюджета г. Москвы на строительство или приобретение жилья гражданам - участникам Программы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент заключения договора найма в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье".
По нашему мнению, Правительство Москвы, будучи уполномоченным в силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" на разработку и утверждение городских целевых программ, обеспечение их реализации в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством и законодательством г. Москвы, вправе в рамках утверждения Программы устанавливать правила реализации ее отдельных аспектов, в том числе определения применимого законодательства при расчете размеров субсидий, предоставляемых в соответствии с данной программой.
Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации, исходя из буквального толкования п. 5.3 Постановления, при расчете размера субсидии за основу должен браться размер площади жилого помещения, установленный законодательством, действовавшим в 2007 году (на момент заключения договора найма), а именно 72 кв. м на семью из четырех человек.
Отметим, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией других специалистов и органов государственной власти. К сожалению, правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассмотренному вопросу нам обнаружить не удалось. Для получения официальных разъяснений рекомендуем обратиться в Департамент жилищной политики г. Москвы, направив письменный запрос по адресу: 125009, Москва, Газетный пер-к, д. 1/12, либо заполнив электронную форму на сайте ведомства в сети "Интернет": http://housing.mos.ru/dmghtml/depart/letters.htm.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
7 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.