Из каких средств бюджетное учреждение образования вправе начислить премию руководителю: из средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, или субсидии на иные цели?
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 144 ТК РФ определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами:
- в федеральных государственных учреждениях - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- в государственных учреждениях субъектов - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- в муниципальных учреждениях - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Примечание. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, ставок (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением N 583*(1) установлены системы оплаты труда работников государственных учреждений. Так, Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818*(2) определен перечень видов выплат, направленных на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение за выполненную работу.
Согласно п. 9 Постановления N 583, п. 22 Единых рекомендаций*(3) федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.
Примечание. Согласно п. 6 Постановления N 583 заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии со ст. 145 ТК РФ.
Напомним, что в целом фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется на календарный год, в частности, исходя из:
- размеров субсидий, предоставленных на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ);
- объемов средств, централизованных главным распорядителем и используемых ими с учетом достижения целевых показателей эффективности работы;
- средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В соответствии с пп. "д" п. 33 Единых рекомендаций при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда для федеральных учреждений, в том числе и в части определения условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Размеры, порядок и критерии осуществления стимулирующих выплат руководителю учреждения ежегодно устанавливаются федеральным государственным органом (государственным органом субъекта РФ, органом местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение, в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения. Для руководителя учреждения работодателем может быть предусмотрен отдельный перечень стимулирующих выплат в зависимости от выполнения поставленных перед учреждением задач и достижения целевых показателей с учетом критериев эффективности работы руководителя, в том числе за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера, в частности премии руководителю по решению учредителя бюджетного учреждения образования, учреждение вправе производить из средств соответствующего бюджета, выделенных в рамках субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, при наличии соответствующих локальных нормативных актов.
Примечание. Пунктом 20 Единых рекомендаций определено, что руководителям федеральных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данных учреждений.
Т.П. Кочнова,
зам. главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 ноября 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях".
*(3) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол N 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"