О перечислении суммы неустойки за нарушение договорных обязательств
Государственное учреждение здравоохранения "N центральная районная больница" заключило договор на поставку изделий медицинского назначения. В связи с несоблюдением поставщиком обязательств по договору (нарушением сроков поставки) учреждение начислило неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР от стоимости договора за каждый день просрочки поставки. По результатам проведения претензионной работы сумма по договору перечислена поставщику за вычетом суммы начисленной неустойки. Куда необходимо перечислить указанную неустойку?
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о государственных закупках*(1) государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Если больница имеет статус бюджетного учреждения
Бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(2)).
Согласно ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Напомним, что учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Необходимо отметить, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности.
Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота.
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.
При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.
Если больница имеет статус казенного учреждения
Если учреждение здравоохранения является казенным, следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.
С учетом вышеуказанных норм, по мнению Минфина, высказанному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта на основании ст. 313 ГК РФ может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доходы бюджетов бюджетной системы РФ возложено на государственного (муниципального) заказчика.
В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафа).
Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю такого контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафа) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафа) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов согласно правовому акту главного администратора доходов о наделении полномочиями.
Напомним, что начиная с 01.01.2012 у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В соответствии с ч. 12 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ*(3) здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления данного закона в силу, должны быть переданы в собственность соответствующих субъектов РФ в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством РФ.
Вместе с тем ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом случае медицинскую помощь гражданам оказывают медицинские организации муниципальной системы здравоохранения.
В случае принятия решения о передаче полномочий органам местного самоуправления здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые ими в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до передачи полномочий органам местного самоуправления, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению (ч. 13 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ*(4) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам из соответствующих бюджетов субвенций (ч. 8 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
Напомним, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов РФ, переданных органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций (ст. 140 БК РФ). В соответствии со ст. 40 и 41 БК РФ субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ являются источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, по нашему мнению, если учреждение находится в ведении субъекта РФ, сумма неустойки должна быть перечислена в доход субъекта РФ. Если же в соответствии с законом субъекта РФ полномочия по организации оказания медицинской помощи переданы органам местного самоуправления, а медицинская помощь предоставляется муниципальным учреждением здравоохранения, сумма неустойки должна зачисляться в доход бюджета муниципального образования.
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"