Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 внесены изменения в п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Можно ли после 07.06.2011 делать корректировку платы за отопление за период до вступления указанных изменений в силу (например за сентябрь-октябрь 2010 года)?
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление N 354) Правила, вступившие в силу в данной части 1 сентября 2012 г., признаны утратившими силу, за исключением их п.п. 15-28 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услуг по отоплению), а также п.п. 1-4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г. Кроме того, Постановлением N 354 в Правила внесен ряд изменений, которые вступили в силу 7 июня 2011 г.
Так, до 7 июня 2011 г. в пп. "а" п. 19 Правил устанавливалось, что при отсутствии коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения N 2.
Это правомочие исполнителя получило различное толкование в судебной практике.
С одной стороны, в силу ч. 2 ст. 157, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом. А с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Такую позицию занял Верховный суд РФ в решении Верховного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1770, оставленном без изменения определением Кассационной коллегии ВС РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-27, признав, что норма пп. "а" п. 19 Правил о корректировке не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав потребителей.
С другой стороны, норма пп. "а" п. 19 Правил позволяла исполнителю производить корректировку размера платы за отопление, исходя из такого параметра, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В то же время такой порядок определения размера платы ресурсоснабжающей организацией расчетным путем законодательно не установлен. Поэтому реализация пп. "а" п. 19 Правил невозможна. Такую позицию изложил Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 2380/10, указав, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Иными словами, правильным способом определения платы за потребленную тепловую энергию в отсутствие приборов учета Высший Арбитражный Суд РФ признал способ, указанный в пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам, без применения корректировки. Из такой же позиции исходят и отдельные суды: смотрите, например: решение Апатитского городского суда Мурманской области от 14 июня 2011 г. по делу N 2-639/2011, ознакомиться с которым можно по ссылке: http://rospravosudie.com/act-o-priznanii-korrektirovki-otopleniya-za-p, решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2012 г., ознакомиться с которым можно по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/9053137, постановление федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2012 г. N Ф07-1133/12 по делу N А56-26322/2011.
Таким образом, несмотря на то, что в пп. "а" п. 19 Правил (в ред. до 7 июня 2011 г.) прямо предусматривалось полномочие исполнителя коммунальный услуги 1 раз в год производить корректировку платы за отопление, на практике применение данной нормы не было столь однозначным.
Постановлением N 354 из пп. "а" п. 19 Правил было исключено положение о корректировке. При этом Постановление N 354 не предусмотрело никаких переходных положений, согласно которым использование механизма корректировки было бы возможно в отношении размера платы за отопление, начисленной за периоды до 7 июня 2011 г. Напротив, в новой редакции п. 19 Правил исключено не только само полномочие исполнителя коммунальной услуги по проведению такой корректировки, но и механизм его реализации (пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам). По нашему мнению, тем самым Правительство РФ, уполномоченное ч. 1 ст. 157 ЖК РФ на установление правил предоставления коммунальных услуг, однозначно высказало свою позицию: осуществление корректировки в отсутствие механизма определения размера платы ресурсоснабжающей организацией расчетным путем недопустимо. Период, за который осуществляется корректировка размера платы (до 7 июня 2011 г. или после этой даты), в настоящее время правового значения не имеет, поскольку с 7 июня 2011 г. отсутствует само нормативное основание для ее проведения (из пп. "а" п. 19 Правил такое правомочие исполнителя исключено).
Таким образом, мы полагаем, что начиная с 7 июня 2011 г. осуществление исполнителем корректировки размера платы за отопление как не предусмотренное действующим законодательством незаконно независимо от периода, за который исполнитель намерен скорректировать размер платы. Аналогичная позиция изложена, к примеру, в письме Министерства регионального развития РФ от 4 октября 2011 г. N 27005-АП/14. Материалов судебной практики по рассмотренному вопросу, к сожалению, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
17 декабря 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"