Спортивные организации как работодатели
Труд спортсменов и тренеров базируется на трудовых отношениях, требующих дифференцированного нормативного правового регулирования в рамках отрасли российского трудового права при тесном взаимодействии с нормами иных отраслей российского права.
Развитие и становление рыночной экономики в Российской Федерации способствует повышению значимости физкультурно-спортивной деятельности и росту общественного интереса к физической культуре и спорту. В данной ситуации актуализировались проблемы, связанные с теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией общественных отношений в данной сфере общественного производства, притом что физическая культура и спорт всегда были и остаются важнейшей составляющей общественной и государственной жизни Российской Федерации.
От уровня организации и правового регулирования этой сферы деятельности человека зависят духовное и физическое здоровье нации и в известной мере его безопасность. Российская Федерация является организатором проведения Олимпиады 2014 г., а также иных крупных соревнований, в частности, таких как Всемирные юношеские игры "Казань-2013"; чемпионат мира по футболу 2018 г.
В преддверии данных крупных спортивных событий Россия прямо заинтересована в поиске и воспитании талантливых спортсменов, а с этой целью субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации должны привлекать тренеров и спортсменов, которые, собственно, и будут заниматься соответствующей физической подготовкой. На этом фоне остро встает вопрос не только регулирования трудовой деятельности спортсменов и тренеров, которая весьма специфична и имеет профессиональную спортивную направленность, но и значимости правового статуса работодателей, функционирующих в сфере физической культуры и спорта.
Важно отметить, что в России первый специальный закон о спорте по сравнению с другими странами был принят только в 1993 г. - Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 N 4868-1. Установление особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров в главе 54-1, введенной в ТК РФ Федеральным законом от 28.02.2008 N 13-ФЗ, позволяет определить виды работодателей по отношению к данной категории работников в ч. 2 ст. 348-1, согласно которой, "в качестве работодателей могут выступать лица, определенные частями 3 и 4 ст. 20 ТК РФ, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями". Как следствие, в качестве работодателя может выступать юридическое лицо (организация) либо работодатель - индивидуальный предприниматель.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4.12.2007 N 329*(1) (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 136-ФЗ) использует термин "физкультурно-спортивная организация" и определяет данную организацию как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (ст. 5).
Если непосредственно обратиться к термину "спорт", то в этимологическом аспекте данный термин обозначает "физические упражнения для развития и укрепления организма" [1], а термин "профессиональный спорт" расшифровывается в нормативном порядке как "часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату" (п. 11 ст. 2 Федерального закона N 329-ФЗ). Профессиональный спорт связан с такими разновидностями спорта, как любительский и олимпийский спорт, а в спортивной науке также выделяют спорт высших достижений, массовой спорт, спорт инвалидов и др. [2].
В качестве субъекта трудовых правоотношений и работодателя по отношению к спортсменам и тренерам, обозначенным в ст. 348-1 ТК РФ как работники, следует рассматривать юридическое лицо (спортивную организацию), действующее в определенной организационно-правовой форме как объединение соответствующих субъектов (спортсменов и тренеров) с целью организации и проведения спортивных соревнований, учебно-тренировочных и других мероприятий по подготовке к спортивным соревнованиям на основе национальных и международных достижений физической культуры и спорта.
Отметим, что Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС)*(2) насчитывает около 180 видов спорта, разделяемых на соответствующие категории (игровые, циклические, силовые, сложнокоординационные, экстремальные, технические, прикладные, спортивные единоборства и др.). Соответственно и спортивные организации подразделяются по выделенным видам спорта, а в отдельных случаях осуществляется разделение в зависимости от подкатегории (индивидуальные и командные виды спорта).
Например, к индивидуальным игровым видам спорта относят бадминтон, бильярд, боулинг, крокет, настольный теннис, гольф, шахматы и др. и в качестве физкультурно-спортивной организации по индивидуальным игровым видам спорта можно отнести Межрегиональную общественную организацию "Шахматная федерация Приволжского федерального округа; к командным игровым видам спорта относятся баскетбол, волейбол, футбол, регби, водное поло, бейсбол, гандбол, хоккей и др. и в качестве примере спортивной организации возможно привести Общероссийскую общественную организацию "Федерация водного поло России".
Для участия в соответствующих правоотношениях спортивная организация должна приобрести в установленном порядке статус юридического лица, организационное единство которого позволяет решать определенные социальные задачи, включающие, безусловно, и организацию труда и управление трудом в рамках заключаемых со спортсменами и тренерами трудовых договоров, при этом Федеральный закон N 329-ФЗ позволяет выделить основные категории спортсменов (спортсмены-любители; спортсмены-профессионалы, спортсмены высокого класса), хотя ст. 2 закона закрепляет четкое общее понятие спортсмена как физического лица, занимающегося выбранными видом или видами спорта и выступающего на спортивных соревнованиях, к которому, согласно ст. 24, применимы нормы трудового законодательства.
Статья 348-1 ТК РФ определяет спортсмена как работника, чья "трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта", а тренера - как работника, чья "трудовая функция состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов". Если же обратиться к Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)*(3), то в нем предусмотрена должность спортсмена-инструктора.
Спортивная организация как юридическое лицо (организация) и потенциальный работодатель для спортсменов и тренеров как работников, вступающих в трудовые отношения на основании трудового договора, должна иметь официальное место нахождения в соответствии с местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ), при этом спортивные организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ, выступая как коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие осуществляют не только деятельность в области спорта, но и предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, что обязывает их в обязательном порядке иметь фирменные наименования (например, ЗАО "Футбольный клуб "Локомотив"), а также товарные знаки и знаки обслуживания, служащие целям индивидуализации юридического лица.
Так, общественная организация Международное физкультурно-спортивное общество "Спартак" им. Н.П. Старостина обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Московской области "Мини-Футбольный клуб "Спартак-Щёлково" Московской области о запрете использовать словесное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца по свидетельству N 81732 и N 176206 и взыскании компенсации. Арбитражный суд Московской области запретил государственному учреждению Московской области "Мини-Футбольный клуб "Спартак-Щёлково" Московской области использовать словесное обозначение "Спартак" и иные сходные с ним до степени смешения обозначения при оказании услуг "спортивное обучение" и однородных с ним услуг*(4).
Некоммерческие организации не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и в первую очередь ориентируются на развитие физической культуры и спорта, спортивного мастерства и иные цели, направленные на достижение тех или иных общественных благ, при этом большая часть физкультурно-спортивных организаций создается именно как некоммерческие организации (например, федерации, союзы, ассоциации по видам спорта должны создаваться в форме некоммерческих организаций, что прямо предусматривается в ст.ст. 13, 14 Федерального закона N 329-ФЗ.
Весьма специфичным выступает факт существования одновременно двух организационно-правовых форм, что свойственно отдельным спортивным организациям. Например, футбольный клуб "Алания" (Владикавказ) осуществлял свою деятельность как государственное специализированное спортивное учреждение футбольный клуб "Алания" и открытое акционерное общество "Футбольный клуб "Алания". Данное обстоятельство использовалось в целях неисполнения ОАО ФК "Алания" принятых обязательств и судебных органов, поскольку акционерное общество заключало сделки без указания на организационно-правовую форму*(5).
Представляет определенный интерес зарубежный опыт правового регулирования спорта.
Так, по американской модели с учетом решения в 1922 г. Верховного суда США в деле по иску клуба "Балтимор" констатировано, что "бейсбол - это развлечение, игра, которая не является товаром или предметом торговли" и что, следовательно, объединение спортивных клубов в спортивную лигу осуществляется без учета вмешательства государства, хотя в современный период наметилась тенденция вмешательства в регулирование профессионального спорта государства посредством принятия различных законов и подзаконных актов.
Иная модель правового регулирования наблюдается в Европе, где на профессиональных спортсменов распространяются нормы ст. 48-73h Договора ЕС, посвященных регулированию трудовой, предпринимательской и другой экономической деятельности. Правила спортивных ассоциаций, лиг и т.п., регулирующие деятельность спортсменов и противоречащие указанным выше статьям Договора ЕС, являются нарушением права сообществ.
Если же деятельность спортсменов осуществляется в чисто спортивных интересах и не преследует цели извлечения прибыли, то на нее не распространяется действие данных норм Договора ЕС.
Таким образом, в отличие от США в Европе сформировался подход, согласно которому профессиональный спорт признается в качестве разновидности экономической и трудовой деятельности, а принципы его регулирования устанавливаются в первую очередь государствами, а не частными лицами - профессиональными лигами. Государство здесь играет основную роль в поддержании спорта, он развивается, как правило, на основе базовых законов о спорте.
Во Франции - это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984, 1987, 1993 г.), в Финляндии - Закон о спорте и Устав о спорте (1980 г.). Законы о спорте были приняты: в Швейцарии (1972 г.), США (1978 г.), Греции (1979 г.), Италии (1984 г.), Германии (1984 г.), Испании (1988 г., 1990 г.), в Украине (1993 г.), в Польше (1996 г.), Словении (1998 г.). В указанных странах спортсмен является работником и к нему применяются правила, которые превалируют в отношении работников вообще. Тем не менее "спортивный работник" не просто элемент "работодателя", т.е. клуба. Клуб входит в национальную федерацию, с которой спортсмен связан ассоциативной связью, другими словами - лицензией, а национальная федерация сама является частью международной спортивной структуры, цель которой - организация спортивных мероприятий [3].
В Российской Федерации спортивная организация для легализации в качестве субъекта права должно пройти соответствующую государственную регистрацию, и данная процедура правового оформления необходима организации для приобретения правового статуса и возможности участия в соответствующих гражданских и трудовых правоотношениях.
В процессе закрепления правового статуса спортивной организации устанавливаются необходимые формы контроля как в части обязательных платежей и отчетности (налогового, статистического, военного учета, платежей во внебюджетные фонды и т.д.), так и в части закрепления организационно-правовой конструкции организации на основе уставных документов. Учредительные документы для государственной регистрации спортивной организации могут составляться ее организаторами с соблюдением всех требований, предъявляемых к ним гражданским законодательством.
Спортивные организации, зарегистрированные в установленном порядке, отличаются в России многообразием не только в связи с большим количеством видов спорта и организационно-правовых форм, но и в связи с уровнем их функционирования. В частности, выделяются не только общероссийские*(6), но и международные спортивные организации*(7), а в нормах ТК РФ (ст. 348-6) особо выделены общероссийские спортивные федерации, которые следует рассматривать как разновидность спортивных организаций, связанных с деятельностью спортивных сборных команд Российской Федерации, базирующейся на приказе Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 2.02.2009 N 21 "Об утверждении общих принципов и критерия формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков".
Сборные команды классифицируются: 1) по территориальному признаку (федеральный уровень; уровень субъектов РФ; муниципальный, городской, районный уровень); 2) по направленности (на общих основаниях; для паралимпийского, сурдолимпийского движения России и специальной олимпиады России); по видам спорта (за основу берутся все виды спорта, включенные в соответствующий реестр); 4) по возрастной категории (молодежный, юниорский, юношеский составы); 5) по составу (основной и резервный состав).
Целями сборной команды России являются: завоевание передовых позиций на мировой спортивной арене для укрепления престижа России в мировом сообществе государств; участие в развитии спорта и олимпийского движения в России и за ее пределами; укрепление дружбы и взаимопонимания между народами через участие в международных спортивных соревнованиях. Основные задачи сборной команды России: подготовка и успешное выступление на Олимпийских играх, чемпионатах, кубках и первенствах мира, Европы и других официальных международных соревнованиях; совершенствование мастерства ведущих российских спортсменов; вовлечение подрастающего поколения в систематические занятия спортом и в олимпийское движение и др.*(8)
Согласно ч. 1 ст. 348-6 ТК РФ общероссийские спортивные федерации осуществляют вызовы (заявки) спортсменов в спортивные сборные команды для участия в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям и в международных официальных спортивных мероприятиях в составе указанных команд, при этом ТК РФ не уточняет, собственно, правовой статус данных федераций, что требует обращения к нормам Федерального закона N 329-ФЗ, устанавливающего правовой статус местных, региональных и общероссийских спортивных федераций как общественных объединений, действующих в только одной организационно-правовой форме - общественной организации.
Прослеживается определенная особенность в государственной регистрации федераций, которая заключается в том, что предусмотрена дополнительно с государственной регистрацией аккредитация региональных спортивных федераций, проводимая органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта на основе приказа Минспорттуризма РФ от 20.02.2009 N 49, утвердившего порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций*(9), в соответствии с которым государственная аккредитация включает в себя объявление о государственной аккредитации; рассмотрение заявления о государственной аккредитации и экспертизу представленных документов*(10); принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации; принятие решения о приостановлении или отзыве государственной аккредитации.
Что касается общероссийских спортивных федераций*(11), то порядок их создания устанавливает ст. 14 Федерального закона N 329-ФЗ в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях и на основе общего правила о том, что по одному виду спорта на территории России может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций утвержден приказом Минспорттуризма РФ 18.08.2009 N 654*(12), при этом государственная аккредитация по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, осуществляется с учетом мнения Олимпийского комитета России и ее срок составляет 4 года.
Представляет интерес ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 329-ФЗ о том, что использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание "общероссийская спортивная федерация" вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации, хотя сама общероссийская спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слова "союз", "ассоциация", но в данном случае эти слова не указывают на организационно-правовую форму юридического лица согласно нормам ГК РФ.
Интересен также следующий аспект: в члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их уставами могут быть приняты спортивные клубы (центры), независимо от организационно-правовых форм, и их объединения, осуществляющие свою деятельность в соответствующем виде или видах спорта, т.е. спортивные организации, входящие в состав общероссийской спортивной федерации, могут создаваться и как коммерческие организации, нацеленные на организацию не только спортивной, но и предпринимательской деятельности.
Все сведения об общероссийских спортивных и региональных спортивных федерациях после их государственной аккредитации подлежат внесению в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Ведение реестра осуществляет Минспорттуризм России на основе приказа Минспорттуризма России от 20.02.2009 N 48 о порядке ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений из этого реестра*(13).
Таким образом, особое выделение в ТК РФ (ст. 348-6) общероссийских спортивных федераций нацеливает на конкретизацию их правового статуса, связанного с институтом дополнительной аккредитации (наряду с государственной регистрацией) региональных и общероссийских спортивных федераций, при этом термин "федерация" в данном случае используется с целью четкого определения их юридического положения в сфере правового регулирования только как общественной организации, целью которой выступает организация и проведение по соответствующему виду спорта спортивных мероприятий (чемпионатов, первенств, кубков) для обеспечения подготовки спортивных сборных команд России, и которые возможно рассматривать как особый коллективный субъект в сфере спорта.
Итак, спортивная организация - это особый вид работодателя как юридического лица (организации), действующий в определенной организационно-правовой форме как объединение различных субъектов с целью организации и проведения спортивных соревнований, учебно-тренировочных и других мероприятий по подготовке к спортивным соревнованиям на основе национальных и международных достижений физической культуры и спорта.
Спортивные организации могут функционировать самостоятельно как коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они объединяются на основе членства в форму общественной организации (спортивная федерация*(14)), с целью проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов - членов спортивных сборных команд.
Работодатель (спортивная организация) должен признавать руководящую роль региональной и общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта и только тогда подчиняться установленным ими нормам.
Под актом признания регулирующих норм общероссийских спортивных федераций нужно понимать определенное юридическое действие, представляющее собой явно выраженное добровольное согласие с распространением указанных норм на свое поведение посредством указания на такое признание в учредительных документах юридических лиц, заявлениях, заявках, посредством регистрации в качестве участника соревнования или иными аналогичными способами, которое вправе осуществить субъект физической культуры и спорта (в данном случае спортивная организация) с целью возникновения у него специальных прав и обязанностей, а также возможного применения к нему мер ответственности, установленных данными нормами.
Норма ст. 348-10 ТК РФ уточняет наличие у работодателя (в данном случае спортивной организации) собственных средств, за счет которых работодатель обязан обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использование. И только материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации осуществляется за счет федерального бюджета в порядке, установленном Правительство Российской Федерации.
Как следствие, можно сделать вывод о том, что материальную основу деятельности спортивных организаций составляют собственные средства, получаемые в ходе предпринимательской деятельности, средства федерального, региональных и местных бюджетов*(15), а также так называемые "спонсорские средства"*(16), которые составляют значительную долю бюджетов профессиональных спортивных клубов. Заметим, что прекращение бюджетного либо спонсорского финансирования зачастую ведет к ликвидации спортивной организации, т.к. материальное содержание и техническое обеспечение спортивных баз, стадионов либо иных активов становится невозможным.
При этом нормы трудового законодательства (глава 54-1) распространяются только на спортсменов и тренеров как профессиональный персонал спортивных организаций, имеющих четко определенную цель - достижение спортивных результатов и участие в проводимых на местном, региональном, общероссийском, международном уровне спортивных соревнованиях.
Констатируя в целом вышеизложенное относительно правовых основ деятельности спортивных организации в России в сфере общественного производства заметим, что труд спортсменов и тренеров имеет важную определенную значимость в поддержании национального здоровья, оказывающего прямое влияние на процесс достойного труда в обществе, и, безусловно, подпадает под действие ТК РФ, и данный труд базируется на трудовых отношениях, требующих дифференцированного нормативного правового регулирования в рамках отрасли российского трудового права при тесном взаимодействии с нормами иных отраслей российского права.
Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1968. - С. 747.
2. Скачкова Г.С. Особенности регулирования трудовых отношений в области физической культуры и спорта // Трудовое право. - 2002. - N 5. - С. 69.
3. Гусов К.Н., Шевченко О.А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. - М.: Проспект, 2011. - С. 15-17.
О. Зайцева,
д-р юрид. наук, завкафедрой трудового права
и права социального обеспечения Оренбургского
института (филиала) МГЮА им. О.Е. Кутафина
Ю. Тулупова,
соискатель кафедры трудового права
Уральской государственной юридической академии
"Вопросы трудового права", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6252.
*(2) В ред. приказов Минспорттуризма РФ от 22.10.2010 N 1121; от 28.06.2011 N 636; от 29.08.2011 N 1003.
*(3) Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 // Бюллетень Минтруда РФ. - 2004. - N 6. - С. 18.
*(4) См. Решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2009 по делу N Ф41-13588/09 URL: http: www/10aas.arbitr.ru.
*(5) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2006 N Ф08-4725/06.
*(6) Российский футбольный союз (РФС); Федерация хоккея России (ФХР) и т.д.
*(7) В качестве международных спортивных организаций следует рассматривать Международный олимпийский комитет (МОК); Международную федерацию футбола (ФИФА); Международную федерацию хоккея (ИИХФ) и др.
*(8) Пункт 2.1 постановления Госкомспорта РФ от 20.06.2001 N 8/2, Бюро исполкома Олимпийского комитета России от 20.09.2001 N 69 би/19а.
*(9) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - N 17.
*(10) В соответствии с Порядком государственной аккредитации региональных спортивных федераций для получения искомой аккредитации региональная спортивная федерация вместе с заявлением о государственной аккредитации представляет в орган по аккредитации пакет документов, часть из которых являются первичными документами любой организации (учредительные документы, выписка из ЕГР юридических лиц и т.д.).
*(11) Согласно ст. 2 Федерального закона N 329-ФЗ, общероссийская спортивная федерация - это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.
*(12) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - N 46.
*(13) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - N 18.
*(14) В силу ст. 16 Федерального закона N 329-ФЗ только общероссийские спортивные федерации вправе разрабатывать (с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями) правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта, т.е. для спортсменов, тренеров и их работодателей.
*(15) Например, футбольный клуб "Рубин" финансирует мэрия г. Казани; баскетбольный клуб "Химки" - администрация Московской области; хоккейный клуб "Салават Юлаев" финансируется за счет регионального бюджета республики Башкортастан.
*(16) Термин "спонсор" (англ. Sponsor; лат. spondere ручаться, гарантировать) обозначает: 1) поручитель; 2) лицо или организация, финансирующее проведение какого-либо мероприятия и т.п.; 3) организатор, устроитель. (См.: Словарь иностранных слов и выражений. Автор-составитель Е.С. Зенович. - М., 1997. - С. 449.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru