Обязанности несовершеннолетних граждан, связанные с предстоящим прохождением военной службы по призыву
Часть 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является не только обязанностью граждан государства, но и их долгом, тем самым исполнению данной обязанности придается особая моральная значимость. Часть 2 ст. 59 предусматривает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В свою очередь, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2011 г.), регулирующий порядок и условия прохождения гражданами Российской Федерации мужского пола военной службы по призыву на территории нашей страны, традиционно признает субъектами данной обязанности исключительно лиц, достигших совершеннолетия (18-летнего возраста). Не являясь, таким образом, непосредственными субъектами, подлежащими призыву на военную службу, российские дети мужского пола, тем не менее, в соответствии со ст. 1 указанного Закона участвуют в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, а именно в мероприятиях по воинскому учету и обязательной подготовке к военной службе.
Автор предлагает обобщенно назвать обязанности несовершеннолетних граждан по участию в указанных мероприятиях "обязанностями, связанными с предстоящим прохождением военной службы по призыву".
Среди обязанностей, связанных с предстоящим прохождением военной службы по призыву, предлагается выделить следующие их виды:
1. Обязанность по первоначальной постановке на воинский учет
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) по представлению военного комиссара.
Для постановки на первоначальный воинский учет несовершеннолетний, достигнув оговоренного возраста, обязан по вызову лично явиться для прохождения соответствующей процедуры в установленное время и место.
Поскольку сам Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и дополнительно регулирующее рассматриваемые отношения Положение о воинском учете*(1) предусматривают совершение в ходе процедуры постановки на учет ряда действий по определению пригодности несовершеннолетнего к предстоящему несению военной службы (некоторые из которых являются особо значимыми и во многом определяют дальнейшую судьбу ребенка), из названной обязанности автор выделяет в самостоятельный вид следующую обязанность.
2. Обязанность по прохождению медицинского освидетельствования
При первоначальной постановке на воинский учет несовершеннолетний гражданин, согласно ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обязан пройти медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования установлен Положением о военно-врачебной экспертизе*(2), которое детально регулирует всю процедуру прохождения соответствующего обследования и оформления полученных результатов с тем, чтобы определить годность конкретного несовершеннолетнего к несению военной службы.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к ней с незначительными ограничениями, определяется показатель предназначения для прохождения военной службы (категория годности), что непосредственным образом влияет в дальнейшем на отправку этих граждан на службу. Заключение о временной негодности к военной службе в отношении несовершеннолетних выносится на срок до 12 месяцев, после чего гражданину надлежит повторно пройти освидетельствование (разд. II Положения о военно-врачебной экспертизе).
3. Иные обязанности, связанные с воинским учетом
После того как несовершеннолетний мужского пола был первоначально поставлен на воинский учет, у него появляется целый ряд обязанностей, связанных с этой системой. Наиболее значимыми среди данных обязанностей являются перечисленные в ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (разд. IX Положения о воинском учете "Обязанности граждан по воинскому учету" практически дословно повторяет эти же обязанности, внося в их формулировки лишь небольшие уточнения):
- являться в установленные место и время по вызову (повестке) в военный комиссариат либо в орган местного самоуправления, осуществляющий первоначальный воинский учет, имея при себе паспорт;
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий первичный воинский учет, об изменениях в личном состоянии (изменение семейного положения, образования, состояния здоровья, места работы, места жительства или места пребывания в пределах муниципального образования);
- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), расположенное за пределами территории, относящейся к соответствующему военному комиссариату, а также при выезде за границу страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства или возвращении в Российскую Федерацию;
- бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (либо иной документ, по тем или иным причинам выданный взамен него), а в случае его утраты в установленный срок обратиться в соответствующий орган власти для решения вопроса о получении нового документа, взамен утраченного.
4. Обязанность по прохождению обязательной подготовки к военной службе
Согласно ст. 11 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положению о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе*(3) обязательная подготовка к военной службе для несовершеннолетних мужского пола включает в себя следующие составные части:
А. Получение начальных знаний в области обороны
Данная обязанность еще два года назад являлась наименее четко сформулированной и не обеспечивалась никакими корреспондирующими ей правовыми актами - только в п. 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе содержалось указание на то, что "граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации". В свое время автор настоящей статьи аргументировал необходимость исключения упоминания этой обязанности из всех нормативных актов в связи с ее дублированием другими обязанностями (в особенности "подготовкой по основам военной службы")*(4). В настоящее время сложилась еще более странная ситуация, в которой само по себе отдельное упоминание понятия "получение начальных знаний в области обороны" удалено из нормативных актов не было, но непосредственное его содержательное наполнение фактически было объединено с той самой "подготовкой по основам военной службы".
Б. Подготовка по основам военной службы
"Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы" осуществляются в соответствии с совместно изданным Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации приказом*(5), с учетом которого были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты. Как уже говорилось выше, в этом приказе смешиваются воедино два отдельно упоминаемых в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе понятия, что свидетельствует о том, что в настоящее время оба они фактически означают одно и то же - некую единую систему обучения несовершеннолетних граждан мужского пола, предшествующую прохождению ими военной службы по призыву и направленную на получение базовых знаний по вопросам обороны и военной службы.
Что касается непосредственного содержания данной подготовки, то она в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (который в настоящее время является обязательным как для средней школы (с 5-го по 9-й класс), так и для старшей школы (10-11-й классы)), а также в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования - в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
В учебных заведениях для проведения такого рода подготовки создается необходимая учебно-материальная база, включающая предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Обучение проводят штатные педагогические работники образовательных учреждений, подбор кандидатов на должности которых проводится, однако, образовательным учреждением не самостоятельно, а совместно с военным комиссариатом. В Положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (п. 7) специально оговаривается, что подбор таких преподавателей осуществляется преимущественно из числа офицеров запаса и выпускников военных кафедр педагогических вузов, обладающих необходимыми знаниями и высокими морально-деловыми качествами, что, думается, действительно необходимо для достижения стоящих перед ними целей. Уровень полученных в результате обучения знаний особым образом контролируется посредством проведения аттестации в форме зачетов.
Несовершеннолетние мужского пола, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и, как следствие, не прошедшие подготовку по основам военной службы, получают начальные знания в области обороны и проходят подготовку по основам военной службы в специальных учебных пунктах, которые создаются в установленном порядке при образовательных учреждениях.
В. Прохождение учебных сборов
Учебные сборы представляют собой составную часть подготовки несовершеннолетних по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах. Они организуются, как правило, на базе воинских частей в конце предпоследнего года обучения (в учебных пунктах - по окончании теоретической части обучения), продолжительность их составляет 5 дней (40 учебных часов), а основной задачей является приобретение несовершеннолетними практических навыков, связанных с предстоящим несением воинской службы (от размещения и быта в военных казармах до стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия и метания гранат)).
Г. Военно-патриотическое воспитание
Данный вид подготовки к военной службе организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и его территориальными подразделениями, проводится непосредственно в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, учебных пунктах и специализированных военно-патриотических детских (молодежных) объединениях и имеет немало законодательно закрепленных целей и задач - от изучения истории и культуры Отечества и родного края и физического воспитания молодежи до формирования у подрастающего поколения чувств патриотизма, верности Родине и готовности к служению Отечеству (ст. 14 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пп. 18-19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, Постановление Правительства Российской Федерации "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" от 24 июля 2000 г. N 551).
По итогам анализа обязанностей российского ребенка мужского пола, связанных с предстоящим прохождением военной службы по призыву, можно констатировать, что наименее урегулированной из них является обязанность по прохождению обязательной подготовки к военной службе.
Правовые акты, устанавливающие формы исполнения данной обязанности, отличаются наибольшим количеством пробелов и диспозитивных формулировок, что на практике значительно осложняет не только непосредственное осуществление обязанности, но и уяснение ее конкретного содержательного наполнения как самим субъектом обязанности, так и лицами, призванными контролировать ее соблюдение и способствовать ему.
Так, например, согласно ст. 14 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" работа по военно-патриотическому воспитанию граждан должна производиться "систематически", но конкретные формы и методы этой работы не определены ни самим Законом, ни принятыми в соответствии с ним нормативными актами. Единственным относящимся к правовому регулированию данного вопроса документом является Постановление Правительства Российской Федерации "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", но и оно направлено, скорее, лишь на определение задач указанной деятельности и распределение полномочий по ее финансированию.
Схожая ситуация складывается с получением начальных знаний в области обороны - упоминание о его необходимости в законодательстве имеется, но конкретных самостоятельных норм, направленных на регулирование именно этих отношений, в российском праве не существует. По-прежнему складывается впечатление, что само понятие "начальные знания в области обороны" должно быть признано дублирующим и, как следствие, излишним по отношению к детально урегулированному законодательством понятию "подготовка по основам военной службы".
В целях устранения отмеченных недостатков, способных оказать негативное влияние на комплексное осуществление ребенком своих обязанностей, связанных с предстоящим прохождением военной службы по призыву (и непосредственно обязанности по прохождению обязательной подготовки к военной службе как ее неотъемлемой составной части), автор настоящей статьи считает необходимым, в частности, в кратчайшие сроки провести работу по разработке и утверждению положения о порядке осуществления военно-патриотического воспитания детей и молодежи. При этом, подобный нормативный документ должен не только декларировать цели и задачи проведения упомянутой деятельности, но и указывать на определенные формы и методы ее осуществления, а также субъектов, организующих данную деятельность.
Думается, что основная нагрузка здесь должна быть возложена опять же на общеобразовательные учреждения, так как принудительное формирование из числа детей любого рода самостоятельных военно-патриотических объединений, не имеющих прямого отношения к основным, общеустановленным институтам образования и воспитания несовершеннолетних, было бы неправильным как с организационной точки зрения (указанные объединения могут быть только добровольными, что не даст возможности обеспечить исполнение рассматриваемой обязанности всеми детьми без исключения), так и с точки зрения Конституции Российской Федерации, указывающей в ч. 2 ст. 30 на недопустимость любого принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Понятие "получение начальных знаний в области обороны" автор предлагает исключить из всех нормативных актов, где оно встречается, в связи с его дублированием понятием "подготовка по основам военной службы".
В контексте отмеченных недостатков в правовом регулировании составных частей обязанности по прохождению обязательной подготовки к военной службе очень важным представляется тот факт, что только за неисполнение этой обязанности из числа всех обязанностей, связанных с предстоящим несением воинской повинности, не следует применение ответственности. За неисполнение иных обязанностей (по постановке на первоначальный воинский учет и прохождению медицинского освидетельствования) предусмотрена ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.ст. 21.5-21.7).
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что, несмотря на тот факт, что несовершеннолетний гражданин является в России не вполне полноценным субъектом прав и обязанностей, существенно ограниченным в своем правовом статусе по сравнению со взрослыми, у него, тем не менее, также имеются определенные обязанности, в том числе касающиеся сферы предстоящего несения им военной службы. Представляется, что подобная постановка проблемы и поиск решений ее оптимального правового регулирования способны повысить ответственность будущих защитников Отечества, ведь осознание своих обязанностей в более раннем возрасте, как и понимание реальности применения наказания за их неисполнение, способно в определенной степени гарантировать надлежащее поведение ребенка в будущем.
Е.А. Капитонова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры "Уголовное право"
Пензенского государственного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о воинском учете" от 27 ноября 2006 г. N 719 (в редакции от 22 марта 2012 г.).
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (ред. от 23 декабря 2011 г.) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 10. Ст. 902.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" от 31 декабря 1999 г. N 1441 (в редакции от 15 июня 2009 г.).
*(4) Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 152-153.
*(5) Приказ Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" от 24 февраля 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязанности несовершеннолетних граждан, связанные с предстоящим прохождением военной службы по призыву
Автор
Е.А. Капитонова - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Уголовное право" Пензенского государственного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 10