Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519 "Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки"
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519, опубликованным 16 ноября текущего года, вводится новый порядок представления банками (операторами по переводу денежных средств) специальной информации в отношении клиентских счетов, остатков денежных средств на них, а также о денежных переводах (далее - Порядок).
Данный Порядок принят в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса РФ и предусматривает направление в налоговые органы информации на бумажном носителе.
Напомним, что это за информация. Банки обязаны в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса от налоговых органов выдавать им:
- справки о наличии счетов в банке;
- справки об остатках денежных средств на счетах;
- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей);
- справки об остатках электронных денежных средств;
- справки о переводах электронных денежных средств.
Ранее аналогичный порядок регулировался приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178, который и был отменен с вступлением в силу указанного выше приказа.
Чем вызваны изменения
Чем же было вызвано изменение прежнего порядка и форм сообщений? В первую очередь внесены поправки в законодательство в область денежного обращения и денежных переводов, в том числе в электронные взаимоотношения.
Электронное денежное обращение все шире распространяется как в быту, так и в экономике страны, и под налоговый контроль подпадают новые сферы денежных отношений. Новый Порядок должны применять не только банки, но и платежные агенты и операторы денежных переводов.
Как известно, в 2011 году был принят Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Им установлены правовые и организационные основы национальной платежной системы, регламентирован порядок оказания платежных услуг, в том числе в виде денежных переводов, а также использования электронных средств платежа.
Законом о национальной платежной системе предусмотрено, что помимо кредитных организаций осуществлять деятельность по платежам и переводам денежных средств могут и иные лица - операторы по переводу денежных средств. Кроме того, аналогичные нормы предусмотрены и в отношении платежных агентов. Платежные агенты также совершают операции, связанные с денежным обращением. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-Ф3 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) своих обязанностей по денежному обращению. В том числе, контролируется правильность использования агентами спецсчетов, открытых им для зачисления наличных средств, полученных от физических лиц, а также полноту зачисления.
Сведения о таких счетах, а также выписки по ним, обязаны предоставлять в налоговые органы как банки (п. 6 ст. 7 Федерального закона N 103-ФЗ), так и операторы денежных переводов (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ). Несмотря на то что данные нормы введены еще в прошлом году, порядок и формы сообщений по специальным счетам вводятся только сейчас.
Что изменилось
Для сравнения нового Порядка с ранее действующим, представим перечень документов, которые закреплены обоими документами (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Новый Порядок (приказ ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519) | Старый порядок (приказ ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178) |
Справка о наличии счетов (специальных банковских счетов) (Форма по КНД 1114305) | Справка о наличии счетов в банке у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) |
Справка об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах) (Форма по КНД 1114306) | Справка об остатках денежных средств на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) |
Выписка по операциям на счете (специальном банковском счете) (Форма по КНД 1114307) | Выписка по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) |
Справка об остатках электронных денежных средств (Форма по КНД 1114309) | - |
Справка о переводах электронных денежных средств (Форма по КНД 1114310) | - |
Из этой таблицы видно, что "традиционные" справки дополнились двумя новыми: об остатках и о переводах электронных денежных средств.
Участники процесса
Налоговый кодекс РФ не дает корректного ответа, кому может быть направлен запрос в соответствии со статьей 86 этого кодекса. В статье сказано лишь о банках. Порядок - это как раз тот документ, который аккумулировал нужную информацию в одном месте и прямо указал, кто должен руководствоваться данными нормами.
В Таблице 2 перечислены лица, а также категории счетов, информацию по которым эти лица должны предоставлять в налоговые органы.
Таблица 2
Категория лица | Категория счетов |
Банк | - счета организаций (индивидуальных предпринимателей); - корпоративные электронные средства платежа организаций (индивидуальных предпринимателей) |
- счета, открытые для осуществления профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; - корпоративные электронные средства платежа нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты | |
- счета инвестиционных товариществ, открытые управляющими товарищами, ответственными за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества; - корпоративные электронные средства платежа инвестиционных товариществ, открытые управляющими товарищами, ответственными за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества | |
- специальные банковские счета организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами) | |
Оператор по переводу денежных средств | - специальные банковские счета организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами) |
Обратите внимание: к числу банков относится Центральный банк РФ и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Оператором по переводу денежных средств может выступать Банк России, Внешэкономбанк и кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п. 1 ст. 11 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
Немного расскажем о счетах, которых касаются нормы рассматриваемого Порядка.
В формулировке налогового законодательства счетом будет являться расчетный (текущий) и иной счет в банке, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации или индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Порядком определено, что к контролируемым счетам относятся и специальные банковские счета, которые открываются банковским платежным агентам для зачисления полученных от физических лиц наличных денежных средств.
По специальному банковскому счету могут осуществляться следующие операции:
- зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
- зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
- списание денежных средств на банковские счета.
Поясним еще один интересный термин - корпоративные электронные средства платежа. Они открываются только для клиентов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ). Корпоративные банковские карты могут быть выданы только сотруднику организации (ИП) для оплаты представительских, командировочных, хозяйственных расходов организации. Они не могут использоваться для оплаты личных нужд или получения зарплаты.
Сроки представления
Новый Порядок не изменил правил определения "контрольного" времени, в течение которого банки и иные участники процесса обязаны ответить налоговому органу на их запрос. Как и прежде, при расчете срока исходят из следующих условий:
- для запроса, врученного под расписку представителю банка, - срок отсчитывается со дня, следующего за днем, указанным в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса;
- для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - со дня, следующего за днем вручения почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении.
Правда, с некоторых пор изменился сам срок. С декабря 2010 года ответ необходимо представлять в течение трех дней вместо прежних пяти (Федеральный закон от 03.11.2010 N 287-ФЗ). Исчисление производится в календарных днях.
Справка о наличии счетов и об остатках денежных средств на них
По данным формам справок теперь надо будет представлять сведения не только по расчетным, текущим и иным счетам, но по специальным банковским счетам платежных агентов.
Во всем остальном правила указания запрошенной информации не изменились. Заполняются данные, идентифицирующие сам банк и лицо, в отношении которого налоговая инспекция сделала запрос.
Выписка по операциям на счете
Новая форма выписки практически не изменилась. Теперь по этой же форме следует оформлять выписку по операциям на специальном банковском счете.
Сведения, предоставляемые в форме выписки намного информативнее, чем предыдущие справки. Здесь банки (операторы денежных переводов) должны указать и реквизиты банков, в том числе международных, плательщика/ получателя денежных средств по конкретной операции по счету, и реквизиты документов, на основании которых банк совершил операцию и многое другое.
В новом Порядке уточнено, что для международных банков идентификаторами могут служить международный банковский идентификационный код SWIFT BIC или иной равноценный реквизит иностранного банка.
Справка об остатках и о переводах электронных денежных средств
Данные справки в целом похожи на справку об остатках денежных средств и выписку по операциям на счетах. Но они представляется только по счетам в виде корпоративных электронных средств платежа.
В справке помимо обычных сведений надо будет указывать специфический реквизит, который характерен для электронного денежного обращения - вид электронного средства платежа.
В справке о переводах также отражаются специфические данные. Вместо номера операции указывается номер перевода, вместо назначения платежа по операции - код перевода.
Сами суммы переводов электронных денежных средств имеют примечательную формулировку, связанную с особенностью счета. Так, сумма перевода (сумма операции в привычном понимании) названа "сумма перевода, влекущего в отношении остатка электронных денежных средств уменьшение (увеличение)".
В остальном справки не отличаются от "традиционных" справок и выписок.
Напомним, что налоговый орган может запросить сведения по конкретному счету (счетам), а может по всем имеющимся у проверяемого лица - клиента банка.
В заключение отметим, что новый опубликованный Порядок распространяется не только на банки, но и на операторов по переводу денежных средств. А в числе утвержденных форм справок две новые - справка об остатках электронных денежных средств и справка о переводах электронных денежных средств.
Порядок разграничил "долю ответственности" банков. Банк обязан отчитаться по запросу налогового органа в отношении абсолютно всех счетов, открытых проверяемому клиенту как в самом банке (proprio), так и в его филиалах. Филиал же представляет справки и выписки по счетам, открытым только у данного филиала.
И.М. Акиньшина,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.