Учет бывает и воинским...
В процессе хозяйственной деятельности не всякое предприятие, как, впрочем, и большинство граждан, вспоминает о том, что мирное время может закончиться, потому что какой-нибудь противник "перейдет границу у реки". При том, что необходимо делать все, чтобы такого не случилось как можно дольше, любое государство должно готовиться к событиям подобного рода заранее.
Существенной частью такой подготовки является организация воинского учета граждан. С этой целью, в частности, Генеральный штаб Вооруженных сил РФ утвердил Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее - Методические рекомендации).
Итак, что же в связи с этим должны знать руководство организаций и соответствующие службы?
Согласно п. 9 Методических рекомендаций за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. Они должны обеспечить создание и функционирование на своих предприятиях военно-учетных подразделений, выполнение работ по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию.
Примечание. На индивидуальных предпринимателей обязанности по ведению воинского учета граждан, принятых ими на работу, не распространяются.
Впрочем, на каждом предприятии создавать для этих целей специальный отдел не обязательно. В пункте 12 Положения о воинском учете*(1) определены нормы занимающихся такой работой специалистов, которые зависят от числа работников, находящихся на воинском учете:
- один работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- один освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;
- два освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;
- один освобожденный работник - на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.
При наличии в организациях двух работников и более, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол. Данные нормы применяются исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Методических рекомендаций). При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника, которому передаются по акту все необходимые документы.
Кто находится на воинском учете?
Необходимо учитывать, что воинскому учету, в том числе в организациях, подлежат:
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
2) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
- мужского пола, пребывающие в запасе;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и впоследствии поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
В Методических рекомендациях это не указано, но с 12.12.2011 согласно Федеральному закону от 30.11.2011 N 343-ФЗ на воинский учет должны встать и граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.
По-прежнему не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности);
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
С воинского учета снимаются военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Законом о воинской обязанности порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 16 Методических рекомендаций).
Как вести воинский учет?
Руководитель организации должен обеспечить выделение специально оборудованных помещений и железных шкафов для хранения документов по воинскому учету. Он выпускает приказ, образец которого приведен в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
(наименование организации)
Приказ
"__" ______ 20__ г. г. ____
N ___
Об организации воинского учета граждан, в том числе
бронирования граждан, пребывающих в запасе
Во исполнение федеральных законов от 31 мая 1996 г. "Об обороне",
от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе",
от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации" и постановлений Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" и
от 11 июля 1994 г. N 821 (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. N 258) "Об утверждении
Основных положений по бронированию граждан Российской Федерации,
пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах
государственной власти, органах местного самоуправления и организациях"
Приказываю:
1. Начальнику отдела кадров ___________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих
воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование граждан, пребывающих
в запасе. Разработать функциональные обязанности работников,
осуществляющих воинский учет, и представить на утверждение в срок
до ______ 20___ г.
2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе
бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой
отчетности возложить на ________________________________________________
(должность, фамилия, имя и отчество)
3. При временном убытии ________________________________________________
(фамилия и инициалы работника,
осуществляющего воинский учет)
в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей
по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан,
пребывающих в запасе, возлагать на _____________________________________
(должность, фамилия, имя и отчество)
Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию
граждан, передавать по акту.
4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и
должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Руководитель организации ---------- --------------------------
(подпись) (инициал имени, фамилия)
Проект такого приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Для учета призывников и военнообязанных запаса заполняется раздел 2 Личной карточки работника, ведущейся по унифицированной форме N Т-2 *(2), на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, для призывников, или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета*(3)) для военнообязанных запаса.
К сведению. Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба РФ и надписью "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР" или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР").
Военные билеты солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов имеют красную обложку с изображением Герба РФ и надписью "Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надпись "СССР. Министерство обороны. Военный билет").
Работник, назначенный ответственным за ведение воинского учета, при приеме граждан на работу проверяет у них на стр. 13 паспорта РФ наличие отметок об отношении к воинской обязанности. Далее он проверяет наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
При обнаружении каких-либо несоответствий, неточностей в документах их владельцам рекомендуется посетить военный комиссариат для исправления, при этом необходимо проконтролировать выполнение данных рекомендаций. В свою очередь, ответственный работник информирует военный комиссариат о таких ошибках в документах и невыполнении гражданами их обязанностей в области воинского учета.
Из документов сведения заносятся в личные карточки (п. 27 Методических рекомендаций).
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, принятых на работу или уволенных, направляются в военкомат в течение двух недель с момента такого события или получения запроса от военкомата по рекомендованной форме.
Угловой штамп Военному комиссару
организации (Руководителю) _________________
(образовательного (наименование
учреждения) __________________________________
военного комиссариата, органа
местного самоуправления)
-----------------------------------------------------------------------
Сведения
о гражданине, подлежащим воинскому учету, и принятии (поступлении)
его на работу (в образовательное учреждение) или увольнении
(отчислении) его с работы (из образовательного учреждения)
Сообщаю, что гражданин ____________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
подлежащий воинскому учету, воинское звание ____________________, 19 ____
года рождения, ВУС N ___________________________________________________,
(полное кодовое обозначение)
проживающий по адресу: __________________________________________________
принят (поступил), уволен с работы (отчислен из образовательного
учреждения)
(ненужное зачеркнуть)
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации, образовательного учреждения,
юридический адрес организации (образовательного учреждения))
на должность ____________________________________________________________
по адресу _______________________________________________________________
(указывается фактический адрес местонахождения организации)
на основании приказа N ____________ от "______" _________________ 20__ г.
Руководитель организации (образовательного учреждения)
------------- -------------- -------------------------------
(должность) (телефон) (инициал имени, фамилия)
Ответственный за ВУР
------------- -------------- -------------------------------
(должность) (телефон) (инициал имени, фамилия)
Кроме того, ежегодно до 15 сентября в соответствующие военные комиссариаты предоставляются списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, если таковые работают в организации, заполняемые на основании личных карточек.
Не реже одного раза в год данные личных карточек сверяются с документами воинского учета граждан и с документами соответствующих военных комиссариатов. До последних также в двухнедельный срок доводится информация об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.
Неведение воинского учета наказуемо
За нарушения в области воинского учета для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, это влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Заметим, что п. 3 приложения 1 к Методическим рекомендациям предписывает военным комиссариатам и органам местного самоуправления проверять ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.
Налогообложение мероприятий, связанных с воинским учетом
В Письме от 06.11.2007 N 03-03-06/1/771 Минфин обращает внимание на то, что ведение воинского учета в организациях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, которым, в частности, определено число выделяемых для этого работников.
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, затраты, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Потому расходы на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. По нашему мнению, учитываются все расходы на оплату труда соответствующих работников, даже если их число превышает нормативное.
Работу по ведению воинского учета можно поручить и сторонней организации. В этом случае соответствующие затраты как расходы на управление организацией учитываются согласно пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 11.11.2011 N А56-2823/2011). Между прочим, суд признал, что для организации ведение воинского учета сторонним исполнителем, а не собственным сотрудником было экономически выгодно.
М.В. Подкопаев,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 23, декабрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
*(2) Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Данная форма относится к документам по учету кадров, то есть в отличие от документов бухгалтерского учета, для целей которого в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 использование унифицированных форм необязательно, применяется в полной мере.
*(3) Выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, на срок от одного до трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"