Нюансы разработки и утверждения локальных нормативных актов
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Порядок введения в действие таких нормативных актов различен в зависимости от вопросов, регулируемых ими. Прочитав статью, вы узнаете, как нужно утверждать локальные нормативные акты и вводить их в действие.
На основании ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Кроме этого, в некоторых случаях требуется учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом, если локальный акт принят без соблюдения порядка учета мнения названных органов работников, он не подлежит применению.
Представительный орган работников: чье мнение учитываем?
Первым делом нужно понять, чье мнение необходимо учитывать, принимая тот или иной локальный нормативный акт. В некоторых статьях Трудового кодекса говорится об учете мнения представительного органа, а в некоторых - выборного органа первичной профсоюзной организации. Например, согласно ст. 105 ТК РФ на некоторых работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. А в силу ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации работников, в частности, может устанавливаться локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Давайте разберемся, что представляют из себя данные органы.
Первичная профсоюзная организация - это объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Говоря более понятным языком, это профсоюз, который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ).
Такой локальный профсоюз создается решением работников, причем для создания достаточно всего трех человек. Решение о создании профсоюза принимается общим собранием его учредителей. Ход собрания фиксируется протоколом. Первичная профсоюзная организация действует на основании устава или положения.
К сведению. Чтобы выборный орган первичной профсоюзной организации мог представлять интересы работников, необходимо, чтобы соответствующие полномочия были закреплены в учредительных документах такой профсоюзной организации или она объединяла не менее половины работников организации.
Если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников на локальном уровне, может быть избран иной представительный орган из числа работников на общем собрании (конференции) тайным голосованием. При этом наличие такого представительного органа работников не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
В каких случаях необходимо учитывать мнение представителей работников?
Поскольку перечень вопросов, при принятии решений по которым нужно учитывать мнение представительного органа работников или согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации, достаточно широк, назовем основные из них и представим их в таблице.
Представительный орган работников | Выборный орган первичной профсоюзной организации | ||
Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ) | Введение и отмена режима неполного рабочего времени (ч. 5 ст. 74 ТК РФ) | ||
Составление графиков сменности (ст. 103 ТК РФ) | Привлечение к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99) | ||
Установление систем нормирования труда, их введение, замена, а также пересмотр норм труда (ст. 159, 163 ТК РФ) | Разделение рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ) | ||
Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) | Порядок применения вахтового метода работы (ч. 4 ст. 297 ТК РФ) | ||
Вопросы применения и снятия дисциплинарных взысканий (ст. 193, 194 ТК РФ) | Утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ) | ||
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ) | Привлечение к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113) | ||
Установление норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах вредных или опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ) | Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ) | ||
Системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ) | Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ) | ||
Утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ) | Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ) | ||
Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда (ст. 147, 153, 154 ТК РФ) | Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 8 ст. 325 ТК РФ) |
Следует ли согласовывать с профсоюзным органом (если он есть) должностные инструкции?
Для ответа на данный вопрос нужно разобраться, является ли должностная инструкция локальным нормативным актом. Трудовой кодекс четко не определяет, какие акты можно отнести к таковым, в связи с чем мнения специалистов разделились. Ясность в данный вопрос внес Роструд Письмом от 30.11.2009 N 3520-6-1: должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.
В любом случае ни Трудовым кодексом, ни другими федеральными законами и нормативными правовыми актами согласование должностных инструкций с представительным органом работников не установлено. И если коллективным договором или соглашением это не предусмотрено, согласование не требуется.
Порядок учета мнения и согласования решений
Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашениями, должен соблюдать порядок учета мнения как выборного органа первичной профсоюзной организации, так и представительного органа работников. Поскольку процедура учета мнения этих органов одинакова, обратимся к ст. 372 ТК РФ.
Перед принятием решения по какому-либо вопросу работодатель должен направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.
В случае если такое мнение не предусматривает согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
Если согласия достигнуть так и не удалось, оформляется протокол разногласий, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Однако такой акт может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующей государственной инспекции труда или в суде. Кроме этого, принятие локального акта без согласования может стать причиной коллективного трудового спора.
Примечание. Если профсоюз нарушил пятидневный срок направления своего мнения, то работодатель может его не учитывать.
На основании жалобы (заявления) органа работников государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее (его) получения проводит проверку в организации. В случае выявления нарушения она выдает работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Вопрос: Может ли работодатель самостоятельно утвердить правила внутреннего трудового распорядка (или иной локальный нормативный акт), если в организации отсутствует представительный орган работников?
Действительно, в силу ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов организации. Однако если в организации нет представительного органа, работодатель может принять правила самостоятельно: трудовое законодательство не устанавливает запретов в этой части.
А как поступить работодателю, если нет представительного органа, но есть первичная профсоюзная организация? Поскольку такие органы представляют интересы всех работников организации на локальном уровне, если объединяют более половины работников или уполномочены общим собранием работников представлять их интересы, хотя объединяют менее половины работников, в случае отсутствия представительного органа работников согласовывать правила внутреннего трудового распорядка следует с профсоюзом.
Оформляем и утверждаем локальный нормативный акт
В настоящее время имеется немало специализированных изданий, где приведены образцы локальных нормативных актов. Кроме этого, образцы таких актов можно найти и на просторах Интернета. Содержание локальных актов во многом обусловлено нормативными правовыми актами, на которые ориентируются составители, и спецификой деятельности организации, а вот с оформлением документов не всегда все в порядке. А между тем текст, как бы хорошо и грамотно он ни был составлен, становится документом только после придания ему юридической силы. Сама же процедура придания документу юридической силы связана с оформлением его определенных составных частей (реквизитов), располагаемых до или после текста.
Основным нормативным актом, регламентирующим состав реквизитов документов, является ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", в соответствии с которым в локальном нормативном акте обязательно следует указать:
- наименование организации (должно строго соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах, включая сокращенное наименование);
- наименование вида документа (пишется после наименования организации прописными буквами: ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
- дата утверждения.
Кроме этого, на локальном акте отводится место для подписи составителя документа и виз согласования.
При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит "Гриф утверждения документа". Обычно локальный акт утверждается приказом или распоряжением, на который и делается ссылка в данном реквизите. Также локальный нормативный акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Выглядеть это может следующим образом.
УТВЕРЖДЕНО Приказом ООО "Октябрь" от 15.10.2012 N 78 | УТВЕРЖДАЮ Директор ООО "Октябрь" Иванов Н.П. Иванов 15.10.2012 |
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Особые правила предусмотрены для случаев ознакомления с локальными нормативными актами лиц, поступающих на работу: будущий работник должен ознакомиться с локальными нормативными актами при заключении трудового договора, то есть до его подписания. Таково требование ст. 68 ТК РФ.
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Оплата труда: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)