Международное сотрудничество в налоговой сфере
В ноябре в Москве прошла V ежегодная конференция на тему: "Практика международного налогового планирования. Актуальные вопросы". В числе информационных партнеров мероприятия были ИА "ГАРАНТ" и журнал "Актуальная бухгалтерия".
Участники конференции обсудили перспективы развития российского и международного налогового законодательства, практику трансфертного ценообразования, использование нерезидентных структур при налоговом планировании в России. Также был рассмотрен вопрос налогового планирования с использованием юрисдикций Кипра, Латвии, Китая, Голландии, Швейцарии, ОАЭ, Великобритании и другие темы.
В начале конференции с докладом выступил Дмитрий Николаев, начальник отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. В основном доклад был посвящен вопросам устранения двойного налогообложения, а также перспективам международного информационного сотрудничества в налоговой сфере.
Дмитрий Николаев рассказал о новых соглашениях об избежании двойного налогообложения. В частности, в сентябре текущего года Госдума России ратифицировала такие соглашения с Аргентиной и Латвией, а также протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения со Швейцарией*(1).
Так, например, согласно протоколу со Швейцарией отменяется налог в размере 10 процентов у источника выплаты на проценты. Вместе с тем в соглашение введены положения, ограничивающие недобросовестное применение налоговых льгот при выплате дивидендов, роялти и процентов. Установлены обязательства уполномоченных органов стран об обмене информацией по налоговым вопросам в соответствии со стандартами ОЭСР*(2).
Теме обмена налоговой информацией в рамках международного сотрудничества докладчик уделил особое внимание. Дело в том, что Минфин России и ФНС России давно проявляют к такому обмену самый живой интерес. Докладчик напомнил, что право применения или неприменения налоговых льгот*(3) прямо зависит от возможности получения налоговой информации. Именно положительное решение вопроса об обмене информацией с Республикой Кипр позволило исключить эту страну из перечня офшорных зон*(4). Это стало возможным после ратификации в феврале 2012 года Протокола "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" (далее - Протокол)*(5).
Однако Дмитрий Николаев специально подчеркнул, что включение и (или) исключение стран из "черного" списка - это процесс обратимый. В том случае если налоговая служба Кипра не будет надлежащим образом реагировать на запросы российской налоговой службы, то Минфин России оставляет за собой право снова внести эту страну в перечень офшорных зон. Из этого обстоятельства участники конференции сделали неизбежный вывод, что при практическом налоговом планировании с использованием кипрской налоговой юрисдикции существует ненулевой риск неожиданного изменения "правил игры".
Естественно, от участников поступил вопрос: с чем конкретно это может быть связано? Докладчик пояснил, что, хотя кипрская сторона ратифицировала Протокол еще 5 сентября 2011 года, ранее не всегда запросы российской стороны удовлетворялись в полном объеме и в разумные сроки. Имелись отдельные случаи, когда кипрская сторона не давала всей необходимой информации, ссылаясь на то, что этой информацией располагает только банк, агент, доверительный управляющий и т.д. Тем не менее Минфин России считает, что теперь налоговые органы Кипра обязаны и будут оказывать помощь российским коллегам в сборе и предоставлении всей запрошенной информации, даже если им самим такая информация для налоговых целей не нужна*(6).
В заключительной части своего выступления докладчик остановился на пока не решенных вопросах международного сотрудничества в налоговой сфере. Речь идет о требованиях к иностранным налоговым резидентам. Например, существуют такие требования со стороны Норвегии к российским физическим и юридическим лицам, есть аналогичные требования к норвежцам и с нашей стороны. Решение этой проблемы Минфин России видит, в частности, в создании отдельного механизма взаимодействия налоговой службы со службой судебных приставов. Не исключено, что такой механизм будет создан на основе специальных межгосударственных соглашений.
Не менее важной, хотя и технической проблемой является внедрение единого формата предоставления налоговой информации. Все возрастающий объем этой информации требует применения современных методов ее обработки на основе понятных и эффективных алгоритмов. В решении этой задачи Россия активно сотрудничает с Финляндией в рамках пилотного проекта по автоматизированному обмену налоговой информацией.
В области трансфертного ценообразования участники конференции констатировали важность экономического обоснования и документального подтверждения управленческих внутригрупповых расходов по услугам иностранных управляющих компаний. В частности, были приведены примеры удачных и неудачных споров с налоговыми органами. Удачливыми оказались те холдинги, которые смогли не только документально подтвердить объем работы, выполненной управляющей компанией, но также указать конкретных исполнителей - иностранных специалистов.
Подготовил
А. Климов,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.10.2012 N 167-ФЗ
*(2) ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development). ОЭСР - ведущая и авторитетная международная организация не только в сфере международного налогообложения и администрирования, но и экономической политики в целом. В марте 1998 г. Российская Федерация получила статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам ОЭСР. В настоящее время Минфин России совместно с налоговой службой ведет активное взаимодействие с ОЭСР по вопросу вступления в организацию. Одним из ключевых условий вступления нашей страны в ОЭСР является принятие законопроекта о регулировании трансфертного ценообразования (http://www.nalog.ru/mnsrus/msmno/smo/oecd/)
*(3) подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ
*(4) приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н
*(5) Федеральный закон от 28.02.2012 N 9-ФЗ
*(6) п. 4 ст. 26 Соглашения (в ред. Протокола), ратифицировано Федеральным законом от 17.07.1999 N 167-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.