Новый вид обязательного страхования: страхование ответственности перевозчика за причинение вреда
С 1 января 2013 года в Российской Федерации вводится новый вид обязательного страхования - обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, которое имеет целью повысить гарантии прав и интересов пассажиров. Рассмотрим основные положения нового закона.
Цель введения нового вида обязательного страхования
14 июня 2012 года был принят Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Вместе с данным законом был принят Федеральный закон от 14.06.2012 N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ).
По мнению законодателей, введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, должно стать инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства РФ в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. В настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров. Принимая данный закон, законодатель преследовал цель защитить интересы пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки.
Принятый закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
Данный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. При этом новый закон не применяется к перевозкам легковыми такси.
Обратите внимание! Положения новых законов вступают в силу 1 января 2013 года, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены специальные сроки вступления в силу.
Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
С 1 января 2013 года независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены законом.
Обратите внимание! Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
Для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки или являющихся владельцами судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, обязанность будет признана выполненной при наличии международных договоров по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее указанных в Федеральном законе N 67-ФЗ.
Перевозчик, не исполнивший обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, будет нести ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.
Кроме этого, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, будут взыскиваться по иску ФСФР в доход РФ с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Обязанность контролировать наличие договора обязательного страхования у перевозчика лежит на федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере транспорта (Ространснадзоре), который в случае неисполнения перевозчиком данной обязанности в течение трех рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения должен уведомить об этом ФСФР для взыскания сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком.
Перевозчик будет обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования(номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в Интернете.
Заметим, что нормы Федерального закона N 67-ФЗ, регулирующие контрольные функции Ространснадзора, вступают в силу 1 апреля 2013 года.
Договор обязательного страхования
Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в порядке и в форме, которые установлены ГК РФ для договоров страхования. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса. Данный договор является публичным, и страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования любому обратившемуся за этим перевозчику.
Что касается условий договора, объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере - не менее чем 2 млн. 25 тыс. руб. на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере - не менее чем 2 млн. руб. на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере - не менее чем 23 тыс. руб. на одного пассажира.
Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.
Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.
В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров. Таким образом, франшиза может быть установлена только по рискам гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего.
Расторжение договора обязательного страхования по соглашению его сторон допускается, если такое соглашение совершено в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами. При этом расторжение или досрочное прекращение договора обязательного страхования не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора обязательного страхования. Кроме того, страхователь не освобождается от обязанности уплатить страховую премию, если исполнение такой обязанности к моменту прекращения договора обязательного страхования просрочено.
У страховщика появляется новая обязанность: в случае расторжения или досрочного прекращения договора обязательного страхования страховщик обязан уведомить об этом орган транспортного контроля и надзора в течение трех рабочих дней, следующих за днем расторжения или досрочного прекращения данного договора.
Страховая премия
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, определенную договором обязательного страхования, единовременно в момент заключения договора обязательного страхования, если этим договором не предусмотрены иные порядок и срок или сроки уплаты страховой премии (страховых взносов).
Страховой тариф определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон, но предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющие на степень риска факторов устанавливаются Правительством РФ.
На момент подготовки номера к печати Минфин представил проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров".
Также Правительством РФ устанавливается порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования в зависимости от вида транспорта.
Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования. Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы. Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования.
При значительном изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, стороны вправе требовать изменения условий договора обязательного страхования. Обстоятельства, существенно влияющие на оценку страхового риска, должны быть определены в договоре обязательного страхования. Соответствующие соглашения заключаются в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ, и на основании правил, предусмотренных гл. 29 ГК РФ.
Планируется проводить ежегодный мониторинг значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании, и их обоснованности, а также воздействия обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта. Результаты указанного мониторинга будут доводиться до сведения государственных органов и органов местного самоуправления, граждан через средства массовой информации и Интернет.
Страховое возмещение
При наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик обязан будет выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены законом, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика. Право требования выгодоприобретателя к страховщику не может быть изменено, преобразовано или передано (уступлено). Отказ выгодоприобретателя от своего права требования к страховщику допускается только в случае, если выгодоприобретатель одновременно отказывается и от своего права требования к перевозчику о возмещении причиненного вреда. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в случае:
- наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Данное основание освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения может быть исключено из договора обязательного страхования соглашением сторон;
- наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;
- если величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.
Статьей 13 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено единственное основание для отказа в возмещении: если представлены не все документы, которые должны быть представлены в таком случае.
Срок уведомления страховщика о предъявленных перевозчику требований о возмещении причиненного вреда - два рабочих дня, следующих за днем их предъявления.
Отметим также, что выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Правительством РФ. Страховщик не вправе требовать от выгодоприобретателя представления других документов (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 67-ФЗ).
Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов. За просрочку исполнения данной обязанности страховщик уплачивает выгодоприобретателю за каждый день просрочки пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы или в случае ненаправления мотивированного отказа от страховой суммы, установленной по конкретному риску.
По вопросу определения величины вреда, подлежащего возмещению страховщиком, новый закон предусматривает следующее. Если страховщику предъявлено требование о выплате страхового возмещения и представлены все необходимые документы, считается, что величина вреда, подлежащего возмещению им по договору обязательного страхования, равна:
1) в случае причинения вреда жизни потерпевшего - страховой сумме, указанной по соответствующему риску в договоре обязательного страхования на одного потерпевшего;
2) в случае причинения вреда здоровью потерпевшего - сумме, рассчитанной исходя из страховой суммы, указанной по соответствующему риску в договоре обязательного страхования на одного потерпевшего, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с нормативами в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего, пока не доказано, что вред причинен в большем размере;
3) в случае причинения вреда имуществу потерпевшего - 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество на одного потерпевшего, пока не доказано, что вред причинен в большем размере.
Порядок выплаты страхового возмещения полностью прописан в гл. 4 "Страховое возмещение" Федерального закона N 67-ФЗ.
Отметим, что у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:
- при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- при наступлении страхового случая вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством РФ эксплуатация транспортного средства запрещена;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Система гарантирования компенсационных выплат
Наряду с государственным регулированием деятельности страховщиков по обязательному страхованию регулирование указанной деятельности осуществляется единым общероссийским профессиональным объединением страховщиков, которое является некоммерческой организацией, основанной на принципе обязательного членства страховщиков, и действует в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.
Обратите внимание! Страховщик, не являющийся членом профессионального объединения страховщиков, не вправе осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (п. 2 ст. 20 Федерального закона N 67-ФЗ).
Для обеспечения компенсационных выплат профессиональное объединение страховщиков будет сформирован компенсационный фонд за счет отчислений страховщиков. Отчисления, производимые страховщиками в компенсационный фонд, признаются текущими расходами страховщиков и включаются в состав финансового результата по обязательному страхованию.
В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве страховщика или отзыва у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с правилами профессиональной деятельности в следующем размере:
- 2 млн. 25 тыс. руб. - при причинении вреда жизни каждого потерпевшего;
- не более чем 2 млн. руб. - при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего;
- не более чем 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество - при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего. Общая сумма компенсационной выплаты по имуществу каждого потерпевшего не может быть более чем 23 000 руб.
Таким образом, в случае банкротства страховщика или отзыва у него лицензии требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику.
В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Участие членов профессионального объединения страховщиков в перестраховочном пуле является обязательным.
Новшества гл. 25 НК РФ
Статьей 5 Федерального закона N 78-ФЗ внесены следующие изменения:
1) п. 2 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 17, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства, полученные профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, и предназначенные для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных указанным законом, а также средства, полученные в соответствии с данным законом этим профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах;
2) п. 2 ст. 294 НК РФ дополнен пп. 1.3, согласно которому к расходам страховых организаций в целях гл. 25 НК РФ относятся суммы отчислений в компенсационный фонд, формируемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"