Комментарий к письму Минфина России от 6.09.2012 N 03-03-06/1/467
В письме обозначено, какими документами подтвердить факт оказания услуг по размещению рекламы в эфирных СМИ.
При определении базы по налогу на прибыль в состав расходов включают:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, на оформление витрин, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах);
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные виды "рекламных" затрат можно включать в базу в полном объеме. Затраты же на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время проведения рекламных кампаний, и затраты на иные виды рекламы для целей налогообложения принимаются лишь в размере одного процента выручки.
Размещая рекламу в эфирных СМИ с привлечением рекламного агентства, подтвердить факт оказания услуг по размещению рекламного материала можно эфирными справками или иными документами, содержащими необходимые реквизиты (дату, время размещения рекламы, наименование телеканала, вид материала), выданные телеканалом. Эта позиция озвучивалась и ранее в письме Минфина России от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71.
К услугам рекламного характера, расходы на которые принимаются к уменьшению налогооблагаемой прибыли, относятся и услуги по размещению информации о товарах в каталогах. Затраты на услуги по размещению такой информации в каталогах можно учесть в базе в полном объеме на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 27.09.2012 N 03-03-06/1/508).
Обратите внимание: не вся информация, размещаемая вами в СМИ, газетах, журналах, а также путем воспроизведения на телевидении, может быть отнесена к рекламной.
Напомним, что реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование, поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
К примеру, квалифицируя расходы, связанные с размещением в СМИ объявлений о подборе персонала для целей налогообложения прибыли, нельзя отнести их к рекламным, поскольку в таком случае нет объекта рекламирования и самой цели рекламирования товара.
По этой причине затраты на опубликование в СМИ объявлений о наборе сотрудников, не списываются как рекламные, а относятся к прочим расходам (письмо Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/585).
"Рекламные" расходы должны быть подтверждены
Для того чтобы включить расходы в базу, уменьшающую прибыль, они должны соответствовать обязательным критериям, одним из которых является документальное подтверждение.
При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при проведении какой-либо хозяйственной операции. Поэтому при решении вопроса о возможности учета расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают ли представленные плательщиком документы факт осуществления затрат.
Говоря о документальном подтверждении расходов на размещение рекламы в эфирных СМИ посредством привлечения рекламного агентства, обозначим, что такими "оправдывающими" первичными документами могут быть:
- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;
- эфирные справки при размещении рекламы на телевидении или радио.
Если фирма надлежащим образом подтверждает расходы на рекламу в СМИ, на телевидении, на наружную рекламу, проведение рекламных мероприятий, то судьи не против учета таких затрат при налогообложении прибыли даже несмотря на отсутствие лицензионного договора на рекламируемый товар. Так было и в постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2012 N А41-43832/09.
Налоговые органы были против учета в базе расходов на рекламу. И доводы нашлись: у общества не оказалось лицензионного договора на использование товарного знака. Компания рекламировала чужой товарный знак.
Однако судьи посчитали, что отсутствие лицензионного договора не влияет на право общества учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль. Тем более что использование товарного знака производилось в соответствии с лицензионным соглашением, заключенным с правообладателем товарного знака.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.