Какая установлена ответственность для сторон договора временного размещения и проживания за вред, причиненный имуществу гостя, гостиницы?
Положениями п. 17 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ предусмотрено, что исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя. В Гражданском кодексе есть отдельная статья, посвященная хранению вещей в гостинице. Основное правило гласит, что гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственность за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей. Потребитель же возмещает ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы, а также несет ответственность за иные нарушения.
В Международных гостиничных правилах сказано, что юридическая ответственность владельца гостиницы определяется национальным законодательством. Ответственность за имущество гостя обычно ограничена, за исключением случаев, когда очевидна вина владельца гостиницы или его служащих. Что касается принятых на хранение ценностей, ответственность за их утрату может быть разумно лимитирована, если гость (постоялец) был об этом своевременно проинформирован. При этом гостиница в качестве гарантий оплаты любых положенных ей сумм имеет право задержать и в дальнейшем реализовать по коммерческой стоимости любое имущество гостя (клиента), доставленное в помещение гостиницы. В свою очередь, гость (клиент) несет перед владельцем гостиницы юридическую ответственность за любой ущерб, нанесенный лицам, зданию, отделке или оборудованию, по его установленной вине.
Как видим, в отношении имущественной ответственности национальные и международные правила имеют много общего, но есть и отличия, о которых нужно знать как владельцам гостиниц, так и туристам, путешествующим по России и за рубежом.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2012 г.
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"