Зажигаем в Новый год, или Пожарная безопасность
Новогодние праздники не за горами. Для руководителей бюджетных организаций это время повышенной ответственности, а для пожарных инспекторов - повышенной бдительности. Поговорим о мерах пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий, тем более что в 2012 году вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ*(1) (ППР).
Об ответственности руководителя
Непосредственную ответственность за обеспечение пожарной безопасности несет руководитель учреждения, что предусмотрено ст. 39 Закона о пожарной безопасности*(2). Аналогичные требования также прописаны в ст. 20.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность должностных лиц в виде штрафа до 50 тыс. руб. Статья 219 УК РФ предполагает более высокий штраф за нарушение правил пожарной безопасности - до 80 тыс. руб., а также уголовные меры ответственности.
Ответственность руководителя прописана и в ст. 37 Закона о пожарной безопасности, согласно которой руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Тот факт, что бюджетное учреждение не является собственником имущества, не может быть основанием для отмены применения административного или уголовного наказания. ППР содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности*(3). ППР прописывают ответственность руководителя организации, в пользовании которой на праве собственности или ином законном основании (в том числе по праву оперативного управления) находятся объекты*(4).
Если мероприятие проводится в учреждении культуры, согласно п. 8.1 ВППБ 13-01-94*(5) ответственными за противопожарную безопасность лицами являются руководители этих учреждений. Согласно п. 8.3 ВППБ 13-01-94 лица, ответственные за противопожарную безопасность при устройстве новогодних елок, обязаны сообщить в местную пожарную охрану дату и время проведения праздника.
Пункт 8.4 ВППБ 13-01-94 запрещает устройство елки без разрешения органов государственного пожарного надзора. Аналогичные требования закон предъявляет к лицам, ответственным за пожарную безопасность при устройстве новогодних елок в спортивных сооружениях (ст. 2 ППБ-0-148-87*(6)). Если на новогоднем представлении, проводимом в спортивном сооружении, присутствует несколько детских коллективов, различных классов, школ, из числа администрации этих учреждений нужно назначить ответственных дежурных, которые должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и действиях на случай возникновения пожара*(7). Этими же правилами предусмотрен обязательный инструктаж артистов, принимающих участие в новогоднем представлении: они должны получить информацию о действиях в случае возникновения пожара и мерах по предотвращению паники среди детей и зрителей*(8).
Если в ППБ 01-03 *(9), действовавших до принятия ППР, руководитель организации был наделен правом назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте, то новые требования вменяют ему это в обязанность*(10).
Назначаем дежурных
При проведении новогодних мероприятий нужно помнить, что залы, аудитории, комнаты и прочие помещения, в которых проводятся новогодние елки, корпоративы и другие виды праздничных гуляний, могут попасть в категорию объектов с массовым пребыванием людей. В пункте 5 ППР указано, что массовым пребыванием людей считается нахождение на объекте 50 и более человек.
Руководитель таких объектов согласно п. 12 ППР обязан обеспечить наличие инструкций о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре*(11). Также для усиления контроля за противопожарной обстановкой на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 ППР).
В силу п. 31 ППР перед проведением новогодних мероприятий руководитель организации должен организовать дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях. Обратите внимание на это требование: ППБ 01-03 не содержали указания на необходимость дежурства.
Если культурно-массовое мероприятие организовано для детей, во время его проведения с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара. Они обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия (п. 5.4 ППБ-101-89*(12)). Если новогодние праздники проходят в учреждении культуры, согласно 8.14 ВППБ 13-01-94 на всех представлениях должны присутствовать представители администрации этого учреждения.
Где будем праздновать?
В силу п. 30 ППР перед проведением новогодних мероприятий руководитель организации должен обеспечить осмотр помещений, где будет проходить массовое мероприятие, чтобы определить их готовность в части соблюдения мер пожарной безопасности.
В частности, согласно п. 31 ППР проведение новогодних праздников, на которых планируется собрать более 50 человек, запрещено в помещениях, расположенных выше второго этажа, если они находятся в зданиях со сгораемыми перекрытиями. Проведение новогодних утренников для детей в зданиях III-V степени огнестойкости*(13) возможно только в помещениях первого этажа. При этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом*(14). Проведение детских культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.
Пунктом 50 ППБ 01-03 запрещалось проведение массовых мероприятий в помещениях, на окнах которых установлены распашные решетки, если они заперты. Тем же пунктом запрещалось использовать ставни на окнах для затемнения помещений. Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях организаций запрещалось устанавливать глухие решетки на окнах. ППР данные запреты не устанавливают, если культурно-массовые мероприятия организуются для взрослых. Согласно же п. 5.14 ППБ-101-89 в помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий для детей, использовать ставни на окнах для затемнения помещений и устанавливать на окнах глухие решетки запрещается.
В помещении должно быть не менее двух огнетушителей*(15), а также аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой доврачебной помощи.
О проходимости путей эвакуации
Конечно, особое внимание руководителю следует уделить путям эвакуации. Согласно п. 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно п. 5.6 ППБ-101-89 при проведении детского новогоднего праздника этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.
Двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению выхода из здания, как это предусматривает п. 34 ППР. Ковры и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР).
В отношении путей эвакуации п. 36 ППР устанавливает специальные запреты. В частности, нельзя загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов, устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы.
Если помещение имеет только один эвакуационный выход, в нем не может находиться 50 и более человек одновременно (п. 25 ППР). При этом запоры на дверях эвакуационных выходов должны свободно открываться изнутри без ключа (п. 35 ППР).
Если организаторы предполагают, что помещение, в котором планируется проведение массового мероприятия, может не вместить всех желающих, необходимо поискать другую площадку, чтобы не допустить нарушения установленных норм заполнения помещений людьми (п. 32 ППР). Особое внимание нужно уделить помещению, в котором находятся дети. Так, согласно п. 5.7 ППБ-101-89 количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 кв. м на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий - из расчета 1,5 кв. м на одного человека (без учета площади сцены).
Украшения должны быть правильными
При подготовке помещения, в котором будут проводиться новогодние мероприятия, руководителю организации следует учесть следующие противопожарные требования. Необходимо проследить, чтобы новогодняя елка была размещена на устойчивом основании и не загромождала выход из помещения. Ветки елки согласно п. 31 ППР должны находиться на расстоянии не менее 1 м от стен и потолков. Пункт 31 ППР запрещает украшать елку марлей и ватой, целлулоидными игрушками, не пропитанными огнезащитными составами. При оформлении елки для детского мероприятия запрещается использовать целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения, обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом*(16).
Пункт 5.14 ППБ-101-89 устанавливает и другие дополнительные требования безопасности при проведении детских мероприятий. В частности, запрещается применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.).
Согласно п. 5.17 ППБ-101-89 руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия.
Если массовое мероприятие проводится в зрительном зале, запрещается уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др. (ст. 31 ППР).
При проведении новогодних мероприятий в спортивном сооружении оговорена процедура выдачи подарков. Пункт 7 ст. 6 ППБ-0-148-87 разрешает выдачу подарков в спортивном сооружении только в соответствующих местах, расположенных в стороне от основных выходов из зала, при условии, что упаковочные материалы после раздачи подарков будут немедленно убраны в обособленные помещения, расположенные вне основных путей эвакуации из сооружений*(17).
Его величество электричество
Особое внимание следует уделить электроприборам. Пункт 31 ППР предписывает, что на массовых мероприятиях могут применяться только электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) осветительные приборы должны быть немедленно обесточены. Особые требования к украшению елки для детских мероприятий: согласно п. 5.19 ППБ-101-89 оформление иллюминации должно производиться только опытным электриком. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно. Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт, электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами, иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети с помощью штепсельных соединений*(18).
Пунктом 42 ППР установлен перечень общих запретов, связанных с эксплуатацией электрооборудования. В частности, запрещается:
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
Пунктом 32 ППР запрещено полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений.
Если в помещениях отсутствует электрическое освещение, запланировать проведение мероприятия с массовым участием людей нужно в светлое время суток (п. 31 ППР).
И тут проверка фейерверков...
В свете относительно недавних трагических событий особое внимание при проведении массовых мероприятий следует уделить применению пиротехнических изделий, дуговых прожекторов и свечей. Пункт 32 ППР запрещает использовать в помещениях вышеперечисленные изделия, а также проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы.
Большинство новогодних мероприятий не обходятся без салютов, фейерверков, бенгальских огней и других "пламенных" развлечений. Требования N 1052*(19) устанавливают правила поведения людей при использовании пиротехнических изделий бытового назначения I-III классов по степени потенциальной опасности (ГОСТ Р 51270-99 *(20)), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков.
К сведению. Пиротехническим изделием бытового назначения является изделие, которое допускается к применению населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды (п. 3 Требований N 1052).
Согласно п. 4 Требований N 1052 пиротехнические изделия подлежат обязательному подтверждению их соответствия установленным требованиям в форме декларирования соответствия или сертификации. Поэтому самодельные пиротехнические изделия при проведении массовых мероприятий использовать запрещается. Статья 6.2.7 ГОСТ Р 51270-99 указывает, что текст эксплуатационной документации (инструкции по применению) на пиротехнические изделия совместно с маркировочными обозначениями на упаковке (транспортной) должен содержать:
а) наименование (условное обозначение) продукции;
б) предупреждение об опасности;
в) наименование и место нахождения организации-изготовителя или импортера;
г) обозначение стандартов или иных документов (контрактов), в соответствии с которыми изготовлена (поставлена) пиротехническая продукция;
д) дату окончания срока годности;
е) перечень опасных факторов и размеры опасной зоны;
ж) ограничения в отношении условий обращения;
и) требования по безопасному хранению и утилизации;
к) информацию о подтверждении соответствия продукции требованиям технического регламента.
Указанная информация должна быть изложена на русском языке. Текст маркировочных обозначений должен быть четким и хорошо различимым, предупредительные надписи выделены контрастным шрифтом или сопровождаться надписью "Внимание!".
Статья 13 Требований N 1052 регламентирует применение пиротехнических изделий, в частности запрещает их использование в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения, на крышах, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружений), сценических площадках, стадионах и иных спортивных сооружениях, на территориях особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, памятников истории и культуры, заповедников, заказников и национальных парков.
Если организаторы новогодних праздников решили порадовать людей фейерверком, используя при этом пиротехнические изделия III класса опасности, им необходимо учесть следующие законодательные требования*(21).
К сведению. Согласно ГОСТ Р 51270-99 к III классу относятся изделия, у которых значения кинетической энергии при направленном движении составляет более 5 Дж, при ненаправленном движении - не более 20 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 30 м.
Необходимо разработать технические решения (условия), при выполнении которых возможно проведение фейерверка. Разработки должны включать схему местности с нанесением на ней пунктов размещения фейерверочных изделий, предусматривать безопасные расстояния до сооружений с указанием границ безопасной зоны, а также места хранения. Площадку для проведения фейерверков необходимо отгородить и оснастить первичными средствами пожаротушения.
Организаторам фейерверка следует организовать проведение огневого шоу так, чтобы зрители находились с наветренной стороны. Безопасное расстояние от мест проведения фейерверка до зданий и зрителей определяется с учетом требований инструкции применяемых пиротехнических изделий. Необходимо проследить, чтобы на площадках, с которых запускаются пиротехнические изделия, не курили и не разводили огонь, а также не оставляли пиротехнические средства без присмотра. Охрана мест и безопасность зрителей возлагается на организацию, проводящую фейерверк.
Если фейерверк не сработал, следует выждать не менее двух-трех минут, чтобы удостовериться, что фитиль погас. Затем можно подойти к фейерверку, чтобы удостовериться в отсутствии тлеющих частей. Только после этого можно работать с данным пиротехническим изделием, не наклоняясь над фейерверками, а все дальнейшие действия проводить вытянутыми руками. Ни в коем случае нельзя направлять несработавший фейерверк в сторону зрителей. После использования пиротехнических изделий необходимо осмотреть территорию и очистить ее от отработанных, несработавших пиротехнических изделий и их опасных элементов.
Пусть новогодние сюрпризы будут только приятными!
Т.Ю. Антропова,
главный редактор журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(31) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
*(2) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(3) Пункт 1 ППР.
*(4) Пункт 2 ППР.
*(5) "ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры РФ", введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736.
*(6) "ППБ-0-148-87. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений", утв. МВД СССР 25.12.1987, Госкомспортом СССР 11.01.1988.
*(7) Пункт 3 ст. 6 ППБ-0-148-87.
*(8) Пункт 9 ст. 6 ППБ-0-148-87.
*(9) "ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в РФ", утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
*(10) Пункт 4 ППР.
*(11) Рекомендации по составлению инструкции даны в статье Т.Ю. Антроповой "Пожар. Без паники, или Системы оповещения и управления эвакуацией", N 8, 2012.
*(12) "ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений", утв. Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541.
*(13) Порядок определения степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков устанавливается ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
*(14) Пункт 5.5 ст. 5 ППБ-101-89.
*(15) Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями прописаны в приложении 1 к ППР.
*(16) Статья 5.23 ППБ-101-89.
*(17) Пункт 8 ст. 6 ППБ-0-148-87.
*(18) Статья 5.20 ППБ-101-89.
*(19) Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 N 1052.
*(20) "Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности. ГОСТ Р 51270-99", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.04.1999 N 135.
*(21) Статья 14 Требований N 1052.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"