Организация заключила договор с украинской организацией, которая присылает своих специалистов для работы в Россию. Они не являются высококвалифицированными специалистами, работать будут по гражданско-правовому договору оказания услуг. Срок командировки превышает 90 дней, проживать граждане Украины будут в гостинице либо в ином жилом помещении по договору найма.
Необходимо ли гражданам Украины регистрироваться по месту пребывания? Нужно ли им получать разрешение на работу, а организации уведомлять соответствующие органы?
Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
Отметим, что в соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) граждане Украины въезжают на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы.
1. В соответствии со ст. 7 Закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Как мы поняли из вопроса, у въезжающих на территорию Российской Федерации граждан Украины не имеется ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание на территории РФ. Следовательно, они в соответствии с абзацем 9 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ считаются временно пребывающими в Российской Федерации и, соответственно, подлежат учету по месту пребывания. Согласно ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации. Не подлежат учету лица, перечень которых исчерпывающим образом приведен в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, в частности иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней. Поскольку из вопроса не следует, что въезжающие на территорию Российской Федерации граждане Украины относятся к категориям, указанным в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, такие иностранные граждане в обязательном порядке подлежат учету по месту пребывания.
Согласно ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила). При этом по общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Однако из вопроса не следует, что въезжающие на территорию Российской Федерации граждане Украины относятся к данным категориям лиц.
А. Предположим, что граждане Украины поселятся в гостинице.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. По смыслу п.п. 20, 26 Правил для этого временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен заполнить бланк уведомления о прибытии и подать данное уведомление в администрацию гостиницы, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту (а в случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявив отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ). Согласно п. 33 Правил администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину.
Б. Предположим, что граждане Украины поселятся в ином жилом помещении по договору найма.
Как мы указали ранее, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания обязана представить в орган миграционного учета принимающая сторона. При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Следует отметить, что Закон N 109-ФЗ не уточняет понятие "трудовая деятельность" и не конкретизирует, следует ли понимать под ней работу только на основании трудового договора либо также деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора. По нашему мнению, для определения трудовой деятельности в целях применения Закона N 109-ФЗ допустимо использовать содержание аналогичного термина, приведенное в абзаце 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, поскольку данные законы регламентируют отношения в одной и той же сфере. Таким образом, под принимающей стороной должны пониматься физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора либо деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в место пребывания. Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил). Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту (а в случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ). Согласно п. 33 Правил территориальный орган Федеральной миграционной службы проверяет точность изложенных в уведомлении сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается принимающей стороне. Последняя в силу пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ обязана передать отрывную часть бланка уведомления иностранному гражданину.
Обратите внимание на то, что в любом случае постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина согласно п. 32 Правил осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Законом N 115-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по общему правилу не может превышать девяносто суток. Однако в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований данного закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
2. Работа иностранного гражданина в РФ на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) признается согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ трудовой деятельностью. Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, за исключением случаев, установленных в данном пункте. Как мы поняли из вопроса, въезжающие в Российскую Федерацию граждане Украины не относятся к категориям, перечисленным в пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Поэтому для осуществления трудовой деятельности в России, в том числе на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), таким лицам требуется разрешение на работу.
Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.*(1) Разрешение выдается иностранному гражданину на срок временного пребывания, а если иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) - на срок действия данного договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен в порядке, предусмотренном п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через своего представителя. Одновременно с заявлением гражданин представляет ряд документов, поименованный в п. 3 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Обратите внимание, что временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, на такого иностранца возложен ряд обязанностей (смотрите п.п. 7.5, 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
3. Как уже отмечалось выше, для граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ. Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую федерацию в порядке, не требующем получении визы, и имеющих разрешение на работу, вправе использовать труд иностранцев без получения разрешения на привлечения и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Но при этом согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.*(2)
Помимо этого, в соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);*(3)
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
14 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент предоставления разрешений на работу иностранным гражданам утвержден приказом Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ и Государственного комитета РФ по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2.
*(2) Форма и порядок подачи указанного уведомления утверждены приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
*(3) Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.