Изменения в имущественных налогах: курс на налоговую автономию и справедливость
Комментарий к Федеральному закону от 29.11.12 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Комментируемый Федеральный закон от 29.11.12 N 202-ФЗ (далее - закон N 202-ФЗ) хотя и не такой большой по объёму, как это обычно бывает, когда в НК РФ вносятся поправки и изменения, и посвящён не таким глобальным налогам, как налог на прибыль или НДС, но не обратить на него внимание всё же нельзя. Он действительно с 1 января 2013 года вносит в жизнь многих налогоплательщиков довольно важные изменения.
Они затрагивают два региональных налога - транспортный и налог на имущество организаций, а также местный налог - земельный.
Транспортный налог
В части этого налога в главу 28 НК РФ внесён ряд изменений уточняющего характера. Так, слово "вводя" заменили словом "устанавливая", а вместо слова "глава" теперь записали "Кодекс". Понятно, что такую игру слов назвать серьёзными поправками язык не поворачивается.
А вот новацию в статье 361 НК РФ, которая регламентирует порядок установления ставок транспортного налога, можно только приветствовать. Многие склоняются к тому, что это нужно было сделать давно.
Осуществляя налоговое регулирование и устанавливая общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений. Вместе с тем он вправе самостоятельно определять параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (п. "и" ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75 и 76 Конституции РФ, ст. 17 НК РФ). Иными словами, установление существенных элементов налогообложения для придания налогу статуса законно установленного должно производиться федеральным законом. При этом, несмотря на то, каким по уровню в налоговой системе является налог - федеральным, региональным или местным, - налоговая ставка определяется в федеральном законе об этом налоге (в соответствующей главе НК РФ). На это в своё время указывал Конституционный суд РФ в определениях от 16.11.06 N 465-О и от 23.06.05 N 272-О.
Транспортный налог является региональным налогом. Налоговые ставки по этому налогу устанавливаются законами субъектов РФ. В силу пункта 2 статьи 361 НК РФ стандартные налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
Ну а вдруг региональные законодатели не установят конкретные ставки? Как тогда исчислять налог?
Теперь и у налогоплательщиков, и у налоговых инспекций есть "страховка". Если соответствующие ставки региональным законом так и не будут установлены, то автоматически вступают в действие налоговые ставки, прописанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
Налог на имущество
На необходимость оптимизации льгот по этому налогу думцы неоднократно обращали внимание Правительства РФ. И вот вроде бы их услышали. Но вот что получилось.
С одной стороны, состав объектов, которые не признаются объектами налогообложения, пополнился. К таковым теперь относятся объекты, дополнительно вошедшие в пункт 4 статьи 374 НК РФ, а именно:
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
По большому счёту, это замена "шила" на "мыло". Всё вышеперечисленное имущество перебросили из статьи 381 "Налоговые льготы" НК РФ в статью 374 "Объекты налогообложения" НК РФ. И организации, у которых имеются перечисленные объекты, как не платили, так и не будут платить налог. Но нужно помнить, что после 1 января 2010 года (с вступлением в силу Федерального закона от 30.10.09 N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") плательщиками налога на имущество организаций признаются только те компании, которые имеют объекты налогообложения.
До 1 января 2013 года организации, имеющие перечисленное имущество, при исчислении налога на имущество вправе были на его стоимость лишь уменьшить налогооблагаемую базу. При этом в декларации они должны были указывать соответствующий код льготы (в соответствии с последовательностью в вышеуказанном перечне - 2010227, 2010233, 2010234, 2010234, 2010254). Теперь же указанное имущество в налоговую базу не включается вовсе. И привлечь за непредставление декларации по налогу на имущество (ст. 119 НК РФ) организацию, на балансе которой находится только имущество, не признаваемое объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 3-7 пункта 4 статьи 374 НК РФ, налоговые инспекции не вправе.
С другой стороны, главная поправка, затронувшая две статьи - 380 и 381 НК РФ.
Отныне не облагается налогом на имущество движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учёт в качестве основных средств. Это действительно новогодний подарок.
О том, что отнесено к движимому имуществу, можно узнать из ГК РФ.
Согласно статье 130 ГК РФ движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. А вот к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Цель поправки - дать возможность компаниям обновить свои производственные мощности. Ведь движимое имущество - это машины, оборудование, транспортные средства, аппаратура, электронно-вычислительная техника и т.д. И изменения коснутся только тех объектов, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2013 года. По уже эксплуатируемому имуществу обязанность исчислять налог сохранится.
Те организации, которые закупили движимое имущество в конце 2012 года, наверняка захотят ввести его в эксплуатацию в январе нового года.
Осмелимся также предположить, что теперь отдельные налогоплательщики захотят "расширительно" воспользоваться льготой. Скажем, родственные компании попробуют с нового года обменяться движимым имуществом: "КамАЗ" организации "А" на такой же "КамАЗ" организации "Б". И у той и у другой фирмы такое имущество будет значиться как введённое в эксплуатацию с 2013 года, что означает непризнание его объектом обложения. Пока мы не знаем, как налоговики будут с этим бороться, но в том, что они попытаются найти способ, сомневаться не приходится.
В связи с отменой налогообложения движимого имущества могут последовать обещанные Минфином России поправки в бухгалтерском учёте. Речь идёт о планах финансового ведомства упразднить лимит, установленный для первоначальной стоимости основных средств (40 000 руб.). Его устанавливали в бухгалтерском учёте с целью предотвратить необоснованную минимизацию налога на имущество (ведь налоговая база по этому налогу определяется по данным бухгалтерского учёта). Теперь же, когда налогом облагаются только недвижимые основные средства (стоимость которых вряд ли может быть меньше 40 000 руб.), лимит стоимости утрачивает свою роль "контролёра".
Наконец, есть и такая поправка, которая лишила налоговых льгот ряд естественных монополий.
Теперь подлежат обложению налогом на имущество железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии электропередачи, сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью перечисленных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, должно утвердить Правительство РФ. Возможно, новый перечень будет составлен по аналогии с тем, который был утверждён постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 504. В тот перечень, в частности, помимо самих железных дорог входили линии железнодорожной сигнализации и связи, мосты, тоннели, антенно-мачтовые сооружения, лесозащитные насаждения и другие сооружения.
Налоговые ставки на железные дороги, магистральные трубопроводы и линии электропередач, находящиеся на территории субъектов РФ, будут утверждать региональные власти. Но на федеральном уровне законодатель установил шестилетний период применения пониженных налоговых ставок для указанных объектов:
- в 2013 году значения ставок не могут превышать 0,4%;
- в 2014-м - 0,7%;
- в 2015-м - 1%;
- в 2016-м - 1,3%;
- в 2017-м - 1,6%;
- в 2018-м - 1,9%.
Эти ставки являются базовыми, и если власти субъекта РФ не установят какие-то иные значения, то именно эти базовые ставки и будут применяться налогоплательщиками.
Обратите внимание, что по-прежнему выведены из-под обложения налогом на имущество организации в отношении федеральных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Право устанавливать перечень такого имущества осталось за Правительством РФ.
Как скажется поэтапная отмена льгот по налогу на имущество естественных монополий (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "ФСК ЕЭС" и др.) на их тарифной политике, покажет время. Пока эксперты и Счётная палата, проводившая анализ расчётов по предложенным изменениям, констатировали, что спрогнозировать возможные выпадающие доходы бюджетов в разрезе субъектов РФ крайне сложно из-за несовершенства системы расчётов в этих АО.
Земельный налог
В главе 31 НК РФ тоже немного изменений, но и они существенны.
Во-первых, как и в случае с налогом на имущество и транспортным налогом, дополнительно установлено, что если нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не будут установлены налоговые ставки по налогу на землю, то применяться должны ставки из пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Во-вторых, земельные участки, которые в соответствии с законодательством ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, теперь признаются объектом налогообложения (ранее они не признавались таковыми в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ).
Муниципальные власти в отношении таких участков могут установить предельную налоговую ставку - не более 0,3% их кадастровой стоимости.
Муниципальные образования давно заявляли о том, что наличие прежней льготы по земельному налогу на вышеуказанные участки приводит к негативным последствиям. Такие земельные участки, которые прежде были предоставлены Минобороны для расположения воинских частей, имеют значительную площадь. Многие из них в настоящее время не используются для нужд обороны. Объекты недвижимости на таких участках зачастую оказываются брошенными, а бюджеты муниципальных образований недополучают средства от уплаты земельного налога за такие участки.
Внесённая поправка хоть и потребует дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с уплатой земельного налога федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, но в то же время позволит повысить доходную часть бюджетов муниципальных образований и, возможно, скажется на эффективности использования таких земельных участков.
Подводим черту
Согласно статье 3 закона N 202-ФЗ он вступает в силу 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. Закон опубликован 29 ноября 2012 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Как было сказано в заключении на законопроект комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам - это не только переход к более справедливому способу формирования собственных налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Это ещё и способ повысить налоговую автономию региональных органов власти и органов местного самоуправления, а значит, и ответственность за принимаемые ими решения в налогово-бюджетной сфере.
А. Анищенко,
аудитор
Т. Маслова,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru