Новшества в исчислении НДФЛ и государственных пошлин
Комментарий к Федеральному закону от 29.11.12 N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Опубликованный 29 ноября 2012 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru комментируемый Федеральный закон N 205-ФЗ в тот же день скорректировал некоторые льготы по НДФЛ и изменил размеры отдельных государственных пошлин.
Уточнения льгот по НДФЛ
Изменения затронули три позиции в перечне доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. Причём один из пунктов применяется в новой редакции только с 1 января 2013 года, а действие двух других обновлённых пунктов (в редакции, вступившей в силу с 29 ноября 2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Начнём с тех, что применяются "задним числом", - это изменённые пункты 34 и 41 статьи 217 НК РФ.
В пункте 34 статьи 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, не подлежащих налогообложению, теперь вместо "средств материнского (семейного) капитала" фигурируют "доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей" в случаях и в порядке, предусмотренных:
- Федеральным законом от 29.12.06 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
- принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Собственно, в первой части смысл остался тем же: "доходом", полученным в порядке, предусмотренном законом N 256-ФЗ, как раз и является тот самый материнский (семейный) капитал. Принципиальное новшество именно в последней части, согласно которой из-под налогообложения выводятся и те средства в рамках реализации дополнительных мер поддержки семей с детьми, которые предоставляются по региональным и местным законам.
В предыдущие годы этот вопрос вызывал споры. Так, в ответ на поступившее интернет-обращение по вопросу обложения НДФЛ средств материнского (семейного) капитала, предоставляемых за счёт средств бюджетов субъектов РФ, ФНС России в своём письме от 17.09.12 N ЕД-3-3/3378@ ограничилась парой цитат из НК РФ и отослала налогоплательщиков в Минфин России. В свою очередь, финансовое ведомство ещё в своём письме от 29.03.11 N 03-04-06/9-59 подчёркивало, что понятие "материнский капитал" нужно трактовать в том значении, которое установлено пунктом 2 статьи 2 закона N 256-ФЗ, а именно как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. А в более позднем письме Минфина России, от 17.09.12 N 03-04-06/6-280, чиновники были более конкретны. Они прямо указали, что суммы денежных средств, которые выплачиваются в соответствии с региональным и местным законодательством, как, например, на основании статьи 7 Закона Архангельской области от 22.06.05 N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области", не являются средствами материнского (семейного) капитала, которые освобождаются от налогообложения на основании пункта 34 статьи 217 НК РФ. К ним можно применить лишь нормы пункта 8 статьи 217 НК РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения сумм единовременных выплат, осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищённых категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой, в частности, за счёт средств бюджетов субъектов РФ.
Теперь же этот вопрос решён в пользу налогоплательщиков. Причём если средства в рамках реализации дополнительных мер поддержки семей из региональных и местных бюджетов налогоплательщик получал в 2009-2012 годах и с них был удержан НДФЛ, он имеет полное право обратиться в налоговую инспекцию, чтобы ему вернули "переплаченный" налог.
Изменение пункта 41 статьи 217 НК РФ также связано с расширением сферы применения льготы. Если раньше в рамках данной нормы от НДФЛ освобождалась только стоимость полученных бесплатно в собственность жилых помещений (на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), то теперь к этой льготе (которая продолжает применяться в том же виде) добавилось освобождение от НДФЛ стоимости полученных безвозмездно из государственной или муниципальной собственности (в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ или субъектов РФ) в собственность налогоплательщика:
- жилых помещений;
- и (или) земельных участков.
И наконец, третье изменение затронуло пункт 37.2 статьи 217 НК РФ, посвящённый компенсациям для медиков. Причём новая редакция этого пункта применяется только с 1 января 2013 года. А впервые эта льгота появилась лишь 29 ноября 2011 года.
Начиная с 1 января 2013 года от НДФЛ на основании данного пункта освобождаются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществлённые в порядке и на условиях, предусмотренных статьёй 51 Федерального закона от 29.10.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
А в 2012 году (фактически - с 29.11.11) действовала только исходная редакция и от НДФЛ освобождались только единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт или переехавшим на работу в сельский населённый пункт из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный статьёй 51 закона N 326-ФЗ.
В чём же разница? В 2012 году не нужно было удерживать НДФЛ лишь с выплат в размере 1 млн. руб. для молодых сельских врачей. Причём речь шла только о тех, кто прибыл в сельский населённый пункт конкретно в 2011-2012 годах. Но данную программу было решено продолжить и в последующие годы. А потому из новой редакции исключена данная оговорка, и вообще норма теперь сформулирована более "ёмко": она просто отсылает к действующей редакции закона N 326-ФЗ, то есть к тому порядку и к тем условиям, которые будут применяться на тот момент, когда будет производиться единовременная компенсационная выплата медработнику.
Обновлённая госпошлина
Изменения, касающиеся госпошлины, вступают в силу через месяц со дня официального опубликования, то есть с 29 декабря 2012 года.
Суть изменений в следующем.
Во-первых, судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам и Конституционному суду РФ теперь предоставлена возможность не только уменьшать размер госпошлины или предоставлять отсрочку (рассрочку), но и освобождать плательщика от уплаты государственной пошлины.
Во-вторых, для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке (подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ), нужно представлять подтверждающие стоимость документы. Раньше эта норма устанавливала, что эти документы должны были быть выданы организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 пункта 1 данной статьи. Теперь же речь идёт о выдаче документов просто "лицами", указанными в этих подпунктах. Связано это с тем, что круг лиц, перечисленных в указанных статьях, также уточнён комментируемым законом N 205-ФЗ. Для удобства мы свели этот перечень в таблицу.
Круг лиц, имеющих право определять стоимость имущества
Вид имущества | Оценщики | Юридические лица, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности | Иные лица |
Транспортные средства | Да | Да | Судебно-экспертные учреждения органа юстиции |
Недвижимое имущество, кроме земельных участков | Да | Да | Организации (органы) по учёту объектов недвижимого имущества по месту его нахождения |
Земельные участки | Да | Да | Федеральный орган, осуществляющий кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальные подразделения |
Иное имущество | Да | Да | Нет |
В-третьих, утратил силу подпункт 4 пункта 1 статьи 333.31 НК РФ, согласно которому устанавливалась пониженная пошлина (в размере до 240 руб. за единицу) за экспертизу ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, а также экспертизу и геммологическую экспертизу драгоценных камней в случае, если эти экспертизы проводились по запросу правоохранительных органов. А это значит, что фактически теперь при проведении таких экспертиз всегда уплачивается стандартная пошлина - до 3400 руб. за единицу. Соответственно, согласно статье 2 закона N 205-ФЗ одновременно утратили силу положения двух законов, которыми и было введено значение этой ныне отменённой пошлины (абз. 243 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 02.11.04 N 127-ФЗ и абз. 10 п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.12.09 N 374-ФЗ).
В-четвёртых, уточнены сферы применения и изменены размеры целого ряда государственных пошлин. Эти изменения также обоснованны и направлены на устранение существовавших ранее проблем.
Например, в предыдущей редакции подпунктов 24 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ предусматривались различные размеры госпошлин за государственную регистрацию прав на земельные участки в зависимости от их назначения:
- если участок предназначался для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, а также индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, пошлина составляла 200 руб.;
- если речь шла о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, пошлина была в два раза ниже и составляла 100 руб.
Однако согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Соответственно, если участок из земель сельхозназначения применялся для садоводства, огородничества и т.д., возникала неопределённость, какую именно норму применять и какую пошлину платить.
Поэтому в новой редакции предусмотрено уравнивание этих двух пошлин, причём, естественно, в сторону повышения. То есть теперь и за земли сельхозназначения тоже нужно будет платить те же 200 руб. И значит, фактически с 29 декабря 2012 года действует единый размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения независимо от вида их разрешённого использования.
В целом основные изменения в содержании и размерах пошлин, установленных пунктом 1 статьи 333.33 НК РФ, можно систематизировать следующим образом:
- пошлину по подпункту 22.1 указанного пункта в размере 15 000 руб. теперь нужно уплачивать не просто за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, а за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паёв на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом;
- повышенная до 200 руб. пошлина, установленная подпунктом 25, не будет взиматься за совершение тех юридически значимых действий, которые предусмотрены подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (причём в первом случае разница существенна (ведь по подпункту 22.1 взимается пошлина в размере 15 000 руб.), а во втором случае разницы фактически не будет, т.к. по подпункту 24 тоже взимается пошлина в размере 200 руб.);
- согласно новому подпункту 41.2 введена пошлина в размере 300 руб. за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним;
- согласно обновлённой редакции подпункта 43 платить госпошлины в размере 400 или 800 руб. (в зависимости от того, на какой основе - бумажной или пластиковой - изготавливается удостоверение) нужно будет не только за выдачу национального водительского удостоверения и удостоверения тракториста-машиниста, но и за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами (в том числе и при выдаче всех вышеперечисленных удостоверений взамен утраченного или пришедшего в негодность).
Значительно повышены пошлины, предусмотренные подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ для действий,
- связанных с лицензированием:
- пошлина за предоставление лицензии повышена с 2600 до 6000 руб.;
- пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях, кроме связанных с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, повышена с 200 до 600 руб.;
- точно так же (с 200 до 600 руб.) повышены пошлины за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и за продление срока действия лицензии.
Увеличен предельный размер государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка (подп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Пошлина исчисляется, как и раньше, в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но если раньше её максимальный размер ограничивался 80 000 руб., то теперь она может достигать 500 000 руб.
Пошлина в размере 3000 руб. (абз. 4 подп. 110 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) теперь взимается не за продление срока действия лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах, а за предоставление (выдачу) дубликата такой лицензии.
Теперь не придётся платить госпошлину за проставление апостиля на документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории РФ, не только в случаях, когда эти документы истребуются по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, но и в ситуациях, когда они истребуются в соответствии с международными договорами РФ (подп. 12 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
И наконец, утратила силу вторая часть статьи 333.42 НК РФ. Согласно ей органы и должностные лица, указанные в пункте 1 статьи 333.16 НК РФ (т.е. органы и те должностные лица, к которым обращаются плательщики госпошлин за совершением соответствующих юридически значимых действий), должны были предоставлять в налоговые органы информацию о совершённых юридически значимых действиях в порядке, установленном Минфином России. Пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 29.12.04 N 203-ФЗ, который в своё время и ввёл эту ныне отменённую норму, утратил силу (ст. 2 закона N 205-ФЗ).
Н. Лавренова,
консультант-эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru