Обязательное пенсионное страхование: первые шаги реформы
Комментарий к Федеральному закону от 03.12.12 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Как обычно, законодатели не оставляют нас без сюрпризов к новому году. На этот раз под занавес 2012 года был внесён целый ряд изменений в законы, регламентирующие вопросы обязательного пенсионного страхования.
Одно из изменений, которое содержится в пункте 11 статьи 3 и пункте 5 статьи 6 комментируемого закона, затрагивает тех работодателей, которые не могут обеспечить полностью безопасные условия труда для всех своих работников. Кроме того, оно распространяется на работодателей, деятельность которых связана с выполнением сотрудниками определённых видов работ, дающих им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
А смысл этих изменений в том, что с 1 января 2013 года за "вредников" и некоторых других работников ("досрочников") помимо "обычных" страховых взносов придётся платить "лишние" суммы по дополнительным тарифам.
Новые статьи в законах
Указанные изменения зафиксированы в новых статьях "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года", которые появились в двух Федеральных законах:
- от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 33.2);
- от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ст. 58.3).
Их содержание фактически идентично, поэтому будем рассматривать обе новые статьи как одно общее изменение.
Дополнительные тарифы - на страховую часть
Прежде всего, отметим, что речь идёт о дополнительных тарифах страховые взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии: увеличивается солидарная часть тарифа страховых взносов.
Две группы "льготников"
При установлении дополнительных тарифов законодатель фактически предусмотрел "переходный период" (в 2013 и 2014 годах применяются пониженные тарифы, а с 2015 года - максимальный размер тарифа) и разделил "досрочников" на две группы.
Это разделение привязано к положениям пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В первую группу включены работники, занятые на тех видах работ, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 закона N 173-ФЗ, а именно:
- на подземных работах;
- на работах с вредными условиями труда;
- в горячих цехах.
А вторая группа (с более низкими тарифами) - это работники, занятые на работах, перечисленных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 закона N 173-ФЗ, а именно:
- на работах с тяжёлыми условиями труда;
- в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (только женщины);
- в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (только женщины);
- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
- в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
- в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
- в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
- в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;
- на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приёму готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
- в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчины, проработавшие не менее 20 лет, и женщины, проработавшие не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
- на работах по непосредственному управлению полётами воздушных судов гражданской авиации;
- в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
- в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на работах с осуждёнными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
- на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России.
Систематизированные значения дополнительных тарифов мы привели в таблице.
Дополнительные тарифы страхового взноса (солидарная часть) в процентах от выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, входящих в соответствующую группу
Группа "досрочников" | Годы | ||
2013 | 2014 | 2015 и далее | |
Первая | 4,0 | 6,0 | 9,0 |
Вторая | 2,0 | 4,0 | 6,0 |
Особые правила для взносов по дополнительным тарифам
При начислении дополнительных взносов нужно обратить внимание на два важных нюанса.
Во-первых, их начисление производится независимо от общей суммы выплат и вознаграждений в пользу соответствующего работника за календарный год.
Общим правилом установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов (ч. 4 и 5 ст. 8 закона N 212-ФЗ) на соответствующий год (планируется, что в 2013 году это будет 568 000 руб.). При её превышении взносы в ФСС России и ФФОМС России с этого момента не начисляются, а "обычные" взносы в ПФР начисляют по пониженному тарифу 10%.
А вот новые взносы по дополнительным тарифам необходимо продолжать начислять в том же порядке, что и до достижения данной предельной величины.
А потому, в частности, в 2013 году новые взносы за "досрочников" по дополнительным тарифам 4 или 2% (в зависимости от вида работ, выполняемых соответствующим работником) нужно будет начислять ежемесячно в течение всего года.
Во-вторых, получить освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР по новым дополнительным тарифам можно только по одному основанию - по результатам специальной оценки условий труда, которая должна проводиться в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Контроль за соблюдением требований об уплате за "досрочников" новых взносов в ПФР по дополнительным тарифам будет осуществляться в том числе на основании отчётности, которую плательщики данных страховых взносов должны будут представлять в ПФР (в т.ч. в электронном виде) в соответствии со статьёй 15 закона N 212-ФЗ.
Изменения, внесённые под занавес года в законодательство в сфере пенсионного обеспечения и уплаты страховых взносов, не обошли стороной и самозанятых граждан. Речь идёт о тех, кто платит фиксированные взносы "за себя", даже при отсутствии наёмных работников, - это индивидуальные предприниматели, главы крестьянских фермерских хозяйств и другие лица, перечисленные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Понятие "стоимость страхового года" упразднено
Первое, что бросается в глаза в комментируемом законе, - это тот факт, что в новой редакции закона N 212-ФЗ полностью упразднено понятие "стоимость страхового года". Регламентировавшая её статья 13 признана утратившей силу с 1 января 2013 года. Все упоминания о стоимости страхового года исчезли и из остальных статей данного закона (к примеру, изменены формулировки ч. 3 и 4.1 ст. 14, подп. 13 ч. 1 ст. 29 закона N 212-ФЗ и т.д.).
А вот в Федеральном законе от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" упоминание о стоимости страхового года осталось, но только в статье 3 и с иной целью. Ранее это понятие было связано с суммами, которые должны поступать за физических лиц для получения ими права на страховое обеспечение. Отныне же понятие "стоимость страхового года" объединено с некой эталонной величиной - один МРОТ, увеличенный в 12 раз и умноженный на тариф взносов в ПФР, - исходя из которой определяется объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в установленных законодательством случаях. Проще говоря, к самим страхователям "стоимость страхового года" теперь никакого отношения не имеет. А в остальных статьях закона N 167-ФЗ стоимость страхового года не упоминается.
Таким образом, теперь порядок расчёта фиксированного взноса не привязан к стоимости страхового года. Он напрямую регламентируется новыми частями 1.1 и 1.2 статьи 14 закона N 212-ФЗ. Причём на деле получилось, что и базы начисления взносов в ПФР и Федеральный фонд ОМС "развели" в два раза.
Хотя, конечно, осталась увязка тарифов страховых взносов, установленных законом N 212-ФЗ, с величиной МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы.
Напомним, что с 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.12 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ повышен до 5205 руб. Именно эта сумма и принимается в расчёт при определении размеров страховых взносов самозанятых граждан, подлежащих уплате за 2013 год.
Тарифы продолжают действовать до 2015 года
Но прежде чем перейти к обсуждению порядка исчисления фиксированных платежей в 2013 году, напомним, что самозанятые лица применяют "стандартные" тарифы, зафиксированные в части 2 статьи 12 закона N 212-ФЗ. Изменений в эти величины не внесено, поэтому в 2013 году, как и в прошлом году, взносы начисляются по тарифам:
- 26% - в ПФР;
- 5,1% - в ФФОМС.
То же самое следует и из новой редакции пункта 2.2 статьи 22 закона N 167-ФЗ. Ведь новая редакция пункта 2.1 данной статьи, изменяющая распределение тарифа страховых взносов, начнёт действовать только с 1 января 2014 года, когда на финансирование накопительной части будет направляться не 6%, как сейчас, а всего 2%.
А пока в 2013 году взносы в ПФР по общему тарифу 26% распределяются в зависимости от года рождения индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, или иного самозанятого лица (включая членов КФХ) следующим образом:
- взносы за лиц 1966 года рождения и старше целиком направляются на финансирование страховой части пенсии (в т.ч. 10% на солидарную часть и 16% на индивидуальную часть тарифа страховых взносов);
- взносы в размере 6% за лиц 1967 года рождения и моложе нужно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии (это индивидуальная часть тарифа), а остальные 20% (по 10% на солидарную и индивидуальную части) - на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Как считать фиксированный платёж
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию - иными словами, величина платежа в ПФР - определяется путём умножения тарифа взносов в ПФР на двукратный МРОТ и дальнейшего увеличения полученного результата в 12 раз.
Значит, к примеру, индивидуальный предприниматель 1960 года рождения в 2013 году должен будет уплатить "за себя" фиксированный платёж в ПФР (на страховую часть) в сумме 32 479,20 руб. (5205 руб. х 2 х 26% х 12).
А для расчёта взноса по обязательному медицинскому страхованию (т.е. для определения суммы, которую за очередной год надо уплатить в ФФОМС) нужно просто взять МРОТ (однократную величину), тариф в ФФОМС и также увеличить это произведение в 12 раз.
То есть размер обязательного взноса в ФФОМС в 2013 году составляет 3185,46 руб. (5205 руб. х 5,1% х 12).
И значит, общая сумма взносов самозанятого лица за 2013 год составляет 35 664,66 руб. (32 479,20 руб. + 2185,46).
Общий размер страховых взносов самозанятых граждан в 2013 году вырос в 2,1 раза (35 664,66 : (4611 х (26% + 5,1%) х 12)), причём не только за счёт увеличения самого МРОТ, но прежде всего за счёт "удвоения" фиксированного размера взноса в ПФР.
Уплачиваются взносы, конечно же, раздельно - в ПФР и в ФФОМС. Но совершенно не обязательно делить годовую сумму на 12 или на 4 равные части и уплачивать их ежемесячно или ежеквартально (хотя, конечно, для спецрежимников такой вариант удобнее, так как они смогут уменьшать текущие платежи по единому налогу в рамках соответствующих норм налогового законодательства). Главное - чтобы в конечном итоге вся необходимая сумма была уплачена по состоянию на 31 декабря 2013 года.
Главам КФХ, как и прежде, нужно иметь в виду, что они должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере не только за себя, но и за каждого члена хозяйства. Общую сумму взносов они теперь будут определять путём умножения соответствующих фиксированных размеров (отдельно по ПФР и по ФФОМС) на количество всех членов КФХ, включая и самого главу КФХ.
Когда взносы можно не платить
Ну и, наконец, поговорим о "ложке мёда" в этой "бочке дёгтя"...
Позитивное новшество заключается в том, что согласно новой части 6 статьи 14 закона N 212-ФЗ самозанятые лица (все, кто перечислен в п. 2 ч. 1 ст. 5 закона N 212-ФЗ) не должны исчислять и уплачивать фиксированные взносы "за себя" в ПФР и ФФОМС за некоторые периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Но для этого необходимо соблюсти два условия:
- не осуществлять фактически деятельность в эти периоды;
- представить документы, подтверждающие отсутствие деятельности в данные периоды.
В число исключаемых попали периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 закона N 173-ФЗ, а именно:
- периоды военной службы по призыву (подп. 1);
- период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности (подп. 3);
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6);
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли осуществлять предпринимательскую деятельность, но не более пяти лет в общей сложности (подп. 7);
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ (в настоящее время это постановление Правительства РФ от 26.11.08 N 885), но не более пяти лет в общей сложности (подп. 8).
Пример
Женщина, являющаяся индивидуальным предпринимателем, родила первого ребёнка в октябре 2012 года, а в декабре 2012 года, после окончания декретного отпуска, решила взять отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет. При этом она временно отказалась от ведения предпринимательской деятельности, в связи с чем закрыла свою торговую точку, расторгла договор аренды, перестала закупать товары и т.д. (но осталась в статусе индивидуального предпринимателя и не снялась с учёта в налоговой инспекции).
В этом случае ей нужно поступить так. Взносы за 2012 год нужно уплатить в общем порядке, вне зависимости от факта осуществления предпринимательской деятельности. А вот взносы за 2013 год (если она весь год фактически не будет заниматься предпринимательством, а будет заниматься только своим ребёнком и личными делами) ей платить не нужно.
Если же в вышеперечисленные периоды предприниматель или другое самозанятое лицо всё-таки будет осуществлять свою деятельность, ему придётся уплатить страховые взносы в ПФР и ФФОМС в текущем календарном году. Однако фиксированные размеры этих взносов определяются пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими фактически осуществлялась соответствующая деятельность. Это предусмотрено в новой части 7 статьи 14 закона N 212-ФЗ.
Окончание примера
Решимости женщины-предпринимателя заниматься исключительно ребёнком хватило только на несколько месяцев (или финансовое положение вынудило её отказаться от идеи "отсидеть в отпуске" все полтора года). С 1 мая 2013 года она вновь начала заниматься предпринимательством. В этом случае в срок до 31 декабря 2013 года ей нужно уплатить фиксированные взносы, но не за целый год, а пропорционально периоду ведения деятельности (с мая по декабрь 2013 года).
Сумма взносов составит:
- 21 652,80 руб. (32 479,20 руб. х 8 : 12) - в ПФР (в общей сложности, а если дата рождения женщины - после 1 января 1967 года, данную сумму нужно подразделять на страховую и накопительную части);
- 2123,46 руб. (3185,46 руб. х 8 : 12) - в ФФОМС.
Что нас ждёт в грядущем 2014 году
Главной новацией, которую внёс закон N 243-ФЗ, стал тот факт, что с 1 января 2014 года лицам моложе 1967 года рождения (тем, за кого работодатели уплачивали страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии) будет предоставлено право выбирать один из двух вариантов пенсионного обеспечения. Причём последствия их выбора скажутся и на порядке исчисления и уплаты взносов работодателями.
Ещё раз подчеркнём: всё это начнёт действовать только в 2014 году. Но закон N 243-ФЗ уже принят, и не лишним будет ознакомиться с новшествами заранее.
Вопросы распределения
Если смотреть на ситуацию с позиции бухгалтера, исчисляющего и уплачивающего страховые взносы в ПФР с сумм выплат и вознаграждений, начисленных в пользу работников (по трудовым договорам) и иных лиц (в т.ч. по договорам гражданско-правового характера, связанным с выполнением работ и оказанием услуг), суть дела заключается в следующем.
В случае если дата рождения физического лица приходится на период до 1966 года включительно, пенсионные взносы уплачиваются в полном объёме (по установленным тарифам) только на страховую часть пенсии. Тут никаких проблем нет.
А вот если выплаты производятся в пользу работника или иного физического лица 1967 года рождения или моложе, сумму пенсионных взносов приходится делить на две части - на финансирование страховой и на накопительную часть трудовой пенсии. В общем случае в настоящее время на финансирование накопительной части трудовой пенсии направляется 6% от суммы выплат и вознаграждений в пользу данного физического лица, не превышающей предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2013 году она составляет 568 000 руб.). А остальная часть (в настоящее время - 16% из общего тарифа 22% для большинства плательщиков взносов) направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.
С 2014 года изменится именно это соотношение.
А вот сам тариф страховых взносов в ПФР останется на уровне 22%. Обусловлено это тем, что с 1 января 2014 года действие статьи 33.1 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 167-ФЗ) продлено, и "переходные" тарифы будут распространяться не на 2012-2013 годы, как в нынешней редакции, а на 2012-2015 годы.
Причём согласно той редакции пункта 2.1 статьи 22 закона N 167-ФЗ, которая будет действовать с 1 января 2014 года (с учётом изменений, внесённых комментируемым законом), "по умолчанию", то есть в качестве "общего правила", тариф взносов на накопительную часть будет составлять всего 2%. И, значит, на страховую часть с выплат физическим лицам 1967 года рождения и моложе нужно будет начислять взносы по тарифу 20%.
То же самое предусматривается и для "льготников", перечисленных в статье 33 закона N 167-ФЗ. Общие размеры страховых тарифов для отдельных категорий на переходный период, расписанные по соответствующим годам, не меняются (не увеличиваются и не уменьшаются). Но предусмотрено иное разделение взносов для лиц 1967 года рождения и моложе, согласно которому после 1 января 2014 года на накопительную часть должно направляться всего 2%.
Однако нужно обратить внимание на то, что в новой статье 33.3 закона N 167-ФЗ описано важное исключение из этого общего правила. Распределение останется прежним, а именно 6% на накопительную часть и 16% (или менее для "льготников") на страховую часть в 2014 и 2015 годах, в том случае если работник или иное физическое лицо 1967 года рождения либо моложе по состоянию на 31 декабря 2013 года будет иметь заключённый договор об обязательном пенсионном страховании и обратится с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо обратится с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК), расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (ГУК) или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг ГУК.
Причём это распределение по составляющим 6 и 16% (или меньше для "льготников") сохранится и в том случае, если указанные физические лица в дальнейшем, уже после 1 января 2014 года, взамен ранее применявшегося варианта выберут другой НПФ, другой инвестиционный портфель УК, другой расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК.
Исключение только одно - если гражданин указанного возраста при выборе расширенного инвестиционного портфеля ГУК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг ГУК пожелает одновременно изменить вариант своего пенсионного обеспечения и направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Кроме того, сохранение тех же тарифов (6% в накопительную часть) предусмотрено для случаев, при которых средства пенсионных накоплений указанных граждан вернулись в ПФР в связи с:
- аннулированием лицензии соответствующего НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- принятием арбитражным судом решения о признании НПФ банкротом;
- заключением договора об обязательном пенсионном страховании ненадлежащими сторонами;
- прекращением договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и какой-либо управляющей компанией из числа выбранных застрахованными лицами по основаниям, установленным пунктом 17 статьи 18 Федерального закона от 24.07.02 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - закон N 111-ФЗ).
Таким образом, порядок распределения страховых взносов в ПФР после 1 января 2014 года будет зависеть от личного решения каждого из застрахованных лиц (работников и иных граждан, с выплат которым положено начислять страховые взносы), которые родились в 1967 году или позднее.
Варианты на выбор
А теперь посмотрим на ситуацию глазами застрахованного лица.
То, что физические лица вправе заключить договор с НПФ и "вывести" накопительную часть, - давно не новость. Причём можно хоть каждый год менять фонды, то есть не чаще одного раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подавать заявление о переходе обратно в ПФР.
Ещё до появления комментируемого закона для граждан существовало три варианта на выбор:
- возможность выбрать инвестиционный портфель УК, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК и подать соответствующее заявление в ПФР;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать НПФ;
- или, наоборот, отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и "вернуться" в ПФР (осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав соответствующий инвестиционный портфель).
Теперь же появился ещё один момент, в отношении которого у застрахованных лиц есть право выбора.
Согласно новой редакции пункта 1.1 статьи 31 закона N 111-ФЗ все застрахованные лица 1967 года рождения и моложе будут вправе одновременно заявлять о выборе инвестиционного портфеля и выбирать вариант своего пенсионного обеспечения, а именно какую часть тарифа направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии - либо 6%, либо 2% страхового взноса.
Проще говоря, суть в следующем.
По "молчаливой" схеме гражданин 1967 года рождения или моложе может никуда ни с какими заявлениями до 31 декабря 2013 года не обращаться. Другими словами, ни в предыдущие годы, ни в 2013 году он не выбирал и не выбирает инвестиционный портфель (при формировании накопительной части через ПФР) и не выводит средства в НПФ (не заключает договор обязательного пенсионного страхования). В этом случае страховые взносы на накопительную часть с 1 января 2014 года с выплат в пользу такого лица будут начисляться однозначно по тарифу 2%, а остальное пойдёт на страховую часть.
От редакции. Проиллюстрируем новый порядок примерами.
Пример 1
Гражданин 1970 г. р., постоянно проживающий на территории РФ, трудится в компании по трудовому договору. На него распространяется обязательное пенсионное страхование. Гражданин относится к категории "молчунов", никаких решений относительно управления средствами накопительной части своей пенсии до 31 декабря 2013 года он не принимал, заявлений о переводе средств в ПФР не подавал.
Предположим, что в 2014 году сумма осуществлённых в его пользу выплат, с которых должны быть исчислены взносы, составит 300 000 руб. Эта сумма не превышает установленной предельной величины базы для начисления взносов, поэтому в 2014 году к этой сумме выплат применяется тариф страховых взносов в ПФР 22%, в том числе 14% - индивидуальная часть тарифа на финансирование страховой части пенсии, 2% - индивидуальная часть тарифа на финансирование накопительной части трудовой пенсии, 6% - солидарная часть тарифа.
Сумма взносов в ПФР составит 66 000 руб. (300 000 руб. х 22%), в том числе:
- 42 000 руб. (300 000 руб. х 14%) - на финансирование страховой части пенсии;
- 6000 руб. (300 000 руб. х 2%) - на финансирование накопительной части пенсии;
- 18 000 руб. (300 000 руб. х 6%) - солидарная часть страховых взносов.
Если же до 31 декабря 2013 года такое обращение будет иметь место, то есть гражданин подаст заявление о выборе инвестиционного портфеля или переходе в НПФ, взносы на накопительную часть должны начисляться по тарифу 6%.
От редакции.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1, частично изменив их.
В 2013 году гражданин принял решение формировать свои пенсионные накопления через НПФ, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование. При этом все средства пенсионных накоплений в 2014 году переданы ПФР в выбранный работником НПФ, который и будет осуществлять назначение и выплату накопительной части его пенсии. О своём решении работник уведомил бухгалтерию компании, подтвердив свой выбор копиями соответствующего заявления в ПФР и договора с НПФ.
В этом случае сумма взносов в ПФР также составит 66 000 руб. (300 000 руб. х 22%), но распределена она будет следующим образом:
- 30 000 руб. (300 000 руб. х 10%) - на финансирование страховой части пенсии;
- 18 000 руб. (300 000 руб. х 6%) - на финансирование накопительной части пенсии;
- 18 000 руб. (300 000 руб. х 6%) - солидарная часть страховых взносов.
Но при этом такой гражданин вправе дополнительно подать заявление об уменьшении составляющей тарифа на накопительную часть пенсии до 2%.
Правда, тут не вполне понятен смысл такого уменьшения. Ведь общий тариф страховых взносов, которые будет уплачивать работодатель, от этого не изменится - просто разница перераспределится в страховую часть. И никакой выгоды для работодателя (страхователя) не будет. А вот самому застрахованному лицу выгоднее, чтобы отчисления в накопительную часть были выше. Тем более что и в Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были внесены изменения. Согласно поправкам в случае, если накопительная часть трудовой пенсии по старости будет назначаться в более позднем возрасте, чем по общему правилу предусмотрено законом, то и ожидаемый период выплаты этой части пенсии (т.е. число месяцев, которые берутся в знаменатель для расчёта ежемесячной выплаты) будет сокращаться. Но в любом случае период выплаты не должен быть меньше 168 месяцев.
Н. Шишкоедова,
консультант-эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1-3, январь-март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru