Какая ответственность предусмотрена для организации, не создающей в бухгалтерском учете резервы по сомнительным долгам?
С января 2011 года организациям вменено в обязанность отражение резерва по сомнительным долгам в случае, если у них есть уверенность в том, что сомнительная задолженность не погашена (или с высокой степенью вероятности не будет погашена) в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Это требование зафиксировано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(1).
(Эта установка, кстати, дана и Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России*(2): согласно п. 6.3.4 документа при формировании информации в бухгалтерском учете рекомендуется проявлять определенную осмотрительность в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы - занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.)
Таким образом, по дебиторской задолженности с высокой степенью вероятности ее непогашения организация не вправе, а обязана создавать соответствующий резерв.
Обратите внимание! Если на отчетную дату организация уверена в получении оплаты какой-то конкретной просроченной "дебиторки", резерв на эту сумму создавать не нужно (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
Сомнительные долги выявляются в ходе проведения инвентаризации дебиторской задолженности и обосновываются документально (к акту по форме N ИНВ-17 прилагаются документы, подтверждающие возникновение долгов, письменное заключение инвентаризационной комиссии о том, по какой причине должник неплатежеспособен, и т.д. и т.п.).
На основании данных результатов в конце отчетного (налогового) периода в разрезе каждого контрагента организация формирует общую сумму резерва бухгалтерской записью по кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с дебетом счета 91-2 "Прочие расходы". При этом задолженность остается числиться по дебету соответствующих счетов: 60, 62, 66, 67, 76 (напомним, речь идет обо всех долгах, в том числе об авансах, о займах, санкциях, подлежащих уплате на основании решения суда, и т.д.).
В пункте 35 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"*(3) отмечено: бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Поскольку резерв по сомнительным долгам относится к таким регулирующим величинам и является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 "Изменение оценочных значений"*(4)), задолженность по строке 1230 "Дебиторская задолженность" бухгалтерского баланса отражается за минусом суммы сомнительных долгов, включенных в резерв. Информация о сумме дебиторской задолженности, включенной в резерв, раскрывается при этом в пояснениях к отчетности (таблицы 5.1 и 5.2).
Если организация пренебрегает указанными требованиями (не создает резервы по сомнительным долговым обязательствам, по которым у нее имеется уверенность в том, что на отчетную дату задолженность не будет погашена), она нарушает правила ведения бухгалтерского учета.
При этом стоит иметь в виду, что искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% считается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Это значит, что отсутствие документов, подтверждающих высокую вероятность погашения задолженности (правомерность отсутствия резерва), может послужить основанием для привлечения должностного лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета, к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.
Кроме того, на наш взгляд, уклонение от применения обязательных норм по созданию резерва по сомнительным долгам чревато последствиями, в том числе с применением норм налогового законодательства (несмотря на то что правила бухгалтерского учета напрямую к налоговому законодательству не относятся). В частности, к организации могут быть применены санкции по ст. 120 НК РФ.
К сведению. Статья 120 НК РФ устанавливает санкции за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Справедливости ради отметим, что выявить данное нарушение из представленных при проверке документов налоговикам не так уж и просто. Вероятнее всего, контролеры будут ориентироваться на акты инвентаризации дебиторской задолженности, а также запросят дополнительные документы, подтверждающие намерение должников погасить долг перед организацией. (Напомним, положение о создании резерва по сомнительным долгам организация в учетной политике не закрепляет - ей закон не предоставляет права выбора. А вот прописать некие критерии оценки платежеспособности контрагента организации надо).
Если будет доказано, что документы составлены формально (либо таковые попросту будут отсутствовать), организации грозит штраф.
Размер штрафа (при неотражении организацией в течение года на счетах бухгалтерского учета и в отчетности резерва по сомнительным долгам) равен 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). В последующие периоды за данное нарушение штраф увеличивается до 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ).
С.Н. Зайцева,
главный редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
1 январь 2013 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(2) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29.12.1997.
*(3) Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
*(4) Приложение 2 к Приказу Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"