Доля государственного участия в уставном капитале АО составляет 98%. Постановлением главы муниципального образования от 26.09.2001 АО в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок (земли особо охраняемых территорий) под базой отдыха. 02.04.2002 было выдано свидетельство о государственной регистрации права. Права на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, не зарегистрированы в ЕГРП.
Обязано ли АО переоформить право бессрочного пользования согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акционерное общество должно переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном законодательством.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как видим, акционерные общества (далее также - АО, общество) не входят в перечень лиц, которые могут обладать правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. При этом исключений для обществ с долей участия государства в уставном капитале закон не предусматривает.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 по правилам ст. 36 ЗК РФ. Исключение в части срока переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (приобретения в собственность) предусмотрено для земельных участков, занятых линейными объектами (линиями электропередачи, линиями связи, трубопроводами, дорогами, железнодорожными линиями и т.п.), в отношении которых этот срок установлен до 01.01.2015. Кроме того, сроком не ограничено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также гаражных потребительских кооперативов (п. 2.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
Действительно, п. 3 ст. 20 ЗК РФ предусматривает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Однако это положение следует рассматривать в совокупности с п. 1 той же статьи и п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Его правовой смысл заключается в том, что для землепользователей, не указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками после введения в действие этого кодекса не прекращается автоматически, несмотря на то, что они более не относятся к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве (смотрите в связи с этим определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 512-О). Однако это не освобождает данных лиц от обязанности совершить действия, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Наличие в уставном капитале АО доли акций, находящихся в государственной собственности, а также отсутствие у общества зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, для исполнения этой обязанности правового значения не имеет.
Отметим также, что с 01.01.2013 лица, нарушившие установленный срок и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 7.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
10 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.