Лицензирование отдельных видов деятельности
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Но порой возникают сложные ситуации, которые рассмотрим на конкретном примере.
Так, если организация осуществляет разработку, производство и ремонт авиационной техники, имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности, а срок ее лицензии истек 08.03.2012, подлежит ли она переоформлению в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ?
Закон N 99-ФЗ был опубликован в "Российской газете", N 97, 06.05.2011. В соответствии со ст. 24 Закона N 99-ФЗ он вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. Следовательно, Закон N 99-ФЗ вступил в силу 03.11.2011.
Отметим, что лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству и ремонту авиационной техники не подлежит переоформлению в указанной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Таким образом, Законом N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) установлено, что деятельность организации по разработке, производству и ремонту авиационной техники подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 99-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 1 Закона N 99-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
1) использования атомной энергии;
2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
4) деятельности кредитных организаций;
5) деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
10) клиринговой деятельности;
11) страховой деятельности.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники.
Таким образом, нормами Закона N 99-ФЗ установлено, что деятельность по разработке, производству и ремонту авиационной техники подлежит лицензированию.
Отметим, что постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 346 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники", которым утверждены положения о лицензировании рассматриваемых видов деятельности, актуальны по отношению к Законам N 128-ФЗ, 99-ФЗ.
В другом случае организация осуществляет деятельность по разработке и утилизации военной техники, обладает лицензий на осуществление данного вида деятельности, срок действия которой истекает 22.11.2012. В этом случае лицензия на осуществление деятельности по разработке и утилизации военной техники также не подлежит переоформлению.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит разработка вооружения и военной техники.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит также утилизация вооружения и военной техники.
Таким образом, Законом N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) установлено, что деятельность организации по разработке и утилизации военной техники подлежит лицензированию.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники.
Таким образом, нормами Закона N 99-ФЗ установлено, что деятельность по разработке и утилизации военной техники подлежит лицензированию.
Некоторые организации осуществляют деятельность по выявлению электронных устройств для скрытного получения информации ("жучков"). Например, у одной из них срок действия лицензии истек 02.04.2012. Но лицензия на осуществление этой деятельности также не подлежит переоформлению.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, Законом N 128-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) установлено, что деятельность организации по выявлению электронных устройств для скрытного получения информации подлежит лицензированию.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, нормами Закона N 99-ФЗ установлено, что деятельность по выявлению электронных устройств для скрытного получения информации подлежит лицензированию.
Согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Таким образом, лицензия не подлежит переоформлению, если не менялось наименование деятельности.
Но предположим, организация занимается разработкой и изготовлением (включая последующую реализацию) программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Нужно ли лицензировать эти виды деятельности после вступления в силу Закона N 99-ФЗ?
Примечательно, что деятельность по изготовлению программ для ЭВМ подлежит лицензированию, а разработка программ в лицензировании не нуждается.
В Законе N 128-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) не предусмотрена обязанность организации, осуществляющей разработку и изготовление программ для ЭВМ, лицензировать данную деятельность.
Однако п. 105 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 99-ФЗ) установлено, что в соответствии с данным законом лицензированию подлежит деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для компьютеров, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).
Таким образом, правомерно признать, что изготовление экземпляров программ для ЭВМ на любых носителях является видом деятельности, подлежащим лицензированию. Следовательно, разработка программ для ЭВМ не относится к деятельности, для осуществления которой необходима лицензия.
Пунктом 38 ст. 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).
Таким образом, с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ деятельность по изготовлению экземпляров программ для ЭВМ на любых видах носителей подлежит лицензированию. Следовательно, правовое регулирование данного вопроса не меняется.
Список литературы
1. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
3. Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники: постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 346.
А.В. Сергомасова,
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 2, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).