Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@
Бюджетные учреждения, как и другие организации, на которые в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ, являются плательщиками транспортного налога. Напомним, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Не являются объектом налогообложения (ч. 2 ст. 358 НК РФ):
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше пяти лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств. По истечении налогового периода бюджетные учреждения обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию (ч. 1 ст. 363.1 НК РФ). Исходя из этого налоговая декларация за налоговый период представляется в тот налоговый орган, где зарегистрировано транспортное средство.
Начиная с налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период - 2012 год бюджетные учреждения должны представлять налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" (далее - Порядок N ММВ-7-11/99@). Напомним, что согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления декларации, а также срок уплаты транспортного налога, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.
В комментируемом письме *(1) ФНС разъясняет некоторые вопросы, связанные с заполнением налоговой декларации учреждениями, имеющими право на применение налоговых льгот. Напомним, что по общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ). Налоговые льготы устанавливаются законами субъектов РФ при установлении налога. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождаются организации, учреждения, финансируемые из областного и местных бюджетов в объеме не менее 80%.
В своем письме ФНС отмечает, что форма налоговой декларации по транспортному налогу предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет, при применении налоговой льготы, как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период. Однако Порядок N ММВ-7-11/99@ содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот. Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены в приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ приказом ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@ и будут применяться начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2013 года.
В случае возникновения у бюджетного учреждения оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта РФ, в налоговом периоде 2012 года, в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот рекомендуется:
- в строке 180 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, и коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160;
- в строке 200 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
- в строке 220 сумму налоговой льготы исчислять как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на коэффициент, отражаемый в строке с кодом 160.
Кроме того, в Письме от 26.10.2012 N БС-4-11/18200 "О рассмотрении обращения" ФНС отметило, что в целях корректного исчисления суммы налоговой льготы в строке 180 налоговой декларации вместо "коэффициента Кв" (строка 120 налоговой декларации) следует применять "коэффициент Кл" (строка 160 налоговой декларации).
А. Репин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо ФНС РФ от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@ "О налоговой декларации по транспортному налогу".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"