Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18160@
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов*(1) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
- непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Указанные требования предъявляются ко всем участникам размещения заказа. Согласно ч. 6 ст. 11 Закона о размещении заказа бюджетные учреждения - заказчики вправе проверять соответствие участника размещения заказа указанным выше требованиям. При этом учреждение не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о размещении заказов бюджетное учреждение вправе запросить у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном КоАП РФ, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб, а в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, указанное в ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, - о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, об акте приемки объекта капитального строительства, предоставляемом при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанные органы и организации в течение десяти дней обязаны предоставить необходимые сведения по запросу заказчика, уполномоченного органа.
В комментируемом письме *(2) ФНС даны разъяснения по вопросам предоставления налоговыми органами сведений в отношении юридических лиц, подавших заявку на участие в конкурсе (аукционе) на поставку товаров (работ, услуг).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов установление являющихся основанием для отстранения участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения обстоятельств (в том числе факта наличия у такого участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ) отнесено к обязанностям заказчика, уполномоченного органа, конкурсной или аукционной комиссии.
В своем письме ФНС отмечает, что, учитывая вышеизложенные положения Закона о размещении заказов, учреждение вправе запросить у налогового органа находящиеся в его распоряжении сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 12 Закона о размещении заказов, а не информацию о достоверности предоставленных участником размещения заказа документов и (или) сведений либо об их соответствии бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган. Также отмечено, что бюджетное учреждение не вправе запрашивать, а налоговый орган не вправе представлять бухгалтерскую отчетность налогоплательщика - юридического лица, выступающего поручителем в договоре, обеспечивающем исполнение контракта. Представление бухгалтерской отчетности участниками размещения заказов не предусмотрено Законом о размещении заказов.
Кроме того, отмечено, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. При этом в соответствии с пп. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, Росстат обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Письмо ФНС РФ от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18160@ "О направлении разъяснений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"