Страховые взносы во внебюджетные фонды - 2013
С 1 января 2013 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 243-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются одним из первых этапов реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный Закон интересен для различных категорий плательщиков страховых взносов.
Данным Федеральным законом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов с 1 января 2013 года кратно увеличен размер страховых взносов, установлены новые правила исчисления фиксированного платежа. Существенные изменения предусмотрены для работодателей, использующих труд работников, занимающих рабочие места с особыми условиями труда и вследствие этого имеющих право на досрочную пенсию. Для данной категории работодателей уже с 1 января 2013 года установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Указанные поправки внесены в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Изменения также коснулись Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других законодательных актов. О наиболее важных изменениях мы расскажем в данной статье.
Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года
В одном из своих первых указов после инаугурации президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 октября 2012 года разработать стратегию развития пенсионной системы РФ (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Президент РФ определил, что развитие пенсионной системы - одна из ключевых задач экономики страны.
Разработанный Министерством труда и социальной защиты совместно с Пенсионным фондом РФ документ предлагает Стратегию развития пенсионной системы РФ до 2030 года (далее - Стратегия).
Итак, что предлагают разработчики Стратегии развития пенсионной системы?
Стратегия позиционируется как комплексный документ, позволяющий обеспечить гражданам России достойную пенсию на основе равных прав и новых возможностей.
При разработке Стратегии были поставлены следующие задачи:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы;
- удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки пенсионной системы на экономику страны.
Основными принципами формирования пенсионных прав в соответствии с принятой Стратегией являются адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов; учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию, а также обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.
Первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения утраченного заработка не менее 40 процентов). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет.
Второй уровень - корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Иными словами, такой вид пенсионного обеспечения, который формируется работодателем при возможном участии работника.
Третий уровень - частная (добровольная) пенсия. Она формируется за счет взносов физического лица в добровольном порядке в Негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.
Размер трудовой пенсии должен быть адекватен среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период не ниже определенной продолжительности. При этом коэффициент замещения должен быть не ниже 40 процентов, а размер пенсионных выплат - не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. Необходимо при этом обеспечить приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны и долгосрочную сбалансированность бюджета пенсионной системы.
Обратите внимание! Стратегия предполагает так называемый страховой маневр. Суть которого состоит в том, что временно будут перераспределены 6 процентов тарифа с накопительной составляющей на солидарную (2 или 4%). С 2015 года у работников будет право выбора - либо формировать накопления по существующей схеме (6%), либо направить весь тариф на страховую часть пенсии.
С целью реализации поставленных задач в Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
- изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
- приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической продолжительностью жизни;
- введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений.
В Стратегии предлагается ряд направлений, осуществление которых предполагается в среднесрочной перспективе:
- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в т.ч. введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;
- законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
- установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
- предоставление застрахованным лицам права выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
Изменения, внесенные в федеральные законы
Уже с 1 января 2013 года начнется реализация мероприятий, запланированных Стратегией на краткосрочную перспективу. Основным законодательным актом станет Федеральный закон N 243-ФЗ, который вносит изменения и дополнения в целый ряд Федеральных законов:
- от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
- от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
- от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
- от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
- от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";
- от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поправки, внесенные в законодательство, направлены не только на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, но и на оптимизацию механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объемы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов.
Основные изменения Федеральный закон N 243-ФЗ предусматривает для плательщиков страховых взносов.
Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков
Итак, начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет (п. 1 ст. 27). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях. В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет - у женщин, с 55 лет - у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть больше, чем у пенсионеров-"нельготников", - на 10 лет дольше, чем общеустановленный. Однако в действующей пенсионной системе работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего является, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны - отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников. При этом пенсионное законодательство предусматривает назначение льготных пенсий на основании так называемых списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, в настоящее время пенсия "досрочникам" выплачивается за счет тех, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки.
С 1 января 2013 года работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2-18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
- в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ):
Период | % дополнительного тарифа |
2013 год | 4 |
2014 год | 6 |
2015 год и далее | 9 |
- в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью):
Период | % дополнительного тарифа |
2013 год | 2 |
2014 год | 4 |
2015 год и далее | 6 |
Следует обратить внимание на то, что дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Такое положение предусмотрено вновь вводимой ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Иначе говоря, взносы по дополнительным тарифам необходимо перечислять независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что в соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон N 27-ФЗ, в индивидуальном лицевом счете теперь подлежит отражению информация о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами.
Обратите внимание! Стратегия на переходный период предполагает, что для лиц, имеющих "полный" специальный стаж, сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования. При этом для лиц, не имеющих "полного" специального стажа, приобретение права на включение каких-либо периодов работы в специальный стаж связано с уплатой работодателем страховых взносов в размере, увеличенном на дополнительный тариф.
Необходимо также отметить, что вводимая ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.
Значительно повышены страховые взносы для ИП
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, относятся к категории страхователей, именуемой в соответствии с законом "плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам". Данная категория плательщиков обязана уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В настоящее время в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ эта категория уплачивает страховые взносы исходя из стоимости страхового года, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011 N 106-ФЗ) установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4611 руб. в месяц. Следовательно, стоимость страхового года в 2012 году для данной категории плательщиков составляет 55 332 руб. (4611 руб. х 12 мес.).
Следовательно, общая сумма страховых взносов, которую необходимо было заплатить индивидуальным предпринимателям "за себя" в 2012 году составляет 17 208,24 руб. (в Пенсионный фонд РФ по тарифу 26% - 14 386,32 руб., в ФФОМС по тарифу 5,1% - 2821,92 руб.).
Следует отметить, что именно исходя из уплаченных страховых взносов обеспечиваются пенсионные права соответствующего работника. Если учитывать, что в действующей модели, являясь наемным работником, гражданин ежегодно может получить на свой индивидуальный лицевой счет перечисленных работодателем страховых взносов около 100 тыс. руб., то индивидуальный предприниматель за тот же период положит себе на индивидуальный лицевой счет в ПФР только 14 386,32 руб. При этом при наступлении пенсионного возраста государство обязано обеспечить пенсионные права и наемному работнику, и самозанятому населению. Учитывая имеющийся дисбаланс, необходимо обеспечить постепенное создание объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников. В этих целях необходимо обеспечить аккумулирование страховых взносов от самозанятого населения в объемах, сопоставимых с объемами, уплачиваемыми за наемных работников, в том числе предоставив право выбора условий уплаты страховых взносов, влияющих на размер будущего пенсионного обеспечения.
Рассматриваемым Законом с 1 января 2013 года изменен не только размер страховых взносов, подлежащих уплате в 2013 году данной категорией плательщиков, но и порядок исчисления страховых взносов указанными плательщиками. Напомним, что согласно действующим правилам предприниматели уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года, которая определяется путем умножения установленного на начало финансового года МРОТ на 12 и на соответствующий тариф (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2013 года указанные плательщики будет уплачивать взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.
Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следовательно, для расчета взноса в ПФР за год необходимо будет МРОТ умножить на два, на соответствующий тариф и на 12.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5205 руб. в месяц.
Таким образом, в 2013 году сумма страховых взносов, которые предприниматели должны будут перечислить в ПФР, составит 32 479 руб. (5205 x 2 x 12 x 26%). При этом в 2013 году пп. 2.1, 2.2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении лиц 1967 года рождения и младше - 20% на финансирование страховой части, 6% - накопительной части. С 1 января 2014 года данное соотношение изменится: в отношении лиц 1967 года рождения и младше на финансирование страховой части необходимо будет перечислять 24 процента, а накопительной части - 2%.
Фиксированный размер взноса в ФФОМС будет определяться, как и ранее, исходя из МРОТ - без умножения на два (вновь вводимая ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следовательно, в 2013 году предприниматели должны будут перечислить в ФФОМС 3185 руб. (5205 х 12 x 5,1%).
Таким образом, общая сумма страховых взносов, которую предстоит заплатить предпринимателям в 2013 году, составляет 35 664,66 руб.
Несмотря на то, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрена обязанность уплачивать страховые взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года поквартально либо помесячно, учитывая значительность суммы, рекомендуем данной категории рассмотреть именно такую периодичность уплаты. В этом случае нагрузка будет не такой существенной, как в случае единовременной уплаты (см. таблицу).
Таблица
ПФР | ФФОМС | Итого | |||
Сумма страховых взносов = МРОТ х 2 х Тариф в ПФР х 12 | Сумма страховых взносов = МРОТ х Тариф в ФФОМС х 12 | ||||
для лиц 1966 г.р. | для лиц 1967 г.р. и моложе | ||||
страховая часть трудовой пенсии (тариф страхового взноса - 26%) | страховая часть трудовой пенсии (тариф страхового взноса - 20%) | накопительная часть трудовой пенсии (тариф страхового взноса - 6%) | (тариф страхового взноса - 5.1%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 = 2 + 5 или 6 = 3 + 4 + 5 |
год | 32 479,20 | 24 984,00 | 7495,20 | 3185,46 | 35 664,66 |
квартал | 8119,80 | 6246,00 | 1873,80 | 796,37 | 8916,17 |
месяц | 2706,60 | 2082,00 | 624,60 | 265,46 | 2972,06 |
В указанном порядке исчисляют взносы и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за каждого члена хозяйства (новая редакция ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Периоды, за которые ИП вправе не уплачивать страховые взносы в фиксированном размере
Впервые в законодательстве о страховых взносах появилась норма, определяющая периоды, за которые индивидуальный предприниматель имеет право не уплачивать страховые взносы.
Напомним, что до настоящего момента Федеральным законом N 212-ФЗ не предусматривается освобождение индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе по причине ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
При этом определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О было установлено, что нормативные положения пп. 1-3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривавшие взимание фиксированного платежа, во взаимосвязи с положениями ст. 17, а также ст. 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Указанная позиция была основана на том, что согласно ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежат зачету в страховой стаж.
При этом в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 167-ФЗ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета.
Однако предусмотренный Федеральным законом N 212-ФЗ порядок уплаты страховых взносов не содержал норм, предусматривающих саму возможность не исчислять и не уплачивать страховые взносы за подобные периоды, а также механизм реализации такой возможности.
При этом, несмотря на то что норм о приостановлении обязанностей уплаты страховых взносов в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит, остались неизменными положения Федерального закона N 167-ФЗ, Федерального закона N 173-ФЗ, касающиеся порядка зачета так называемых нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, для единообразного применения законодательства о страховых взносах Минздравсоцразвития России поручило Пенсионному фонду РФ подготовить необходимые предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 212-ФЗ, предусматривающие освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за определенные периоды.
С 1 января 2013 года ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет дополнена ч. 6, согласно которой предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность:
- период прохождения военной службы по призыву (подп. 1 п. 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6 п. 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Если в расчетном периоде были месяцы, в течение которых указанные лица вели свою профессиональную деятельность, то им необходимо будет уплатить взносы пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых такая деятельность осуществлялась (новая ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Следует обратить внимание на то, что освобождение от уплаты страховых взносов закон связывает не с фактом нахождения в отпуске по уходу за ребенком (либо иным аналогичным периодом), а именно с отсутствием деятельности в указанный период, которое должно быть документально подтверждено (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Продлено действие общих тарифов страховых взносов, установленных на 2012-2013 годы
В соответствии с действующей редакцией ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ работодатели (за исключением льготных категорий) в 2012-2013 годах уплачивают страховые взносы по следующим тарифам. В рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30% (из них в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%), сверх предельной величины - 10% (платеж перечисляется только в ПФР).
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ указанные тарифы установлены также на 2014 и 2015 годы (новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вступающая в силу с 1 января 2013 года).
Увеличен размер предельной величины базы для начисления страховых взносов по общему тарифу
Порядок определения базы начисления страховых взносов установлен ст. 8 Закона N 212-ФЗ. До 1 января 2012 года для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливалась в сумме, ограниченной предельным размером.
В 2010 году этот размер составлял 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933), в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." установлено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", подлежит индексации с 1 января 2013 года в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Таким образом, для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с вышеназванным постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 г.
Изменение распределения пенсионных взносов
В соответствии со ст. 33 и 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ пенсионные взносы в отношении лиц 1967 г.р. и моложе распределяются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Так, в 2012 и 2013 годах по общему правилу на финансирование накопительной части трудовой пенсии с выплат в рамках установленной предельной величины базы для начисления взносов перечисляется 6 процентов.
Остальная часть тарифа пенсионных взносов идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Соответствующее распределение пенсионных взносов установлено для различных льготных категорий плательщиков.
С 2014 года данное распределение будет изменено. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет перечислять 2% (новые редакции ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, пп. 5, 6, 7, 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Из этого правила есть исключение. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет по-прежнему перечислять 6% от предназначенного в ПФР взноса, если застрахованное лицо 1967 г.р. и моложе, в отношении которого производятся выплаты, по состоянию на 31 декабря 2013 года заключило договор об обязательном пенсионном страховании и обратилось с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд или обратилось с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (новая ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Следует отметить, что указанные лица с 1 января 2014 г. в случае, предусмотренном п. 1 ст. 36.8 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", вправе будут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 или 6% тарифа страхового взноса.
Другие изменения
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Эти положения действуют с 1 января 2012 года.
С учетом изложенного на выплаты в пользу указанных категорий граждан должны начисляться страховые взносы - соответствующие изменения внесены в п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Законом N 243-ФЗ данные правила скорректированы.
Теперь указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Таким образом, начиная с 2013 года при отнесении лиц, временно пребывающих к категории застрахованных, необходимо учитывать все срочные трудовые договоры, которые были с ними заключены в течение календарного года.
Следует помнить, что на выплаты в отношении указанных лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Накопительная часть у данной категории отсутствует.
Выводы
Завершая обзор изменений законодательства об обязательном пенсионном страховании акцентируем внимание на основных моментах.
Итак, с января 2013 года начнется реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития пенсионной системы до 2030 года.
С 1 января 2013 года работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет, обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (новая статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 1 января 2013 года изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 1 января 2013 года предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, будут вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (новая ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 1 января 2013 года на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (новая редакция п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Продлен период действия на 2014-2015 годы общих тарифов страховых взносов, понижение которых ранее планировалось только на 2012-2013 годы: в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 процентов (из них в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%). Сверх предельной величины - 10%, данный платеж перечисляется только в ПФР (новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Изменение распределения пенсионных взносов между накопительной и страховой частью в 2013 году не произойдет. Но оно запланировано, и для этого есть законодательная основа.
Изменено распределение пенсионных взносов будет с 1 января 2014 года. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет перечислять 2 или 6% тарифа страховых взносов (новые редакции ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, пп. 5, 6, 7, 9 ст. 33, ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
С 1 января 2014 года вправе будут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 или 6% тарифа страхового взноса, следующие категории граждан.
Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, обратившиеся с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд или о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (новая ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Е. Алтухова,
начальник юридического отдела Управления
Пенсионного фонда РФ г. Томска
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1