Обзор нормативных документов, вступивших в силу с 1 января 2013 года
В канун Нового года вышло большое количество нормативных актов, касающихся разных вопросов учета финансово-хозяйственной деятельности. Редакция журнала подготовила обзор основных изменений, который будет полезен для экономических служб медицинских учреждений.
Организация бухгалтерского учета регулируется новым законом
Нормативный акт. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ).
Начало действия документа. В соответствии со ст. 32 данного закона он вступил в силу с 1 января 2013 года.
Суть новшеств. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ сфера действия этого документа распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности.
Выделим основные положения данного нормативного документа, необходимые для организации бухгалтерского учета в медицинском учреждении.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель экономического субъекта. В медицинском учреждении таковым, как правило, является главный врач.
В силу п. 3 данной статьи руководитель обязан возложить обязанность по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Заметим, что ранее на основании Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) руководители организаций могли вести бухгалтерский учет лично. В новом нормативном акте такого положения нет.
Статья 8 Федерального закона N 402-ФЗ раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения формируют свою учетную политику, руководствуясь инструкциями N 157н *(1), 162н *(2), 174н *(3), 183н *(4).
Заметим, что в соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменения в учетную политику могут вноситься:
при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). Заметим, что аналогичная норма содержалась в Федеральном законе N 129-ФЗ. Разница заключалась лишь в том, что вместо факта хозяйственной жизни значилась хозяйственная операция.
С 01.01.2013 согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора (к которым относятся медицинские учреждения) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, как и раньше, в 2013 году учреждения здравоохранения при оформлении хозяйственно-финансовых операций руководствуются первичными учетными документами, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ N 173н*(5).
По-другому звучит в новом законе норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах. В силу п. 7 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ они допускаются только в случаях, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции N 157н принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами и которые содержат исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с проставлением надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Отметим, что в настоящее время указание на осуществление внутреннего контроля в учреждении содержится:
- в пункте 6 Инструкции N 157н, на основании которого одним из элементов учетной политики учреждения является порядок организации контроля за хозяйственными операциями (порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля);
- в пункте 157 Инструкции N 191н*(6) и п. 56 Инструкции N 33н*(7),
согласно которым казенные, бюджетные и автономные учреждения при формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности заполняют таблицу 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля". В данной таблице отражается информация о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства, финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также за правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.
Далее отметим, что законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения в части порядка, способов, процедур осуществления внутреннего контроля. В данном случае медицинское учреждение свободно в их выборе. Об осуществлении внутреннего контроля следует указать в одном из приложений к учетной политике.
Увеличены размеры детских пособий на коэффициент индексации
Нормативный акт. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ).
Начало действия документа. В соответствии со ст. 5 БК РФ закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Суть новшеств. На основании ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) подлежат индексации и пересчету на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, определяемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, следующие пособия:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 216-ФЗ коэффициент индексации детских пособий в 2013 году равен 1,055. Размеры детских пособий представлены в таблице.
Вид пособия | Размер пособия в 2012 году, руб. | Коэффициент индексации | Размер пособия в 2013 году, руб. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности | 465,2 | 1,055 | 13 087,61 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 12 405,32 | 1,055 | 13 087,62 |
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью | 12 405,32 | 1,055 | 13 087,61 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу: | |||
- за первым ребенком | 2 326 | 1,055 | 2 453,93 |
- за вторым ребенком и последующими детьми | 4 651,99 | 1,055 | 4 907,85 |
Следует учесть, что:
- при индексации размеров детских пособий округление полученных сумм до полного рубля законодательством РФ не предусмотрено. Об этом ранее говорил ФСС в Письме от 10.12.2009 N 02-10/07-12722;
- индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,055 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2013 года и позднее, то есть с момента наступления страхового случая (Письмо ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244);
- размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий, если они не включены в состав заработной платы (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ).
Повышен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2013
Нормативный акт. Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-Ф3 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 232-Ф3).
Начало действия документа. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 232-Ф3 он вступил в силу с 1 января 2013 года.
Суть новшеств. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно Федеральному закону N 232-Ф3 минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года равен 5 205 руб. в месяц.
В силу норм вышеприведенной статьи размер минимальной заработной платы, установленный федеральным законом, в каждом субъекте РФ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями - за счет собственных средств.
Таким образом, в учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее повышение. В связи с этим следует внести изменения в положение об оплате труда.
Нужно обратить внимание на тот факт, что увеличение заработной платы в связи с повышением МРОТ неизбежно приведет к увеличению расходов на уплату страховых взносов, которые начисляются на заработную плату работников. В связи с этим следует предусмотреть увеличение соответствующих затрат в финансово-хозяйственном плане автономных и бюджетных учреждений и смете доходов и расходов казенных учреждений.
Далее необходимо отметить, что с повышением МРОТ увеличится размер пособий по временной нетрудоспособности работникам, чей страховой стаж не превышает шести месяцев (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ*(8)).
Напомним, что исчисление пособия по временной нетрудоспособности производится на основании среднего дневного заработка, умноженного на коэффициент, учитывающий страховой стаж, и количество календарных дней болезни. Коэффициент, учитывающий страховой стаж, определен п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ в следующем порядке:
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж восемь и более лет, - 100% среднего заработка;
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж от пяти до восьми лет, - 80% среднего заработка;
- для застрахованного лица, имеющего страховой стаж до пяти лет, - 60% среднего заработка.
Таким образом, средний дневной заработок сотрудника, страховой стаж которого составляет менее шести месяцев, равен 171,13 руб. (5 205 руб. x 24 мес. / 730 дн.). При этом сумма дневного пособия равна 102,68 руб. (165,04 руб. x 60%).
Установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Нормативный акт. Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ).
Начало действия документа. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 243-ФЗ он вступил в силу с 1 января 2013 года. Исключениями являются ст. 9 данного документа, вступившая в силу со дня официального опубликования закона, и ряд других положений, которые начнут действовать в более поздние сроки (закон опубликован в "Российской газете", N 283, от 07.12.2012).
Суть новшеств. Федеральным законом N 243-ФЗ внесен ряд изменений в следующие нормативные акты:
- в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ);
- в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ);
- в Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ);
- в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В первую очередь изменения, внесенные в перечисленные нормативные акты, затрагивают вопросы обязательного пенсионного страхования.
Отметим, что законодателем установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Установлена дифференциация этих размеров дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица. Такие лица согласно указанной норме имеют право на получение досрочной пенсии, расходы на которую теперь будут нести страхователи, использующие работников на этих работах. Заметим, что в данных подпунктах работа в медицинских учреждениях не поименована, в большей степени это затрагивает подземные работы, работы с вредными условиями труда, в горячих цехах и др.
Что касается размеров тарифов страховых взносов, уплачиваемых в ПФР медицинскими учреждениями в 2013 году, то ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ было установлено, что в период 2012-2013 годов распределение общего тарифа страхового взноса в ПФР (22%) осуществляется следующим образом.
Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе |
В пределах предельной величины базы для начисления страховых взносов* | ||
6% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | ||
10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
* Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2012 году составляла 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974). В 2013 году она равна 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). |
Федеральным законом N 243-ФЗ действие статьи распространено на более длительное время, а именно до 2015 года. В течение этого времени общая величина тарифа страховых взносов, перечисляемых в ПФР, не изменится и составит 22%. Однако распределение между страховой и накопительной частями трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе изменится и будет составлять с 2014 года не 16 и 6%, а 20 и 2% соответственно. В свою очередь, изменится распределение солидарной и индивидуальной частей тарифа страховых взносов. В прежней редакции было 6 и 10%, в новой редакции будет 6 и 14%. Представим информацию в виде таблицы.
Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе |
В пределах предельной величины базы для начисления страховых взносов | ||
6% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | ||
10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Поправки, внесенные в федеральные законы N 75-ФЗ и 111-ФЗ, затрагивают права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. Так, согласно изменениям застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2014 года в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании) дополнительно вправе выбрать вариант своего пенсионного обеспечения, заключающийся в направлении на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Для тех, кто не сделал такой выбор до 01.01.2014, величина отчисления на накопительную часть трудовой пенсии по умолчанию составит 2%. Данная норма закреплена новой ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ.
Остальные поправки, внесенные в перечисленные в начале подраздела нормативные акты, в основном носят технический характер. Так, согласно новой редакции ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ начиная с 2012 года страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляются только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в 2011 и 2010 годах они уплачивались также в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В связи с этим из ч. 1 и 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ были исключены слова "и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Аналогичное изменение затронуло п. 2 ст. 10, п. 4 ст. 22, п. 1 и 2 ст. 28, пп. 2 п. 1 ст. 29, п. 8 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(5) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
*(6) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
*(7) Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
*(8) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"