Конституционно-правовой механизм обеспечения права ребенка на семью
В статье анализируются вопросы государственного обеспечения права ребенка на семью. В данном контексте автор исследует этимологию терминов "обеспечение", "механизм", часто используемых учеными-юристами. Рассматриваются различные подходы авторов к определению механизма охраны и защиты прав личности, его соотношению с понятиями "обеспечение", "гарантии". Автор формулирует собственное определение понятия "конституционно-правовой механизм обеспечения права ребенка на семью".
Провозглашение права ребенка на семью, конкретизация его в текущем законодательстве само по себе не означает реального претворения в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, и в этом случае они теряют свое социальное назначение*(1). "Право ничто, - писал Л.С. Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях"*(2). Установленные нормативными правовыми актами правила должны воплощаться в действительности, в реальных общественных отношениях, в действиях людей, в деятельности органов власти.
Право ребенка на семью, как и другие права человека, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздерживаться от вмешательства в границы свободы личности, но и активную обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод*(3). Таким образом, гарантирование прав и свобод человека и гражданина является основной целью деятельности государства, определяет смысл, содержание и применение законов, осуществление правосудия.
В российском законодательстве обеспечение прав детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей, и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность по замещению родительских функций. Однако этим не исчерпывается государственное обеспечение права ребенка на семью.
Термин "обеспечение", производный от глагола "обеспечить", во многих толковых словарях означает "установление заботы"; "ограждение от убытков, недостатка, нужды от грозящей кому-то опасности"; "создание условий", под которыми понимается "предоставление достаточных материальных средств, снабжение нужным, выполнение действий для реального, действительного выполнения чего либо"*(4). В этом смысле термин "обеспечение" созвучен с термином "содействие", означающим "помощь, поддержку в какой-либо деятельности"*(5). Таким образом, речь идет о принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления системы мер, способствующих реализации права ребенка на семью. Государство должно создавать условия и предоставить такие средства, чтобы ребенок, как и любой человек, свободно и беспрепятственно мог реализовать право на семью, а в случае нарушения данного права - восстановить его.
Таким образом, на государство возлагается обязанность не только соблюдать данное право, но и обеспечить его реализацию на практике, для чего необходим соответствующий механизм. Категория "механизм" часто используется исследователями-юристами*(6). Под механизмом, который приводит в движение процесс реализации прав и свобод, понимают систему юридических норм, гарантирующих право реализацию, т.е. деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей*(7).
В юридической литературе, как верно подметила О.М. Гвоздева, нет единого определения механизма перевода конституционных прав в конкретные блага. Более того, нет даже единого названия этого механизма*(8). Одни ученые называют его механизмом охраны и защиты, другие - механизмом реализации, третьи - механизмом обеспечения.
Довольно распространен термин "механизм охраны и защиты прав личности", понимаемый как гарантии прав: общие и специальные, материальные, политические, идеологические, юридические, организационные. Можно встретить и такое определение механизма защиты субъективных прав - "взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав"*(9). Однако, если нет нарушения прав, защита не нужна, но охрана прав нужна всегда. Конституционно-правовая охрана прав человека, отмечает по этому поводу К.К. Гасанов, представляет собой механизм непосредственного действия охранительных норм конституционного права и организационно-правовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по недопущению нарушений прав человека*(10).
Под реализацией прав и свобод обычно понимается их претворение, воплощение в жизнь путем правомерного поведения. С точки зрения И.В. Ростовщикова, механизм реализации прав и свобод - это социально обусловленный, психологически регулируемый и законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий, прежде всего личности как правообладателя, а также обязанных и других субъектов с целью получения личностью социального блага, опосредованного правом и/или свободой*(11). В.Н. Бутылин под механизмом реализации прав понимает способ осуществления прав и свобод, т.е. особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс*(12). С ним солидарна и О.М. Гвоздева, считающая "необходимым включение в эти механизмы реализации прав гарантий, ... поскольку реализовать права без гарантий не представляется возможным"*(13).
Следует уточнить, что "условия и факторы, влияющие на этот процесс", т.е. процесс реализации прав - есть обеспечение права, поскольку его предоставляют человеку, реализующему свое право, другие субъекты, прежде всего государство. И в этом смысле термин "обеспечение" созвучен термину "гарантии", выступает базовой категорией, "так как без обеспечительных мероприятий невозможны ни реализация, ни охрана, ни защита прав и свобод личности"*(14). Поэтому охрана и защиты прав - часть механизма их обеспечения.
Таким образом, механизм обеспечения права личности можно понимать как систему условий, средств и факторов, способствующих реализации прав личности, которая включает и их защиту, и охрану. Как справедливо полагают К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибулина, термин "обеспечение" означает деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод*(15).
По мнению О.М. Гвоздевой, конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых средств, с помощью которых обеспечивается активное поведение самих индивидов и органов публичной власти, общественных организаций и объединений, контролирующих субъектов по совершению юридически значимых действий, направленных на исполнение возможностей граждан пользоваться определенными социальными благами. Думается данное определение дискуссионно. Конституционно-правовой механизм следует понимать не только как правовые средства, как конституционное законодательство. Сама О.М. Гвоздева включает в структуру механизма конституционные нормы о правах граждан; нормы-принципы; нормы-гарантии; компетенционные нормы органов публичной власти; процессуальные нормы; способы и организационно-правовые формы реализации прав граждан; правовые отношения. Последние элементы, безусловно, выпадают из законодательства, т.е. не являются им, а являются процессом и результатом реализации прав граждан. Поэтому в конституционно-правовой механизм обеспечения прав граждан включаются не только правовые средства, но и политические, экономические, организационные, духовные меры, условия, средства. О.М. Гвоздева, противореча сама себе, включает в конституционно-правовые механизмы обеспечения прав человека государственные и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, общественные организации и объединения). И это правильно, поскольку является институциональной составляющей конституционно-правового механизма обеспечения прав личности.
С.Э. Либанова также понимает довольно узко конституционно-правовой механизм обеспечения, как "систему правовых способов, методов и средств воздействия на общественные отношения, базирующиеся на базовых принципах-гарантиях Конституции РФ, обеспечивающих соблюдение конституционных прав всеми субъектами государства и общества, объединенными единой ... целью в понимании истины - признания высшей ценностью человека, его прав и свобод и неизбежности их обеспечения"*(16).
Безусловно, прав А.С. Мордовец, включающий в механизм обеспечения прав личности механизм охраны, механизм защиты, механизм восстановления нарушенных субъективных прав, а также механизм воспитания. "Будучи самостоятельными механизмами и одновременно находясь в диалектической взаимосвязи друг с другом, они создают целостную структуру механизма социально-юридического обеспечения прав человека и гражданина*(17).
Можно согласиться с мнением ученых, выделяющих в структуре социально-правового механизма обеспечения прав человека две стороны: статическую и динамическую. К статической стороне они относят нормы права; систему специальных правовых средств и институтов (институты гарантий, охраны, защиты и др.); субъектов права (государство, его органы и организации, граждане); юридическую ответственность; объект (деяние: правомерное, противоправное). Динамическую сторону механизма обеспечения прав человека образуют различные формы организационно-правовой деятельности субъектов правоохраны (правотворческая, правоприменительная, контрольно-надзорная, правоохранительная)*(18).
Конституционно-правовой механизм обеспечения прав личности имеет комплексный характер, поскольку включает в себя нормы различных отраслей права. Его основу составляют нормы конституционного права, а также основанная на этих разноотраслевых нормах правоприменительная деятельность.
Подытоживая общие положения и экстраполируя их на право ребенка на семью, можно сформулировать определение конституционно-правового механизма его обеспечения. Под конституционно-правовым механизмом обеспечения права ребенка на семью понимается система законодательства, а также политических, социально-экономических, организационных, духовно-нравственных мер, предпосылок, гарантий, способствующих эффективной реализации данного права, созданию и поддержанию максимально благоприятных условий для жизни ребенка в семье, а также охраны и в необходимых случаях защиты органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, общественными организациями.
И.Е. Певцова,
старший преподаватель кафедры трудового
и предпринимательского права юридического
факультета ФГБОУ ВПО "Хабаровская
государственная юридическая академия"
"Юрист ВУЗа", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Теория государства и права: Учебник / под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. М., 2005. С. 320.
*(2) Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1971. С. 201.
*(3) Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 180-181 (комментарий к ст. 17 написан Б.С. Эбзеевым).
*(4) Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 342.
*(5) Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. С. 569.
*(6) Например, В.М. Сырых употребляет термины "механизм правового регулирования", "механизм правотворчества", "механизм государственного принуждения", "механизм реализации норм права". См.: Сырых В.М. Теория государства права: Учебник для вузов. М.: Былина, 1998. С. 145-151.; Ю.А. Тихомиров помимо термина "механизм правоприменения" использует "механизм действия публичных и иных институтов и права". См.: Правоприменение: теория и практика / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Формула права, 2008. С. 74; А.С. Мордовец пишет о "механизме социально-юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина". См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп./отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: ИКД "Зерцало", 2001. С. 433. Кроме того, встречаются и такие формулировки, как "механизм правового воспитания", "механизм действия правовой системы", "механизм защиты субъективных прав", "механизм реализации конституционных прав и свобод" и т.п.
*(7) Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учеб. пособие с альбомом схем. М., 2005. С. 6.
*(8) См.: Гвоздева О.М. К вопросу о конституционно-правовом механизме обеспечения социально-экономических прав человека во внутригосударственной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 6. С. 25-27.
*(9) Бутнев В.В. Понятие механизма защиты субъективных гражданских прав // Механизм защиты субъективных гражданских прав: Сб. науч. трудов. Ярославль, 1990. С. 6.
*(10) Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: Монография. М., 2004. С. 208.
*(11) Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 64.
*(12) Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. N 2. С. 36.
*(13) Гвоздева О.М. Указ. соч.
*(14) Анохин Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности: на материалах Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 12.
*(15) Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991. С. 41.
*(16) Либанова С.Э. Конституционно-правовой механизм обеспечения неизбежности гарантирования высшей конституционной ценности // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 8-10.
*(17) См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп./отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: ИКД "Зерцало", 2001. С. 437.
*(18) Рыбак С.В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод гражданина: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 15-16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционно-правовой механизм обеспечения права ребенка на семью
Автор
И.Е. Певцова - старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная юридическая академия"
"Юрист ВУЗа", 2013, N 1
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru