Вопрос - ответ
Вопрос: Дайте, пожалуйста, информацию о существующих требованиях к программе обучения аспирантов.
Ответ: Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательная программа послевузовского профессионального образования должна иметь следующую структуру:
3.1. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД.А.00)
Факультативные дисциплины (ФД.А.00)
Практика (П.А.00).
3.2. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00)
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00)
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
Обратите внимание на сроки: нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать 3 года, в заочной форме - 4 года, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять 4 года в очной форме, 5 лет в заочной форме. Ниже представляем таблицу о трудоемкости освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):
Индекс | Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Трудоемкость (в зачетных единицах) |
ОД.А.00 | Обязательные дисциплины | 11 |
ОД.А.01 | История и философия науки | 2 |
ОД.А.02 | Иностранный язык | 2 |
ОД.А.03 | Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности | 2 |
ОД.А.04 ОД.А.05 и т.д. | Дисциплины по выбору аспиранта | 5 |
ФД.А.00 | Факультативные дисциплины | 13 |
П.А.00 | Практика | 3 |
Итого на образовательную составляющую | 27 | |
НИР.А.00 | Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук | 165 |
КЭ.А.00 | Кандидатские экзамены | 3 |
КЭ.А.01 | Кандидатский экзамен по истории и философии науки | 1 |
КЭ.А.02 | Кандидатский экзамен по иностранному языку | 1 |
КЭ.А.03 | Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук | 1 |
ПД.А.00 | Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата | 15 |
Итого на исследовательскую составляющую | 183 | |
Общий объем подготовки аспиранта без учета каникул | 210 |
Обратите внимание на нюансы.
Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 мин. Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
Дисциплины по выбору аспиранта выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.
Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.
Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики и ее вид (педагогическая или производственная), сроки и форму ее прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин.
При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет 4 года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук увеличиваются на 55 зачетных единиц.
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук включает оформление диссертационной работы и представление ее на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Более подробную информацию вы можете найти в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365.
Вопрос: Нам поручено на совете утвердить изменения, которые будут внесены в сведения об институте для размещения на сайте. Причем поставлена задача - учитывать требования закона. О каком законе идет речь?
Ответ: Полагаем, что речь идет о недавно принятом постановлении Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. N 343, которым утверждены "Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении".
Указанные Правила определяют порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении в целях обеспечения ее открытости и доступности.
Образовательное учреждение размещает на своем официальном сайте в сети Интернет и обновляет в установленные сроки следующие сведения:
- о дате создания образовательного учреждения (государственной регистрации образовательного учреждения);
- о структуре образовательного учреждения, в том числе: наименование или фамилия, имя, отчество учредителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, справочный телефон, адрес сайта в сети Интернет, адрес электронной почты;
фамилия, имя, отчество руководителя образовательного учреждения, его место нахождения, график работы, справочный телефон, адрес электронной почты;
наименование структурных подразделений, включая филиалы и представительства, фамилии, имена, отчества, должности их руководителей, места нахождения, графики работы, справочные телефоны, адреса сайтов в сети Интернет, адреса электронной почты, копии положений о структурных подразделениях;
о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
об образовательных стандартах и требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (при их наличии) (включая копии таких образовательных стандартов и требований);
о персональном составе педагогических (научно-педагогических) работников (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, уровень образования, квалификация, наличие ученой степени, ученого звания);
о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям) с указанием перечня зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, используемых для осуществления образовательного процесса, их адресов и назначения;
об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся (включая перечень таких электронных образовательных ресурсов), электронном каталоге изданий, содержащихся в фонде библиотеки образовательного учреждения;
о направлениях научно-исследовательской деятельности, в том числе перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (включая фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, уровень образования, квалификацию, наличие ученой степени, ученого звания, списки научных трудов, достигнутые результаты (открытия, патенты) ведущих ученых по этим направлениям), и базе для ее осуществления, в том числе оснащенность лабораторным оборудованием;
о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);
о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся (с размещением копий положений и других документов, регламентирующих стипендиальное обеспечение и иные виды поддержки обучающихся (при наличии) в образовательном учреждении);
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года.
Также на сайте должны быть отражены:
- порядок оказания платных образовательных услуг с указанием сведений, предусмотренных "Правилами оказания платных образовательных услуг" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 г. N 505), в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, и стоимость платных образовательных услуг;
- отчет о результатах самообследования деятельности образовательного учреждения.
Важно не забыть разместить копии:
- документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения (с приложениями);
- утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения.
Очень часто забывают на сайте дать необходимые ссылки на
- официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru;
- федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;
- информационную систему "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
- единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.
Информация на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет должна размещаться на русском языке. Допускается равным образом размещение на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, а также на иностранных языках.
Вопрос: Я правильно понимаю, что научные работники могут создавать свои общественные объединения? Если да, то какой работой должно заниматься общественное объединение научных работников?
Ответ: Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами.
Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Л. Французова,
юрист,
преподаватель Высшей школы
экономики и сервиса
"Юрист ВУЗа", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос - ответ
Автор
Л. Французова - юрист, преподаватель Высшей школы экономики и сервиса
"Юрист ВУЗа", 2013, N 1
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru