Безвозмездная передача объектов основных средств органам государственной власти согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС. Следует ли в случае передачи основного средства, приобретенного бюджетным учреждением за счет деятельности, облагаемой НДС, восстанавливать сумму налога на недоамортизированную часть данного объекта?
Объектом обложения НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передаче имущественных прав. В общем случае при безвозмездной передаче права собственности на объекты основных средств необходимо исчислить НДС. Исключением является, в частности, передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Объект обложения НДС согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не образуется. Данное положение связано с тем, что в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом обложения НДС, то есть сумма налога, предъявленная поставщиком при приобретении за счет указанных средств товаров - объектов основных средств, учитывается в его стоимости на основании пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, имущество, приобретенное за счет указанных средств, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Согласно п. 4 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ в случае, когда организация приобретает основные средства, предъявленные суммы НДС покупатель принимает к вычету, если основное средство приобретается для осуществления операций, которые будут признаваться объектами обложения НДС.
НК РФ не содержит положений, обязывающих восстанавливать НДС при выбытии объектов основных средств, которые использовались в деятельности, подлежащей обложению НДС, до истечения срока их полезного использования.
Пунктом 3 ст. 170 НК РФ установлен закрытый перечень ситуаций, когда ранее принятые к вычету суммы НДС должны быть восстановлены. В частности, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, ранее принятые к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров, в том числе основных средств, для осуществления операций, не облагаемых налогом. Это разъяснение дано Минфином в письмах от 15.08.2012 N 03-07-11/295, от 29.01.2010 N 03-07-11/12.
Следовательно, согласно пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ при безвозмездной передаче объекта основных средств бюджетным учреждением подлежит восстановлению сумма "входного" НДС с недоамортизированной части стоимости этого объекта. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ не возникает объекта обложения НДС при выбытии указанного основного средства на безвозмездной основе в орган местного самоуправления. Таким образом, восстановлению подлежит сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости основного средства без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость передаваемого объекта. Восстановление производится в том налоговом периоде, в котором основное средство было передано.
О. Булыгина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2013 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"