Комментарий к Федеральным законам N 202-ФЗ, N 203-ФЗ, N 204-ФЗ, N 205-ФЗ, N 206-ФЗ, N 245-ФЗ
Поправки в Налоговый кодекс РФ коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по НДС, налогу на прибыль, акцизам, имущественным налогам и проч. О плюсах и минусах внесенных изменений для налогоплательщиков читайте обзор последних федеральных законов.
Традиционно в конце уходящего года законодатели вносят коррективы в Налоговый кодекс РФ. Вот и в текущем году такие поправки появились. Они коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по налогам.
Перед рассмотрением поправок приведем список публикуемых законодательных актов, которыми они были внесены, а также укажем вид налога и измененные статьи кодекса (см. табл. 1).
Таблица 1
Закон | Налог | Статья |
Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ | Транспортный налог | |
Налог на имущество организаций | ||
Земельный налог | ||
Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ | Акцизы | |
Федеральный закон от 29.11.2012 N 204-ФЗ | Налог на добычу полезных ископаемых | |
Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ | Налог на доходы физических лиц | |
Госпошлина | 333.20; 333.22; 333.23; 333.25; 333.31; 333.33; 333.35; 333.42 | |
Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ | НДС | |
Налог на прибыль организаций | 250, 256, 257, 258, 259, 259.3, 265, 266, 268, 269, 270, 271, 276 | |
Федеральный закон от 3.12.2012 N 245-ФЗ | НДС |
Имущественные налоги
Небольшие изменения произошли в отношении имущественных налогов (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ). Так, по транспортному налогу уточнено, что если законодательные власти региона не установили "свои" ставки на территории субъекта РФ, то платить налог надо будет по ставкам, закрепленным в Налоговом кодексе РФ, а именно, в пункте 1 статьи 361. Назовем эти ставки "базовыми".
Как известно, регионы вправе увеличивать или уменьшать базовые ставки по транспортному налогу, но не более чем в 10 раз. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно (до 110,33 кВт) базовые ставки могут быть уменьшены и более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Таким образом, если региональные власти не установили на территории региона собственные ставки по транспортному налогу, то налогоплательщики данного региона обязаны будут исчислять и уплачивать налог по базовым ставкам.
По налогу на имущество организаций введена аналогичная норма. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение должно производиться по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ (2,2%). Это правило действует для общих случаев.
Для таких объектов, как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этих объектов, с 2013 года вводятся отдельные пониженные ставки. Теперь в 2013 году они составляют 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, будет утвержден Правительством Российской Федерации. Одновременно напомним, что до 2012 года включительно в отношении перечисленных выше объектов налогоплательщики полностью освобождались от налогообложения. Теперь эта льгота для них отменяется.
Обратите внимание: в отличие от железных дорог, право на освобождение от уплаты налога для федеральных автомобильных дорог общего пользования сохраняется.
Нынешние поправки по налогу на имущество организаций затронули небольшие организационные моменты и улучшили положение некоторых налогоплательщиков. Речь идет об имуществе, которое с 2013 года не будет являться объектом налогообложения. Это:
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
До 2012 года включительно по указанным объектам (за исключением движимого имущества) действовала льгота. Налогоплательщики, имеющие на учете данные виды активов, обязаны были отчитываться в налоговые органы с "нулевыми декларациями" и подтверждать обоснованность льготы. Теперь по данным объектам не надо будет заполнять налоговые декларации. Если вышеперечисленные объекты все же являются специфическими, то в отношении движимого имущества аналогичную преференцию с 2013 года получат все налогоплательщики. И это, вероятно, одно из главных изменений по имущественным налогам.
Справка: вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Положение о том, что при неустановлении региональными властями "местных" ставок налогоплательщики обязаны уплачивать налог по закрепленным в кодексе твердым и недифференцированным ставкам, в полной мере распространяется и на земельный налог.
В общем случае для земельного налога действуют базовые ставки 0,3 процента и 1,5 процента.
Поправки коснулись таких объектов налогообложения, как земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. С 2013 года они будут признаваться объектом налогообложения. Правда, облагаться они будут по нижней ставке 0,3 процента.
Поправки в отношении акцизов
Небольшие поправки по акцизам коснулись размеров ставок. В первую очередь в статью 193 Налогового кодекса РФ внесли новые ставки на налоговый период 2015 года. Они несколько выше ставок на 2014 год, то есть соблюдается планомерное повышение ставок по акцизам. Например, ставки акциза по спиртосодержащей продукции (за исключением парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) на 2013 год установлены в размере 320 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, на 2014 - 400 рублей, на 2015 год - 500 рублей.
Надо отметить, что ставки на 2013 и 2014 год за небольшим исключением остались без изменений, то есть на том уровне, который и был заложен законодателями ранее. Однако есть и некоторые новшества. Так, в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива на ближайший 2013 год ставки разбили на две - на каждое полугодие отдельно. При этом тарифы на II полугодие выше, чем они были заложены ранее на весь 2013 год. Имеют тенденцию к росту и ставки на прямогонной бензин на все ближайшие периоды (2013 и 2014 гг.).
Кроме того, в статью 181 Налогового кодекса РФ внесли поправку (Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ), в соответствии с которой появился новый объект налогообложения акцизом - топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.
Топливо печное бытовое (ТПБ) получают смешиванием мазутов с дизельными фракциями, вырабатывают из дизельных фракций прямой перегонки и вторичных дистиллятов. ТПБ используют вместо дизельного топлива для потребностей коммунально-бытовых и сельскохозяйственных предприятий, топки частных обогревательных систем, отопления небольших хозяйственных, производственных и усадебных построек, для продажи населению. ТПБ можно сжигать в отопительных установках небольшой мощности и в сельскохозяйственных теплогенераторах средней мощности (например, при приготовлении кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и т.п.).
Таким образом, печное топливо используется в качестве отопительного топлива в установках небольшой или средней мощности. Для нового объекта налогообложения установлены отдельные ставки: на 2013 год - 5860 рублей, на 2014-й - 6446 рублей и на 2015-й - 7735 рублей за тонну.
Налог на добычу полезных ископаемых
В первую очередь напомним порядок определения налоговой базы налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговой базой является либо стоимость добытых полезных ископаемых, либо количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (п. 2 ст. 338 НК РФ).
"Количественная" налоговая база установлена в отношении таких видов добываемого сырья, как уголь, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, попутный газ, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья. Федеральным законом N 204-ФЗ к этому перечню отнесен также газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья. Указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года (ст. 2 Федерального закона N 204-ФЗ). Значит, налогоплательщики должны пересчитать налог за 2012 год по новым правилам.
"Стоимостная" налоговая база установлена в отношении всех иных видов сырья.
Как и по акцизам, законодатели откорректировали некоторые ставки по НДПИ. Поправки затронули газовый конденсат и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья. Для первого вида сырья начиная с 1 января 2015 года установлена новая ставка - 679 рублей за каждую тонну.
В отношении горючего природного газа, помимо новых ставок на 2015 год, изменены ставки на 2013 и 2014 годы. Так, в 2013 году налогоплательщики будут уплачивать налог по ставке 622 рубля за 1000 кубических метров газа вместо 582, в 2014-м - 700 рублей вместо 622. При этом увеличился и поправочный коэффициент к ставке налога (с 0,455 до 0,646) для тех категорий налогоплательщиков, которые уплачивают налог не в полной мере. Напомним, что к этой категории относятся налогоплательщики, не являющиеся в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения. Относятся также и налогоплательщики, не являющиеся в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов.
Уместно отметить, что указанный выше коэффициент теперь с каждым годом будет расти. Ранее он имел тенденцию к снижению. Обратите внимание, что повышение ставок и коэффициентов начнет действовать только с 1 июля 2013 года.
Налог на доходы физических лиц
В отношении доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по НДФЛ, внесены поправки, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Пункт статьи 217 Налогового кодекса РФ | Было | Стало |
Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. | Доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. | |
Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". | Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". | |
Доходы в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". | Доходы в виде следующего имущества, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно: жилое помещение, предоставленное на основании решения федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; жилое помещение и (или) земельный участок из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. |
Перечисленные льготы получили более обобщенную формулировку, и теперь в кодексе не будет закреплено каких-либо условий для их получения. Достаточно указания на правовой акт, в соответствии с которым льготируемый доход получен гражданином.
Законодатели расширили перечень льготного имущества для военнослужащих. Наравне с предоставляемым бесплатным жильем, у военнослужащих не будут облагаться налогом земельные участки. Не надо будет уплачивать налог и при получении жилья из муниципальных фондов, если в дополнение к федеральным нормам региональные власти начнут обеспечивать военнослужащих по своим законам.
Обновленные нормы пунктов 34 и 41 статьи 217 кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с начала 2009 года. Граждане вправе обратиться за возвратом налога, если он был удержан у них в 2010-2012 годах при получении ими дохода, не льготируемого до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ.
Поправки в отношении госпошлины
Коротко рассмотрим новшества по уплате государственных пошлин. Как всегда не обошлось без корректировок ставок госпошлины.
Ставки возросли для госпошлины:
- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них - 200 рублей вместо 100;
- за предоставление лицензии уполномоченных органов, связанные с лицензированием (за некоторым исключением) - 6000 рублей вместо 2600;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в некоторых случаях - 600 рублей вместо 200;
- за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 600 рублей вместо 200;
- за предоставление (выдачу) дубликата лицензии, выданной лицензирующим органом, - 600 рублей вместо 200;
- за продление срока действия лицензии - 600 рублей вместо 200;
- за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка - 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 рублей вместо 80 000; Кроме того, появилась новая госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 рублей.
Отменена госпошлина за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзор, проводимых по запросу правоохранительных органов.
Помимо поправок ставок госпошлины, законодатели ввели некоторые усовершенствования взаимоотношений при уплате данного вида налога. Теперь суды при рассмотрении дел могут не только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату, но и совсем отменить. Исходить они будут из имущественного положения плательщика. Право освобождения от госпошлины дано судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Суду Российской Федерации и конституционным (уставным) судам субъектов РФ, а также мировым судьям.
Как известно, при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Законодатели пересмотрели перечень лиц, которые вправе теперь давать оценку имущества. Так, стоимость транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков и иного имущества, как и прежде, может определяться юридическими лицами, но только теми, которые вправе заключать договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. Ранее действующая формулировка "организациями, осуществляющими оценку" заменена на более корректную. Это не позволит оценивать имущество организациями, не имеющими полномочий на проведение оценочной деятельности. Разумеется, право оценки оставлено за экспертами и государственными органами (судебно-экспертные учреждения органа юстиции, федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.)
Налог на добавленную стоимость
Со следующего года налогообложение маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых будет производиться по налоговой ставке 10 процентов (Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ). Ранее объектом по ставке 10 процентов облагался один маргарин, а остальные аналогичные продукты должны были облагаться по ставке 18 процентов.
Ввоз товаров на территорию РФ является самостоятельным объектом налогообложения по НДС. Рассмотрим, что изменилось в этой сфере.
Законодатели приняли закон об освобождении от НДС культурных ценностей, ввозимых в РФ за счет внебюджетных источников (Федеральный закон от 3.12.2012 N 245-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценности за рубежом для пополнения своих фондов, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Косвенно послабление направлено и на снижение расходов частных лиц. Заместитель министра культуры отметил, что, освободив эту сферу от налогов, государство показывает меценатам, что они более свободно могут давать средства на приобретение культурных ценностей.
Итак, 245-м законом принята поправка в статью 150 Налогового кодекса РФ. Теперь норма об освобождении ввоза из-за границы культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заменена на норму об освобождении импорта культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, без учета источника средств приобретения. Таким образом, сейчас неважно, за счет каких средств приобретено имущество. Главное содержание рассматриваемой льготы - преференции конкретным налогоплательщикам.
Ранее освобождение действовало только для ценностей, ввезенных (приобретенных) на бюджетные средства. Теперь приобретение может осуществляться на любые средства (например, музей приобрел произведение искусства на спонсорские деньги).
При обсуждении законопроекта в прессе рассматривалось, что указанную льготу смогут получить и частные музеи. Но, как видно из новой формулировки нормы, льгота может быть предоставлена только государственным и муниципальным учреждениям.
Справка: государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Льгота распространяется на учреждения ограниченной сферы деятельности. Это не могут быть учреждения в области спорта, образования, здравоохранения, науки. Законодатели установили второе правило в этом вопросе - льготу при пересечении таможни надо подтвердить госорганом в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т.ч. археологического наследия), кинематографии и архивного дела. Вероятнее всего, что и воспользоваться льготой смогут лишь учреждения данной сферы. На сегодня нет разъяснений, что же в итоге будет подтверждать уполномоченный орган.
Напомним, что и таможенные пошлины при ввозе таких ценностей также не подлежат уплате (подп. 4 п. 3 ст. 80 Таможенный кодекс Таможенного союза).
Федеральный закон N 245-ФЗ вступает в силу со II квартала 2013 года (с 1 апреля), так как, в отличие от остальных рассматриваемых здесь законов, был принят лишь в декабре 2012 года и не успевает вступить в силу с 1 января 2013 года.
Налог на прибыль организаций
В заключение рассмотрим, что нового планируется в налогообложении по налогу на прибыль организаций.
Налогоплательщики, получившие имущество (в т.ч. денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. С 2013 года отчет о целевом использовании средств надо будет представлять в составе налоговой декларации по налогу на прибыль, а не комплекта бухгалтерской отчетности.
Наибольшие изменения получили положения об амортизируемом имуществе. Как известно, объект, в отношении которого была применена так называемая амортизационная премия, включается в амортизационную группу по первоначальной стоимости за минусом этой самой амортизационной премии. Уточнено, что при определении остаточной стоимости таких объектов надо брать в расчет не первоначальную (полную) стоимость, а именно ту, по которой имущество фактически включалось в амортизационную группу (подгруппу).
Законодатели смягчили норму о восстановлении расходов в виде амортизационной премии при реализации объекта ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств. Теперь восстанавливать сумму амортизационной премии надо только в том случае, если объект реализован в указанные сроки лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком. Если указанное восстановление произошло, налогоплательщик обязан по-новому рассчитать остаточную стоимость. Она должна быть увеличена на сумму восстановленных расходов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с пунктом 9 статьи 258 кодекса. Данная поправка внесена в статью 268 Налогового кодекса РФ.
Ну и, пожалуй, главное новшество, которое позволило немного синхронизировать бухгалтерский и налоговый учет. Речь идет о начале начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. До 2012 года включительно в Налоговом кодексе РФ дата начала амортизации была "привязана" к процессу госрегистрации. Вот как звучала норма: "основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав". Эта норма отменена (Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ) и теперь амортизировать указанное имущество надо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Данная норма совпадает с положениями ПБУ 6/01 (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и Методическими указаний по бухгалтерскому учету основных средств (п. 61 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Применение повышающего специального коэффициента (не выше 2) к норме амортизации для амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, ограничено. С 1 января 2014 года коэффициент в отношении указанного имущества применяться не будет.
В пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ внесли поправку и с 2012 года к амортизируемому имуществу будут относиться мобилизационные мощности. А вместе с ними и расходы организации в форме реконструкции, модернизации, технического перевооружения амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.
К внереализационным расходам будут относиться непосредственно затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, а также затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Небольшие изменения внесены во взаимоотношения налоговых органов с должниками. Согласно статье 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Теперь в эти положения внесено дополнение. Безнадежным будет считаться также такой долг, по которому судебный пристав-исполнитель дело прекратил и вернул взыскателю (налоговому органу) документы на взыскание по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.