Влияние вступления в ВТО на приоритеты национальной конкурентной политики
Потенциал современной российской экономики имеет возможность раскрыться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Правила же игры последнего в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО)*(1).
Получение преимуществ от вступления в ВТО как для потребителей, так и для производителей товаров и услуг возможно при наличии эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя. "В условиях глобализации на государство ложится особая ответственность за формирование эффективного использования конкурентных преимуществ. Задача состоит в том, чтобы создать цивилизованные условия для повышения конкурентоспособности участников внешнеторговой деятельности, при которых повышалась бы конкурентоспособность национальной экономики"*(2).
Именно поэтому российская конкурентная политика должна обеспечить решение сверхзадачи - поддержание и развитие такой антимонопольной среды, которая была бы способна обеспечить полноценную конкуренцию национальных хозяйствующих субъектов с иностранными.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Государство в целях обеспечения указанных гарантий претворяет в жизнь конкурентную политику.
Конкурентная политика, согласно Программе развития конкуренции в Российской Федерации*(3), представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Возникает вопрос о целях конкурентного законодательства, конкурентной политики и необходимости коррекции этих целей с учетом влияния фактора присоединения России к ВТО.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) гласит: "Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков".
Норма, содержащая цель Закона о защите конкуренции, в судебной практике применяется очень часто, помогая уяснить содержание той или иной конкретной нормы. Можно согласиться с А.Ж. Бикебаевым в том, что предварительное раскрытие цели в законе позволяет выявить при толковании истинное предназначение нормы.
Цели подобных законов в разных государствах формулируются по-разному.
Типовой закон о конкуренции ООН*(4) рекомендует формулировать задачи или цель закона следующим образом: контроль или ликвидация ограничительных соглашений и договоренностей между предприятиями или проведения слияний и приобретения доминирующего положения на рынке или злоупотребления им, которые ограничивают доступ к рынкам или иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, оказывая отрицательное влияние на внутреннюю или международную торговлю или экономическое развитие. В комментариях к ст. 1 Типового закона о конкуренции ООН приводятся примеры постановки целей аналогичных законов в различных странах. Так, в Канаде - "поддерживать и поощрять конкуренцию в Канаде в целях стимулирования эффективности канадской экономики и ее способности к адаптации для расширения возможностей канадского участия на мировых рынках с признанием в то же время роли иностранной конкуренции в Канаде для обеспечения того, чтобы мелкие и средние предприятия имели равные возможности для участия в канадской экономике и для предоставления потребителям конкурентных цен и выбора товаров". В Венгрии - "поддерживать конкуренцию на рынке, обеспечивающую экономическую эффективность и социальный прогресс". В Норвегии - "достичь эффективного использования ресурсов общества путем создания необходимых условий для эффективной конкуренции". В Швеции - "ликвидировать препятствия на пути эффективной конкуренции в области производства товаров, услуг и других продуктов и торговли ими и принимать меры к их устранению". В США - "всеобъемлющая хартия экономической свободы, направленная на сохранение свободной и беспрепятственной конкуренции как правила торговли. Она зиждется на том, что ничем не сдерживаемое взаимодействие конкурирующих сил приведет к оптимальному распределению наших экономических ресурсов, максимально низким ценам, максимально высокому качеству и максимальному материальному прогрессу и в то же время создаст условия, благоприятствующие сохранению наших демократических, политических и социальных институтов"*(5).
Заметим, что во многих странах целью закона являются защита и поддержка конкуренции.
Фактически в п. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции говорится об условиях осуществления эффективной и выгодной как для хозяйствующих субъектов, так и для потребителей экономической деятельности. В формировании таких условий и состоит цель конкурентного законодательства. Данные условия складываются из нескольких элементов, один из которых, но вместе с тем основополагающий, - развитая комфортная конкурентная среда.
В литературе отмечается, что концепция конкуренции, идеологически пронизывая всю систему ВТО и ее документы, юридически зафиксирована в последних лишь ограниченно и частично*(6). "ГАТТ не декларировало напрямую ни в одной из своих статей приверженность принципам конкуренции и не характеризовало устанавливаемые правила как правила конкуренций. Тем не менее сама суть этих правил заключалась в обеспечении нормальных условий конкуренции во внешнеэкономических сделках посредством устранения дискриминации, искусственных ограничений. Рыночная, проконкурентная направленность установленных правил (в отличие от многих других международных соглашений, обеспечивающих лишь техническую гармонизацию национальных норм, правил и процедур) позволяет, на наш взгляд, охарактеризовать Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1948 г. как первый свод международных правил конкуренции в области межгосударственных экономических связей"*(7).
Имеется вместе с тем тенденция к созданию международных актов конкурентной направленности, например, речь идет о Проекте международного антимонопольного кодекса. Необходимость подобных актов очевидна, поскольку "Национальные правовые системы не в состоянии эффективно контролировать транснациональную конкуренцию ... по двум основным причинам. Во-первых, правовая система одного государства не в состоянии предотвратить происходящие на чужой территории случаи недобросовестной конкуренции, негативно влияющие на ее национальную экономику. Во-вторых, законы одного государства не ставят задачей защиту экономической системы другого государства от негативных последствий".
Национальное конкурентное законодательство должно иметь направленность на поддержание инновационной деятельности, поскольку она обеспечивает конкурентоспособность российских товаров и услуг. По словам Е.М. Примакова: "Ожидаемое после присоединения к ВТО усиление конкуренции нужно использовать для ускорения структурной перестройки российской экономики".
Одним из принципов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок).
Реализация направлений макроэкономической политики, в том числе касающихся формирования институциональной среды инновационного развития, снижения инфляции, создания условий для улучшения качества жизни населения и повышения национальной конкурентоспособности, во многом обеспечивается конкурентной политикой.
Конкурентное законодательство является одним из инструментов воздействия на активность хозяйствующих субъектов в области инноваций.
Как упоминается в Руководстве Осло*(8), конкуренция - это сила, движущая инновационные процессы. Соответственно, если конкурентное законодательство имеет цель защищать конкуренцию, то, реализуя ее, оно способствует процессу разработки и внедрения инноваций. В Программе развития конкуренции в Российской Федерации утверждается: "Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий"*(9).
В силу того, что государство стремится поддерживать процесс внедрения инноваций и инновационную деятельность, необходимо оперировать конкретными признаками, по которым можно отличить данные виды деятельности от других.
Наиболее широкий подход в понимании рассматриваемых явлений содержится в Руководстве Осло, согласно которому инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Под инновационной деятельностью в данном документе понимаются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.
Инновационная деятельность - это направленная на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание, внедрение и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, а также создание, внедрение и применение в научно-технологических и иных процессах и коммерциализация результатов научных исследований, результатов интеллектуальной творческой деятельности и иных разработок, деятельность, имеющая целью обеспечение экономии затрат или создающая условия для такой экономии, выпуска на рынок конкурентоспособных товаров и услуг, реализуемых как на внутреннем, так и на внешнем рынке*(10).
Конкурентное законодательство, защищая конкуренцию на товарном рынке, тем самым стимулирует разработку и внедрение инноваций.
Российский Закон о защите конкуренции также содержит норму, которая предусматривает частный случай поддержки инновационной деятельности.
Так, в п. 2 ст. 6 Закона о защите конкуренции закреплено, что при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности.
Речь идет о следующих условиях: 1) установлением монопольно высокой цены товара не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий; результатом таких действий является или может являться 2) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 3) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате установления монопольно высокой цены.
В литературе содержится, на наш взгляд, обоснованная критика положения п. 2 ст. 6 Закона о защите конкуренции*(11), ведь потенциально инновационный продукт обладает возможностями для устранения конкурентов и даже конкуренции. Однако в этом случае норма п. 2 ст. 6 Закона о защите конкуренции применяться не должна. Кроме того, указанная норма касается только монопольно высокой, но не низкой цены товара.
Полагаем, что российское законодательство должно содержать не декларативные нормы, касающиеся поддержки конкуренции, а вполне конкретные, позволяющие получить субъектам инновационной деятельности конкурентные преимущества на законных основаниях.
Российский Закон о конкуренции в составе иного законодательства Российской Федерации должен соответствовать правилам и принципам ВТО. Фактически на данном этапе проверка на соответствие пройдена - об этом свидетельствуют положения доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации*(12). Однако этап вступления в ВТО положил начало новым процессам постепенного вхождения России в систему международной торговли, что ставит перед национальным конкурентным законодательством новые задачи. В общем виде эти задачи преследуют цель поддержания и развития деятельности, направленной на обеспечение конкурентоспособности российских товаров, услуг и хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих инновационную экономическую деятельность.
Библиографический список
1. Бикебаев А.Ж. Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан. Алматы: Юридическая фирма "Саят Жолши и Партнеры", 2010.
2. Винокуров Е.Ю. Перспективы развития международного антимонопольного права и ВТО // Международная экономика и международные отношения. 2000. N 10.
3. ВТО откачает нефть // Российская газета. 2012. N 237.
4. Егорушкин А.В., Полякова Е.А., Хохлов Е.С. Антимонопольное законодательство: очередной этап реформы / Ред. Е.С. Хохлов. М.: Волтерс Клувер, 2010.
5. Муранов А.И. Некоторые важные моменты применительно к ГАТС.
6. Торгово-промышленная палата РФ: Концепция "Присоединение России к ВТО" // Российская газета. 2001. N 21.
7. Тускаев Г.Г. Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
8. Шевченко С.В. Присоединение России к Всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности // Государство и право. 2007. N 3.
9. Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Женева // UNCTAD/ITCD/CLP/Misc.20. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2001.
А.О. Иншакова,
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой гражданского и
международного частного права ЮНЦ РАН
при Волгоградском государственном университете
М.Ю. Козлова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
гражданского и международного частного права ЮНЦ РАН
при Волгоградском государственном университете
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Торгово-промышленная палата РФ: Концепция "Присоединение России к ВТО" // Российская газета. 2001. N 21.
*(2) Шевченко С.В. Присоединение России к Всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности // Государство и право. 2007. N 3. С. 84.
*(3) См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р // СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2736.
*(4) СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
*(5) См.: Бикебаев А.Ж. Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан. Алматы: Юридическая фирма "Саят Жолши и Партнеры", 2010. С. 86-87.
*(6) Типовой закон о конкуренции. Серия документов ЮНКТАД по проблематике законодательства и политики в области конкуренции. ООН. Женева, 2000. С. 8.
*(7) Типовой закон о конкуренции. Серия документов ЮНКТАД по проблематике законодательства и политики в области конкуренции. ООН. Женева, 2000. С. 22-23.
*(8) Муранов А.И. Некоторые важные моменты применительно к ГАТС.
*(9) Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Женева / UNCTAD/ITCD/CLP/ Misc.20. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2001. С. 235.
*(10) Винокуров Е.Ю. Перспективы развития международного антимонопольного права и ВТО // Международная экономика и международные отношения. 2000. N 10. С. 40.
*(11) ВТО откачает нефть // Российская газета. 2012. N 237.
*(12) См.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2227-р // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Влияние вступления в ВТО на приоритеты национальной конкурентной политики
Авторы
А.О. Иншакова - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права ЮНЦ РАН при Волгоградском государственном университете
М.Ю. Козлова - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права ЮНЦ РАН при Волгоградском государственном университете
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 1