Влияние международной интеграции на национальное законодательство об интеллектуальной собственности
Международная интеграция является одной из сторон процесса развития современного общества, касающейся всех сфер жизнедеятельности человека. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров, укреплении взаимозависимости экономик различных стран и регулирующего их права.
Специфическими средствами международной интеграции, изменяющимися по мере ее углубления, являются: сотрудничество посредством создания организаций для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли; общие рынки товаров и услуг; общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры и др.
Примером процесса универсальной интеграции является создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (далее - ВТО)*(1), которая заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)*(2) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами.
22 августа 2012 г. Российская Федерация стала членом ВТО. Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, возможность реализации своих интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли, равноценную защиту прав на интеллектуальную собственность и т.д. Теперь эти преимущества может использовать и Российская Федерация.
15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС)*(3), которое является приложением к Марракешскому соглашению, учредившему Всемирную торговую организацию. ТРИПС охватывает все области интеллектуальной собственности, устанавливает стандарты защиты прав и порядок правоприменения. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.
В частности, предоставляется возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Например, если в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.
Для Российской Федерации положения ТРИПС стали обязательными для соблюдения с момента вступления в ВТО.
Поскольку соглашение ТРИПС строится на подписанных ранее международных конвенциях в сфере прав на интеллектуальную собственность, оно сегодня является наиболее обширным соглашением в области прав на интеллектуальную собственность и представляет собой статутное закрепление процесса универсальной интеграции.
Существует ряд документов, регулирующих право интеллектуальной собственности на международном уровне. Положения некоторых из них были отражены в соглашении ТРИПС.
В первую очередь, это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений*(4). Бернская конвенция, подписанная 9 сентября 1886 г., стала первой многосторонней конвенцией в мире, регулирующей отношения такого рода. Ее текст неоднократно пересматривался (в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г. Она содержит общие принципы и основы охраны авторских прав. В ней говорится о международном режиме охраны для стран-участниц, содержатся правила копирайта.
Еще раньше, в 1883 г., была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности (вступила в силу для СССР 1 июля 1965 г.)*(5).
И Бернская, и Парижская конвенции закрепили принцип национального режима, т.е. обязанность государства-участника предоставлять иностранному автору тот же объем прав, который предоставляется национальному автору. "Привлекательность данного принципа состоит в том, что он позволяет добиться международной охраны прав, не отнимая у каждой отдельной страны свободу законотворческой и правоприменительной деятельности. Таким образом, с помощью принципа национального режима можно добиться международной охраны, не прибегая к гармонизации национальных законодательств"*(6).
Ряд положений был закреплен без отсылки к внутреннему законодательству. Таким образом, каждое государство-участник для ее применения было обязано привести в соответствие свое законодательство.
6 сентября 1952 г. в Женеве принята Всемирная конвенция об авторском праве*(7). Это первое международное соглашение, охраняющее авторские права, к которому присоединился СССР (27 мая 1973 г.). В ст. 1 Всемирной конвенции был расширен перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения - письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции 9 марта 1995 г.
В 1961 г. в Риме заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций*(8). Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г. В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к указанной Конвенции с 13 марта 1995 г.)*(9).
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписана в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.*(10)
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), была подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г. Вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.
Согласно п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
литературным, художественным и научным произведениям;
исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;
изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
защите против недобросовестной конкуренции;
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях*(11).
Статья 1225 Гражданского кодекса РФ учитывает положения п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС. Но в отличие от ст. 1225 ГК РФ в Конвенции перечень объектов интеллектуальной собственности является открытым. Второе существенное отличие состоит в том, что интеллектуальной собственностью по Конвенции являются права, а не результаты интеллектуальной деятельности.
В 1996 г. в Женеве под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) были разработаны и заключены два международных договора: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Основные понятия были заимствованы из Бернской конвенции. С 5 февраля 2009 г. Россия участвует в двух вышеупомянутых договорах ВОИС*(12).
Соглашение ТРИПС предусматривает признание членами ВТО всех существующих стандартов охраны, вытекающих из Бернской и Парижской конвенций. В ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственности со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав.
Таким образом, ВТО выступает как инструмент международной интеграции, объединяя регулирующее законодательство стран-участниц.
"Система ВТО представляет собой в правовой форме своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами"*(13).
С момента вступления Российской Федерации в ВТО вступил в силу Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению, подписанный ранее (16 декабря 2011 г.)*(14). В нем обозначен целый ряд обязательных условий для Российской Федерации, исполнение которых делает возможным ее членство в ВТО.
В процессе проведения предварительных переговоров о вступлении России в ВТО был подписан еще один официальный документ: Доклад рабочей группы по присоединению РФ к ВТО от 16-17 ноября 2011 г.*(15) (далее - Доклад). В ст. 1353 этого документа представитель Российской Федерации подтвердил, что Российская Федерация будет применять полностью положения соглашения ВТО по ТРИПС с даты присоединения к ВТО, включая положения для принудительного применения права, без использования переходного периода.
Остановимся на некоторых положениях, касающихся интеллектуальной собственности, наиболее, на наш взгляд, значимых.
Некоторые члены рабочей группы запросили разъяснения в отношении сферы применения и содержания термина "исключительное право", содержащегося в четвертой части Гражданского кодекса РФ. В частности, их интересовал вопрос: "Будет ли данный термин включать экономические права, такие как право на вознаграждение, предусмотренное статьями 11 бис и 13 Бернской конвенции, статьей 12 Римской конвенции и статьей 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, которое отдельные члены рабочей группы посчитали отличным от исключительного права"*(16).
Представитель Российской Федерации ответил, что право на вознаграждение в соответствии с российским законодательством считается частью исключительного права и входит в термин "исключительные права". Пункт 10.1 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(17) гласит следующее: "По смыслу положений пункта 5 статьи 1229 ГК РФ право на вознаграждение входит в состав исключительного права". При этом п. 3 ст. 1255 ГК РФ прямо предусматривает наличие у автора права на вознаграждение за использование служебного произведения.
Некоторые из членов рабочей группы проявили озабоченность относительно деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе без заключения соглашения с владельцем прав или его (ее) уполномоченным лицом*(18). Действительно, согласно п. 3 ст. 1242 ГК РФ возможно осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у организации такие договоры не заключены.
Представителем Российской Федерации было заявлено, что Российская Федерация пересмотрит свою систему коллективного управления правами, чтобы отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу части четвертой ГК РФ*(19). Напомним, что пятилетний срок истекает в январе 2013 г., при этом проект изменений в ГК РФ не предусматривает внесения изменений в статьи, касающиеся статуса организаций по коллективному управлению правами.
Также Российская Федерация приняла на себя обязательство, касающееся осуществления надлежащего контроля деятельности организаций по коллективному управлению правами и привлечения их к ответственности, чтобы гарантировать правообладателям получение вознаграждения, которое им причитается*(20).
Несколько пунктов Доклада содержат общие обязательства Российской Федерации по принятию необходимых мер в отношении того, чтобы процедуры гражданского судопроизводства против нарушителей прав интеллектуальной собственности предусматривали эффективный метод защиты правообладателей*(21). Также приняты обязательства по осуществлению оперативных мер против действий, нарушающих права интеллектуальной собственности, посредством быстрого воздействия, в том числе на основании жалоб, заявленных правообладателями или иными лицами. Российская Федерация обязалась проводить "эффективное и усовершенствованное применение законодательства относительно нарушения прав интеллектуальной собственности, включая наложение штрафов, что учитывает высокую степень общественного вреда от такого правонарушения, конкретные обстоятельства преступления и цель предотвращения будущих преступлений"*(22).
В отношении пиратства в Интернете были отмечены значительные усилия Правительства РФ, направленные на закрытие серверов, расположенных на территории России, и веб-сайтов, которые осуществляют незаконное распространение контента, охраняемого авторскими или смежными правами. В первом квартале 2007 г. был осуществлен ряд крупномасштабных операций по раскрытию и пресечению функционирования ресурсов Интернета, которые занимаются распространением нелицензионного программного обеспечения и контрафактных аудиовизуальных работ и фонограмм. Деятельность 72 ресурсов (сайтов), которые действовали на территории Российской Федерации, была пресечена. В первые шесть месяцев 2007 г. соответствующие органы приостановили функционирование 90 интернет-сайтов, занимающихся незаконным распространением объектов авторских и смежных прав с серверов, расположенных на территории Российской Федерации, и было возбуждено 38 уголовных дел по ст. 146 Уголовного кодекса РФ в отношении лиц, занимающихся администрированием этих сайтов. Российская Федерация подтвердила свои обязательства по принятию мер против деятельности веб-сайтов с серверов, расположенных в Российской Федерации, которые осуществляют незаконное распространение содержимого, охраняемого авторскими или смежными правами, такого как фонограммы (звукозаписи); и выявлять и преследовать в судебном порядке компании, которые незаконно распространяют объекты авторских или смежных прав по Интернету*(23).
В заключение следует отметить, что Российская Федерация пыталась вступить в ВТО в течение достаточно длительного срока, поэтому современное российское законодательство об интеллектуальной собственности уже в основном приведено в соответствие с соглашением ТРИПС.
Российская Федерация присоединилась к большинству международных конвенций, поэтому существенных изменений, за исключением некоторых корректировок, в отношении законодательства об интеллектуальной собственности произойти не должно.
Библиографический список
1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
И.В. Данилина,
советник Финансового директора АНО "ТВ-Новости"
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm (дата обращения - 27 ноября 2012 г.).
*(2) См.: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/06-gatt_e.htm (дата обращения - 27 ноября 2012 г.).
*(3) См.: http://www.uspto.gov/web/offices/com/doc/ uruguay/finalact.html (дата обращения - 12 ноября 2012 г.).
*(4) Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9.
*(5) Ратифицирована с оговоркой в отношении п. 1 ст. 28 и с заявлением от 19 сентября 1968 г.
*(6) Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 28.
*(7) СП СССР. 1973. N 24. Ст. 139.
*(8) Бюллетень международных договоров. 2005. N 7.
*(9) Бюллетень международных договоров. 1999. N 8.
*(10) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV. С. 492.
*(11) См.: http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/trtdocs_wo029.html#article_2 (дата обращения - 12 ноября 2012 г.).
*(12) См.: http://www.rosvois.ru/index.php?id=5&tx_ ttnews[tt_news]=38&tx_ttnews[backPid]=4&cHash=2c9ab5197a (дата обращения - 11 ноября 2012 г.).
*(13) http://auditr.ru/articles/1470 (дата обращения - 28 ноября 2012 г.).
*(14) СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986.
*(15) См.: http://docsonline.wto.org/imrd/gen_search Result.asp?RN=0&searchtype=browse&q1=%28+%40meta% 5FSymb ol+WT% FCACC % FCRUS% FC % 2A% 29+&languag e=1 (дата обращения - 28 ноября 2012 г.).
*(16) Пункт 1207 Доклада рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16-17 ноября 2011 г.).
*(17) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 6.
*(18) См.: Пункт 1213 Доклада рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16-17 ноября 2011 г.).
*(19) См.: Пункт 1218 Доклада.
*(20) См.: Пункт 1216 Доклада.
*(21) См.: Пункт 1303 Доклада.
*(22) Пункт 1312 Доклада.
*(23) См.: Пункт 1339.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Влияние международной интеграции на национальное законодательство об интеллектуальной собственности
Автор
И.В. Данилина - советник Финансового директора АНО "ТВ-Новости"
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 1