Ротация федеральных государственных гражданских служащих
Частью 2 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) вступающей в силу с 1 января 2013 предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Минтруд Письмом от 18.09.2012 выпустил Методические рекомендации по организации проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих (далее - Методические рекомендации). Рассмотрим основные положения данного документа.
Правовую основу осуществления ротации на федеральной государственной гражданской службе (далее - гражданская служба) составляют:
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- Федеральный закон N 79-ФЗ.
Что такое ротация?
Под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в установленном законом порядке назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом:
- уровня его квалификации;
- профессионального образования;
- стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ основными целями ротации являются повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.
Обратите внимание! Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности (п. 2.3 Методических рекомендаций).
Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.
В отношении каких лиц осуществляется ротация?
Часть 2 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ определяет возможность ротации только в отношении лиц, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Минтруд в Методических рекомендациях обращает внимание на Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, которым предусмотрены должности гражданской службы категории "руководители".
Для осуществления ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативного правового акта Президента РФ или Правительства РФ об утверждении перечня должностей, который формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.
До принятия указанных нормативных правовых актов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет являться неправомерным.
Учитывая то, что ротация входит в число кадровых технологий, вопросы, связанные с реализацией ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, относятся к компетенции кадровой службы федерального органа исполнительной власти.
В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти необходимо (п. 2.7 Методических рекомендаций):
- разработать и утвердить перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих;
- разработать и утвердить план проведения ротации;
- рассчитать прогнозируемый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации плана проведения ротации, и предусмотреть их в федеральном бюджете на этапе разработки проекта плана проведения ротации.
Каков период ротации?
В соответствии с ч. 6 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет (далее - период ротации). Конкретный срок замещения должности в порядке ротации рекомендуется указать для каждой должности в плане проведения ротации.
При определении срока замещения должности гражданской службы в порядке ротации Минтруд рекомендует учитывать, с одной стороны, возможность возникновения коррупционных рисков, связанных с длительным замещением одной должности гражданской службы, а с другой стороны - время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на указанную должность гражданской службы.
В случае если гражданский служащий, замещавший должность гражданской службы, по которой предусматривается ротация, назначается до истечения соответствующего периода ротации на иную, в том числе вышестоящую должность гражданской службы, по которой также предусматривается ротация, период ротации начинает исчисляться вновь с момента назначения служащего на иную должность гражданской службы (п. 4.3 Методических рекомендаций).
Периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в периоде ротации.
В силу указаний п. 4.5 Методических рекомендаций если в течение периода замещения должности гражданской службы, по которой предусматривается ротация, гражданский служащий в соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 79-ФЗ перемещен на иную должность без изменения должностных обязанностей, то при исчислении периода ротации не учитывается изменение наименования должности гражданской службы, в связи с чем период ротации отсчитывается с момента назначения на должность гражданской службы с предыдущим наименованием.
Что включает в себя план проведения ротации?
Как отмечает Минтруд, проект плана проведения ротации готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня. Его рекомендуется разрабатывать не менее чем на 5 лет и поддерживать в актуальном состоянии.
В соответствии с ч. 3 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ план утверждается:
- руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
- руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
В плане чиновники Минтруда рекомендуют указывать (п. 5.9 Методических рекомендаций):
- должности гражданской службы, включенные в перечень;
- фамилию, имя, отчество гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, срок действия срочного служебного контракта;
- фамилию, имя, отчество гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, и планируемый срок действия срочного служебного контракта;
- семейное положение и количество членов семьи гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень (в количество членов семьи включаются только те члены семьи гражданского служащего, которые готовы к переезду к новому месту прохождения им гражданской службы);
- информацию о необходимости переезда гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, в другую местность в пределах РФ и обеспечения его служебным жилым помещением.
Примерная форма плана приведена в приложении к Методическим рекомендациям.
Перечень расходов с проведением ротации
В соответствии с п. 5.11 Методических рекомендаций к расходам, связанным с назначением на должность гражданской службы в порядке ротации, относятся:
- расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, которые возмещаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации. При этом под другой местностью в соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта;
- расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах РФ после расторжения срочного служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, которые возмещаются за счет территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы (указанные расходы учитываются при составлении прогнозного расчета суммарных затрат на осуществление ротации в году, в котором у гражданского служащего заканчивается период ротации и не запланирован его переход на иную должность гражданской службы в порядке ротации);
- расходы в связи с обеспечением гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, расположенный в другой местности в пределах РФ, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - затрат на возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения, которые обеспечиваются территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Чиновники Минтруда советуют одновременно с указанными расходами также учитывать возможную потребность в расходах на профессиональную переподготовку или повышение квалификации гражданских служащих в связи с назначением их на новые должности гражданской службы.
Далее в п. 5.12 Методических рекомендаций они указывают, что компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах Российской Федерации после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 N 514 "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган" и включает:
- расходы по проезду гражданского служащего и членов его семьи воздушным и железнодорожным транспортом;
- расходы по провозу имущества (весом до 20 т) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме такси, - в размере документально подтвержденных фактических расходов;
- расходы по обустройству на новом месте жительства: на гражданского служащего - 2,5 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы по новому месту службы; на супругу (супруга) - 1,5 указанного оклада гражданского служащего; на одного переезжающего члена семьи - 1 указанный оклад гражданского служащего;
- выплата суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы в размерах, установленных Правительством РФ, при служебном командировании на территории Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность" размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в пути).
Пунктом 5.13 Методических рекомендаций после утверждения плана выписки из него Минтрудом рекомендовано направить руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, гражданским служащим, которые включены в данный план, а также высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах.
Обратите внимание! В целях обеспечения реализации механизма ротации с момента вступления в силу с 01.01.2013 соответствующих положений Федерального закона N 79-ФЗ план целесообразно издать в октябре 2012 года, предусмотрев его реализацию с 1 января 2013 года. В дальнейшем утверждать план рекомендуется не позднее 1 октября года, предшествующего году его реализации (п. 5.14 Методических рекомендаций).
Как проводится ротация?
В соответствии с ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период ротации, осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации. При этом назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта.
В связи с этим Минтруд рекомендует направлять гражданскому служащему в письменной форме уведомление не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия срочного служебного контракта.
В уведомлении рекомендуется указывать (п. 7.2 Методических указаний):
- дату истечения срока действия срочного служебного контракта;
- предложение о назначении на иную должность гражданской службы в порядке ротации (должность гражданской службы, на которую планируется назначить гражданского служащего, местность прохождения службы, должностной оклад, период ротации);
- информацию о государственных гарантиях, предоставляемых гражданскому служащему и членам его семьи в случае назначения на должность гражданской службы, предполагающего переезд в другую местность.
Обратите внимание! С уведомлением гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись. В случаях нахождения гражданского служащего вне места прохождения гражданской службы: в служебной командировке, в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам, в связи с временной нетрудоспособностью он должен быть ознакомлен с уведомлением в день выхода на гражданскую службу. В этом случае уведомление не считается направленным с нарушением сроков, а истечение трехмесячного срока начнется с момента ознакомления в письменной форме с ним гражданского служащего (п. 7.3-7.4 Методических рекомендаций).
В соответствии с ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации осуществляется с его согласия. Согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме. Рекомендуется предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении.
В силу ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
- наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
- невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы (в случае ее отсутствия) гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ (ч. 9 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ).
К сведению. При расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в ч. 9 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Отчетность о проведении ротации
Кадровой службе рекомендуется ежегодно не позднее 1 февраля 2013 года, следующего за отчетным, представлять руководителю федерального органа исполнительной власти отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году и, при необходимости, предложения по совершенствованию ротации.
Как отмечают чиновники Минтруда, отчет о проведении ротации может содержать следующие сведения (п. 8.2 Методических рекомендаций):
- общее количество гражданских служащих, назначенных на иные должности гражданской службы в порядке ротации в прошедшем календарном году;
- количество гражданских служащих, отказавшихся от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по основаниям, указанным в ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ;
- количество гражданских служащих, освобожденных от замещаемой должности гражданской службы и уволенных с гражданской службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ;
- количество должностей гражданской службы, по которым предусмотрена ротация, оставшихся вакантными по итогам ротации в прошедшем календарном году;
- сумму расходов на проведение ротации (общую и по видам расходов);
- краткое описание трудностей, возникших при подготовке и проведении ротации.
С. Коробейников,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"