К вопросу правового регулирования оплаты издержек при производстве судебно-медицинских экспертиз живых лиц в рамках административного производства по фактам ДТП
Статья посвящена организационно-правовым аспектам производства оплаты издержек при проведении судебно-медицинских экспертиз в рамках КоАП.
Как известно, ни одно преступление против жизни и здоровья граждан не может быть расследовано без проведения судебно-медицинской экспертизы. Экспертиза живых лиц представляет собой один из наиболее важных и больших разделов работы судебно-медицинской службы. Так, согласно отчету Российского центра судебно-медицинской экспертизы, в 2011 г. в Российской Федерации было проведено 1 315 053 экспертных исследования живых лиц. Согласно данным ГИБДД*(1), за 2011 г. в Российской Федерации произошло 199 868 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27 953 человека, было ранено 251 848 человек.
В 2011 г. в Республике Татарстан было проведено 39 586 экспертных исследований живых лиц, а в г. Казани было проведено 11 538 экспертиз (23%)*(2). Анализ распределения экспертных исследований по направительным документам по г. Казани за 2011 г. показал, что по уголовным делам проведено 28% экспертиз от общего объема, по определениям в рамках административных правонарушений - 16%, а наибольшее количество проведено в рамках проверочных материалов - 56% обследований.
Новые требования, изложенные в приказе Минздравсоцразвития РФ N 346н*(3), увеличивают время, затраченное на производство экспертиз (обследований) живых лиц, а существующий дефицит штатов, кадров и помещений негативно сказывается на качестве и сроках проведения экспертных исследований. Каждый вызов эксперта в суд ограничивает пропускную способность отдела, увеличивает нагрузку на оставшихся экспертов и вызывает жалобы обследуемых на длительное ожидание в очереди.
Среди экспертиз живых лиц наибольший удельный вес составляют экспертизы по определению вреда здоровью, которых за 2011 г. в Татарстане было 91,6%. Среди них - экспертизы в рамках Кодекса об административных правонарушениях по фактам дорожно-транспортных происшествий (КоАП). Для установления их количества был изучен архив отдела экспертизы живых лиц в г. Казани, и установлена их ежегодная динамика за последние 10 лет.
С 2002 г. количество судебно-медицинских экспертиз, назначаемых по определениям сотрудников ГИБДД в рамках КоАП по Республике Татарстан, значительно увеличилось, достигнув максимума в 2008 г. с постепенным снижением. В 2011 г. в РТ по фактам ДТП было проведено 5838 экспертиз, 1745 из них - в г. Казани.
В Федеральном законе от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"*(4), в ст. 37 "Финансирование судебно-экспертной деятельности" сказано, что государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 24.7. КоАП РФ*(5), издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых специалистам, экспертам, в том числе на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения, на суточные, а также из сумм на хранение, перевозку и исследование вещественных доказательств, орудия совершения правонарушения.
Издержки по делу, совершенному физическим лицом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу, совершенному юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица. В случае прекращения производства по делу, совершенному юридическим лицом, издержки относятся на счет федерального бюджета. При этом размер издержек определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих затраты, связанные с издержками, а решение об издержках отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В ст. 25.14 КоАП РФ о возмещении расходов эксперту отмечается, что специалисту, эксперту возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в судебный орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста, эксперта оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В 2003 г. было издано постановление Российской Федерации N 140*(6), в котором говорится: "...выплаты экспертам производятся по выполнению ими своих обязанностей на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Также в постановлении сказано: утвердить прилагаемое Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда.
Министерству труда и социального развития Российской Федерации в трехмесячный срок по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций установить нормы оплаты труда специалистов, экспертов, привлекаемых для участия в производстве по делу об административном правонарушении.
Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать в расходах на текущее содержание судов и органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, средства на возмещение расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также на оплату их труда.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда России N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"*(7) особо отмечается, что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
В Положении о возмещении расходов есть пункт, где говорится, что специалисты, эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица, по нормам оплаты, установленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Однако на сегодняшний день федеральные нормы оплаты труда экспертов законодательно не утверждены и в основном в регионах не соблюдаются.
Как известно, в рамках региональных бюро судебно-медицинской экспертизы по уголовным делам финансируются местным бюджетом, а проведение экспертиз по административным правонарушениям должно финансироваться федеральным бюджетом за счет средств судов и ГИБДД.
Таким образом, производство экспертиз в рамках КоАП РФ за счет средств, выделенных бюро для осуществления другой экспертной деятельности, на наш взгляд, является нарушением.
Для решения вопроса об оплате экспертиз живых лиц, проводимых в рамках КоАП, нами неоднократно проводились совещания с руководителями Министерства внутренних дел и ГИБДД Республики Татарстан. Однако оплата экспертиз так и не осуществлялась.
Со слов представителей правоохранительных органов, денег на оплату экспертиз живых лиц в рамках КоАП не заложено, Министерством финансов Российской Федерации эти расходы не предусмотрены. Представители правоохранительных органов рекомендовали нам обращаться на федеральный уровень.
Наше обращение в Минздравсоцразвития РФ осталось без ответа. Тем не менее мы решили не отступать и отдельно учитывать эту работу, для чего и стали прикладывать к каждой экспертизе следующие документы: счет о выполненных работах, письмо инспектору ОГИБДД с просьбой решить вопрос о плательщике за проведенную судебно-медицинскую экспертизу, указав его в счете об оплате, а также отразить решение об издержках бюро по производству экспертизы в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, копию данного постановления и сопроводительное письмо к заключению эксперта по живому лицу, в приложении к которому указаны, в том числе: счет на оплату экспертизы и сопроводительное письмо инспектору ОГИБДД с просьбой решить вопрос об оплате издержек бюро.
В этом году по нашим счетам мы стали получать оплату отдельных экспертиз в рамках КоАП, направленных ГИБДД в суд. При этом суд указывает: "расходы по оплате за проведение судебно-медицинской экспертизе в сумме. осуществить за счет средств федерального бюджета, направив копию настоящего определения в Управление судебного департамента в РТ для исполнения".
Таким же образом оплачиваются и комиссионные судебно-медицинские экспертизы в рамках КоАП.
Остаются нерешенными вопросы по оплате экспертиз по административным правонарушениям, разбор которых происходил в ГИБДД, а также по результатам которых были возбуждены уголовные дела.
Так как подобные проблемы существуют в каждом региональном бюро судебно-медицинской экспертизы, то требуется централизованное решение вопроса о финансировании судебно-медицинских экспертиз живых лиц, проводимых в рамках КоАП за счет федерального бюджета, тем более что законодательно "дорожная карта" для этого имеется.
В.А. Спиридонов,
доктор медицинских наук, доцент,
заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО
"Казанский государственный медицинский университет"
О.Ю. Оладошкина,
заведующая отделом экспертизы потерпевших,
обвиняемых и др. лиц ГАУЗ
"Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ"
"Медицинское право", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) URL: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_ac-cident.html.
*(2) Судебно-медицинская служба Республики Татарстан в 2011 г.: информ.-аналит. сб./ под ред. Н.Ш. Нигматуллина, В.А. Спиридонова. Казань, 2012. С. 73.
*(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
*(5) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. ФЗ N 195 (ред. от 21.07.2011 г.).
*(6) Положение "О возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда", утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140.
*(7) Постановление Пленума Верховного Суда России N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru
Настоящий документ снят с контроля