Конференция "Новый закон "О бухгалтерском учете"
"Актуальная бухгалтерия" выступила информационным партнером онлайн-конференции на тему "Новый закон "О бухгалтерском учете". Мероприятие организовал Российский налоговый портал (www.taxpravo.ru).
На мероприятии специалисты, среди которых были представители Российского налогового портала, аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз" и журнала "Актуальная бухгалтерия", отвечали на практические вопросы участников конференции. Были затронуты аспекты организации и ведения бухгалтерского учета по новым правилам, рассмотрены требования, которым должны отвечать главные бухгалтеры в 2013 году. Специалисты рассказали о сроках сдачи и составе бухгалтерской отчетности, пояснили смысл нововведений в учетной политике и первичных документах. Кроме того, были рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности при применении специальных режимов налогообложения. Также внимание было уделено вопросам о признании расходов, учете основных средств и др.
Расскажите о сроках сдачи бухгалтерской отчетности. Будут ли добавлены новые формы отчетности или нет?
Отвечает Суфиянова Татьяна, консультант по налогам и сборам Российского налогового портала:
Я обращаю внимание на то, что с 1 января 2013 года организации должны сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Как мы видим, срок представления отчетности практически не изменен. Ранее в Федеральном законе 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" было указано "не позднее 90 дней", а сейчас - "не позднее трех месяцев*(1)".
Расскажите, должна ли составляться пояснительная записка к бухгалтерскому отчету? Есть ли в этом направлении изменения? Что необходимо указывать в пояснительной записке?
Отвечает Суфиянова Татьяна, консультант по налогам и сборам Российского налогового портала:
Новый закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки. Следует обратить внимание, что в тексте нового закона в перечне форм бухгалтерской отчетности отсутствует такой документ, как пояснительная записка*(2). Иными словами, с 1 января 2013 года пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности.
Напомним, что с 1 января 2013 года в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности входят:
- отчет о финансовых результатах (обратите внимание на название);
- приложения к ним.
Если мы рассмотрим состав годовой бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, то он следующий:
- отчет о целевом использовании средств;
- приложения к ним.
А вот отчитываясь за 2012 год, организациям все еще необходимо включать пояснительную записку в годовую отчетность. Тем более что она определена в состав отчетности старым законом "О бухгалтерском учете", который с 1 января 2013 года утрачивает силу*(3).
Подскажите, формы каких первичных документов мы можем полностью самостоятельно разработать? А если наши клиенты будут против некоторых, например накладных, как нам им объяснить, что мы имеем на это право?
Отвечает Горшенина Наталья, главный редактор журнала "Актуальная бухгалтерия":
С 2013 года вы можете полностью самостоятельно разрабатывать формы первичных документов. Новый закон о бухучете предполагает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению главного бухгалтера. При этом первичный документ должен иметь обязательные реквизиты, указанные в новом законе *(4). Как видим, закон дает вам полную свободу действий, главное, чтобы были реквизиты, а формы были утверждены приказом руководителя.
Не совсем понятно, по каким причинам ваши контрагенты против ваших накладных. Если в них есть все реквизиты и из них можно получить информацию о товаре, необходимую для принятия его к учету, то претензий к накладным не должно быть. Безусловно, если вы не сможете договориться с клиентами о форме документов, которые устраивали бы обе стороны, то велика вероятность потерять клиентов. Но этот вопрос уже не относится к системе регулирования бухгалтерского учета.
Расскажите о требованиях к квалификации главного бухгалтера с 1 января 2013 года. Если у нас обычное ООО, какое образование должен иметь главный бухгалтер?
Отвечает Горшенина Наталья, главный редактор журнала "Актуальная бухгалтерия":
Если у вас обычное ООО и вы приняли в штат главного бухгалтера до 1 января 2013 года, то ваш главбух считается соответствующим требованиям нового закона о бухучете, независимо от его образования.
Новый закон о бухгалтерском учете устанавливает особые требования только для главных бухгалтеров отдельных категорий организаций. К ним, в частности, относятся открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций), страховые организации и негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, фондовых биржах и (или) иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Главные бухгалтеры данных организаций должны:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики*(5).
Отмечу, что вышеперечисленным требованиям должны соответствовать бухгалтеры, с которыми будет заключаться договор подряда (договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета) с 2013 года. На штатных главных бухгалтеров такие требования не распространяются, за исключением, как было указано выше, отдельных категорий компаний.
Подскажите, нужно ли будет предоставлять бухотчетность в ИФНС? Насколько я поняла, по новому закону ее необходимо предоставлять только в статистику. И какую именно отчетность - промежуточную в том числе или только годовую?
Отвечает Ризванова Марина, генеральный директор АКГ "Уральский союз":
Вступающие в силу изменения в статью 23 Налогового кодекса предписывают представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с новым законом "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет*(6).
Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность сдается в ИФНС как и раньше.
По вопросу сдачи в инспекцию промежуточной отчетности действующие с 1 января 2013 года нормативные акты такой обязанности не предусматривают. Соответственно, промежуточная отчетность в ИФНС не представляется.
Подготовила
Д. Батова,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)
*(2) ст. 14 Закона N 402-ФЗ
*(3) п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
*(4) ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(5) ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ
*(6) ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.