Возможна ли реорганизация муниципального автономного учреждения в муниципальное унитарное предприятие? Какие нормативные акты необходимо иметь для такой реорганизации? Кроме того, у нас как учредителя возникает вопрос об обратной реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное автономное учреждение - в каких случаях имеет смысл так поступить?
Согласно гражданскому законодательству реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ). В соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях*(1) реорганизация такого учреждения может быть осуществлена в следующих формах:
1) слияния двух или нескольких АУ;
2) присоединения к АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;
3) разделения АУ на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;
4) выделения из АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.
Как видно из приведенных формулировок, осуществление реорганизации в виде преобразования автономного учреждения в унитарное предприятие не допускается.
Можно было бы рассмотреть возможность изменения типа учреждения с автономного на бюджетный или казенный и затем уже реорганизации бюджетного или казенного учреждения в виде преобразования его в унитарное предприятие. Однако в законодательстве о некоммерческих организациях говорится о том, что преобразование государственного или муниципального учреждения допускается только в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество. Унитарное же предприятие не является хозяйственным обществом, поскольку в соответствии с гражданским законодательством последнее может создаваться только в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 ГК РФ). Поэтому преобразование бюджетного или казенного учреждения в унитарное предприятие также невозможно.
Таким образом, единственным практическим выходом в данной ситуации может стать ликвидация муниципального автономного учреждения и создание на базе его имущества муниципального унитарного предприятия.
Что касается реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное АУ, согласно федеральному законодательству о государственных и муниципальных унитарных предприятиях такое предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение*(2). Однако в федеральном законодательстве об автономных учреждениях создание такого АУ предусматривается только путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, напрямую преобразовать унитарное предприятие в автономное учреждение нельзя.
Однако можно сначала преобразовать его в бюджетное или казенное учреждение, а затем уже изменить тип учреждения с бюджетного или казенного на автономный. Другой вариант - ликвидировать муниципальное унитарное предприятие и на базе его имущества создать (учредить) муниципальное автономное учреждение. При этом необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать АУ только для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных определенными федеральными законами*(3) (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). То есть сфера деятельности автономных учреждений ограничена. Кроме того, в отличие от унитарного предприятия АУ обязательно должно оказывать (выполнять) государственные или муниципальные услуги (работы).
Если говорить об общей целесообразности превращения муниципального унитарного предприятия в муниципальное АУ, сложно ответить на этот вопрос, не зная конкретной ситуации. Однако в целом такое превращение может иметь смысл, если существующее муниципальное унитарное предприятие работает с убытками, возмещаемыми из местного бюджета, а закрыть предприятие и прекратить его деятельность по каким-либо причинам не представляется возможным. В этом случае деятельность унитарного предприятия может продолжаться как оказание услуг или выполнение работ автономным учреждением, а бюджетное финансирование данной деятельности будет осуществляться посредством субсидии на выполнение муниципального задания.
Вопрос о том, является ли получение кредита закупкой услуги, закупкой товара либо не является ни тем, ни другим, в действующем законодательстве не урегулирован.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 января 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
*(2) Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
*(3) Лесной кодекс, ГрК РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, федеральные законы от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"