Вправе ли учредитель утвердить и довести государственное задание автономному учреждению без финансового обеспечения (субсидии, бюджетных инвестиций)?
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях государственное или муниципальное задание для АУ формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, а финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (ч. 2 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Последнюю часть данной формулировки можно понимать либо как "и субсидий из иных источников", либо как "и финансового обеспечения из иных источников". В первом случае непонятно, какие источники могут быть у субсидий кроме бюджетов, поэтому правильным толкованием, вероятно, является второе - тогда под иными источниками финансового обеспечения выполнения задания могут пониматься получатели услуг или заказчики работ, если услуги или работы в рамках задания оказываются на платной основе. Однако такой вид финансового обеспечения выполнения задания может иметь место только как дополнение к финансовому обеспечению за счет субсидий из бюджетов (они перечисляются не через "или", а через "и"), следовательно, предоставление учредителем субсидии АУ на выполнение государственного или муниципального задания является обязательным. Иначе говоря, хоть какую-то субсидию на выполнение задания учредитель обязан предоставить.
На практике действительно встречаются случаи, когда учредитель не желает предоставлять автономному учреждению указанную субсидию. Например, подобная ситуация была распространена в самом начале применения механизма АУ при переводе в автономию таких государственных бюджетных учреждений, как управления государственной экспертизы. Будучи бюджетными, эти учреждения зачастую вообще не финансировались из бюджета и функционировали исключительно за счет средств, получаемых от оказания платных услуг. Поэтому после изменения типа этих учреждений на автономный многие учредители устанавливали для них государственное задание, а вот субсидию на его выполнение не предоставляли - ведь раньше они не тратили на данное учреждение бюджетные средства, не хотели их тратить и после того, как учреждение стало автономным. Однако такое положение дел является нарушением вышеупомянутых положений федерального законодательства.
Что касается бюджетных инвестиций, это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества (ст. 6 БК РФ). Поэтому такой вид финансирования АУ не относится к выполнению им государственного или муниципального задания и может осуществляться в виде предоставления учреждению предусмотренной бюджетным законодательством субсидии на цели, не связанные с выполнением задания (абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 января 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"