Государственное автономное учреждение рассматривает вопрос о получении кредита в банке. Является ли привлечение кредита закупкой? Должно ли учреждение в этом случае руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"*(1)? Если да, то как это осуществить?
Ситуация достаточно непростая. В федеральном законодательстве о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц приведен закрытый перечень тех отношений, которые не регулируются данным законодательством, и получения кредита там нет*(2). Следовательно, действие данного законодательства распространяется на получение кредита автономным учреждением.
Но вопрос, является ли получение кредита закупкой услуги, закупкой товара либо не является ни тем, ни другим, в действующем законодательстве не урегулирован. На различных юридических интернет-форумах по этому поводу идут дискуссии*(3). В условиях такой неопределенности автономному учреждению рекомендуется все-таки применять требования Закона N 223-ФЗ при выборе банка, в котором будет взят кредит. Однако такая закупка требует отдельного регулирования в положении о закупке АУ. При этом указанное положение может предусматривать для данного случая не только конкурс или аукцион, но и какой-либо другой способ закупки*(4), например открытый запрос предложений у банков и их рассмотрение руководителем учреждения. В любом случае необходимо прописать в положении о закупке то, каким образом и по каким критериям АУ будет осуществлять выбор одного или нескольких банков для подачи заявки на получение кредита. Рассмотрим этот момент подробнее.
В положении необходимо определить способ закупки, который будет использоваться для выбора банка. Здесь следует учитывать, что у автономного учреждения имеются ограниченные возможности для того, чтобы заинтересовать банк в предоставлении кредита. Дело в том, что собственник имущества АУ (учредитель) не несет ответственность по обязательствам учреждения (ч. 5 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). А того имущества, которое АУ может самостоятельно, без согласия учредителя использовать в качестве залога, может оказаться недостаточно, поскольку таким имуществом может быть только то, которое не относится к недвижимому или особо ценному движимому, закрепленному за учреждением учредителем (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Поэтому ситуация, скорее всего, будет складываться так, что не банки станут конкурировать за автономное учреждение, а учреждение станет добиваться согласия банка.
В этих условиях нет смысла использовать для получения кредита такие способы закупки, как конкурс или аукцион, то есть те способы, которые предусматривают какое-то активное участие банков в процедурах, проводимых автономным учреждением при осуществлении закупки. Наверное, оптимальным способом такой закупки может быть открытый запрос предложений у банков, когда АУ указывает в извещении о закупке информацию о намерении получить кредит (данное извещение размещается в открытом доступе на официальном интернет-сайте), адресно направляет запрос предложений о предоставлении кредита в отдельные банки, а затем рассматривает поступившие предложения и принимает решение о том, в какой банк (или банки), удовлетворяющий возможностям учреждения, направлять заявку о получении кредита. Описанные процедуры относятся уже к порядку осуществления закупки, который также должен быть частью положения о закупке.
Особое внимание следует уделить составлению информационного сообщения о закупке и документации о ней с учетом специфики закупаемого товара или услуги - банковского кредита.
В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), необходимо указать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции "предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг") и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции "сведения о начальной (максимальной) цене договора").
Более подробно составляется документация о закупке. Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что "закупается" банковский кредит.
Позиция документации* | Предлагаемое содержание |
Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика | Размер необходимого кредита, валюта кредита |
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке | Рекомендуем привести форму предложения о предоставлении кредита, заполнение которой обеспечит АУ всей необходимой информацией для принятия решения. В качестве приложения к предложению можно запросить форму кредитного договора и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности |
Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик | Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация: - размер предлагаемого кредита; - размер платы за предоставление кредита (проценты), в том числе в абсолютном выражении; - график платежей с указанием сумм |
Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги | Желаемый срок пользования кредитом |
Сведения о начальной (максимальной) цене договора | Максимальный размер платы за предоставление кредита (процентов), в том числе в абсолютном значении |
Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги | Желаемый график платежей по кредиту |
Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) | Указание на то, что размер платы за предоставление кредита должен включать в себя все платежи, взимаемые банком за предоставление кредита |
Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке | Не нуждается в комментарии |
Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям | Наличие лицензии на ведение соответствующей банковской деятельности |
Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке | Не нуждается в комментарии |
Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки | Не нуждается в комментарии |
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке | Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения |
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке | Указание на то, что при оценке предложений больший вес будет иметь размер платы за предоставление кредита |
* В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона N 223-Ф3. |
Предлагаемое содержание конкурсной документации не является полным и может быть расширено с учетом специфики конкретной ситуации, в которой автономное учреждение планирует получить кредит.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 января 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Закон N 223-ФЗ.
*(2) Часть 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.
*(3) См., например, http://www.9111.ru/urists/forum/?topic=2743#forum_topic.
*(4) Часть 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"