Дворец культуры: как повысить ценность услуг?
Капитальный ремонт, проведенный в 2012 году во Дворце культуры "Свердловский" (Красноярск), заметно повысил привлекательность учреждения в глазах потребителей услуг и, как следствие, повлиял на объемы зарабатываемых средств. Дворец культуры на собственном опыте убедился, что, произведя капитальные затраты на обновление здания, можно существенно укрепить имидж учреждения и улучшить качество предоставления услуг.
Дворец культуры "Свердловский" первым в Красноярском крае перешел в статус автономного учреждения. Это произошло в конце декабря 2007 года в соответствии с Постановлением главы г. Красноярска от 27.12.2007 N 771 "О создании муниципального автономного учреждения "Дворец культуры "Свердловский".
Пять лет работы в этом статусе убедили нас в том, что идея создания автономных учреждений плодотворна, однако при исполнении норм Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" на региональном и местном уровне возникают нюансы, связанные с ограничением самостоятельности. В частности, ограничения эти касаются сферы принятия управленческих решений: некоторые действия АУ и его руководителя, по которым закон не предписывает получать одобрение учредителя, на практике с ним согласовываются.
Однако уровень самостоятельности все равно является достаточно высоким, и немаловажную роль здесь играет наблюдательный совет АУ. В нашем случае совет, в который входят представители учредителя, а также народный артист РФ, поддерживает все инициативы Дворца культуры.
Виды предоставляемых услуг
Наше учреждение в основном работает с населением Свердловского района Красноярска, на территории которого оно расположено (прежде всего со старшим поколением, молодежью и детьми). Помещения в аренду мы не сдаем. Согласно уставу ведем культурно-досуговую деятельность по различным направлениям (это делается силами 45 сотрудников). Так, в муниципальном задании, субсидия на выполнение которого в 2012 году составила 7.4 млн. руб., прописано следующее:
1) услуга по организации досуга в клубах по интересам. В ДК работает 27 коллективов (хореография, бальные, спортивные танцы, изобразительное искусство, вокал и т.д.), часть из них - на платной основе;
2) услуга по организации и проведению культурно-досуговых мероприятий силами учреждения. Такие мероприятия проходят в форме лекций, танцевальных вечеров, вечеров отдыха, встреч с деятелями науки и культуры, праздников, литературно-музыкальных гостиных, балов, концертов, спектаклей (в муниципальном задании установлены предельные цены на них);
3) работа по организации и проведению общегородских культурно-массовых мероприятий (фестиваль художественного творчества инвалидов "Горница").
Согласно муниципальному заданию городской фестиваль должен собирать 650 человек, но по факту на него приходит больше. А в кружках и студиях занимается порядка 460 человек (из них 213 - в рамках муниципального задания).
Помимо этого, силами своих коллективов мы организуем различные платные мероприятия по заказу общеобразовательных школ, департаментов городской администрации, предприятий, расположенных на территории Свердловского района. Причем в ряде случаев проведение одного мероприятия (например, конференции или общего собрания акционеров) влечет за собой заказ другого (новогодний корпоратив, новогодняя елка для детей сотрудников). Также учреждение проводит разные турниры, конкурсы и фестивали, вход на которые осуществляется на платной основе.
В 2011 году объем внебюджетных доходов составлял порядка 2.5 млн. руб., однако в этом году ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Дело в том, что во Дворце культуры был проведен капитальный ремонт, который существенно изменил внешний и внутренний облик здания. Это дало новый импульс развитию предпринимательской деятельности: только за два последних месяца мы заработали 1,5 млн. руб. (то есть по сравнению с предшествующими аналогичными периодами сумма выросла в три раза). Это значит, что теперь, судя по формирующейся динамике, учреждение может выйти на объем "внебюджета" 4-5 млн. руб. в год.
Примечание. Проведение капитального ремонта активизировало предпринимательскую деятельность дворца культуры. Только за два последних месяца 2012 года мы заработали 1,5 млн. руб., что в три раза больше показателей аналогичных предшествующих периодов.
После перехода в автономию Дворец культуры стал уделять больше внимания финансовой стороне деятельности. Для нас стал актуален принцип "что заработали - на то и рассчитываем". Ведь бюджетных средств хватает только на базовое финансирование основной деятельности, в то время как ее качественное улучшение (например, за счет покупки сценических костюмов, музыкальных инструментов, микрофонов) приходится осуществлять на собственные средства. Кроме того, зарплата сотрудников, выплачиваемая в рамках выполнения муниципального задания, невелика, а средства от приносящей доход деятельности позволяют несколько увеличить заработок.
Новый импульс для развития
Безусловно, в нашем городе существует конкуренция в культурно-досуговой сфере. В первую очередь, мы соперничаем с торгово-развлекательными центрами, которые привлекают посетителей комфортностью пребывания, а также различными развлекательными мероприятиями. Но если уровень предоставления культурно-досуговых услуг во Дворце культуры объективно выше (поскольку мы являемся профессионалами в данной сфере), то по такой характеристике, как визуальный облик и комфортность пребывания, учреждение долгое время уступало современным строениям.
Капитальный ремонт во Дворце культуры не проводился 37 лет. Здание обветшало, а его интерьеры морально и технологически устарели. Жители города, видя такое непрезентабельное здание, подчас не имели желания заходить внутрь, не говоря уже о желании привести на занятия детей или самим посетить какое-либо мероприятие. В то же время за последние годы в Свердловском районе города появилось много офисных зданий, современных торгово-развлекательных и культурных центров, что задало новую планку в отношении проведения досуга.
В этих условиях даже размещаемая учреждением реклама предстоящих мероприятий не давала желаемого эффекта. Видимо, она не могла полностью перекрыть личное впечатление об "устаревшем" Дворце культуры.
Однако когда учреждение открылось после капремонта, оно встало в один ряд с объектами современной архитектуры, и жители Красноярска иначе взглянули на нас. Таким образом, интерес потенциальных посетителей обновленного Дворца культуры был подстегнут, что быстро сказалось на объемах зарабатываемых средств. Для потребителей ценность услуг учреждения повысилась именно благодаря ремонту: одно дело, когда жители города получали платную услугу в не совсем уютном помещении, и другое дело - когда ту же сумму они тратят на услугу, оказываемую в комфортной обстановке.
Кроме того, проведение капремонта позволило нам соответствовать запросам и ожиданиям именитых гостей, приглашаемых на различные мероприятия. В частности, в декабре 2012 года мы проводили межрегиональный сибирский конкурс по восточным танцам "Звезда Востока", к нам на два дня приезжала чемпионка мира Анна Борисова и давала мастер-класс. Конечно, чтобы принять специалистов мирового уровня, необходимо предложить им соответствующий сервис. В 2011 году, когда на конкурс по восточным танцам мы приглашали эту же гостью, нам приходилось договариваться с другими организациями, чтобы те предоставили площадки для тех или иных целей. В 2012 году мы смогли обойтись своими силами: и зал для проведения мастер-класса, и помещение для встречи с педагогами, и комната отдыха - все соответствовало высоким стандартам. Кстати, в 2012 году конкурс собрал около четырехсот человек, а в предыдущем участников и зрителей было намного меньше.
Ремонт и его результаты
Капитальный ремонт в учреждении шел шесть месяцев (с конца апреля до начала октября 2012 года), но проведение ремонтно-строительных работ не слишком помешало основной деятельности. Наш годовой рабочий цикл выстроен так, что выполнение муниципального задания заканчивается 30 мая и возобновляется 1 сентября. Поэтому в апреле - мае ремонтный процесс был спланирован так, чтобы работы в первую очередь велись в большом фойе и зрительном зале, а в классах и других помещениях, где до конца учебного года проводились занятия, ремонт начался уже летом. Хотя часть занятий все же потребовалось перенести на другие площадки.
Работы проходили в два этапа. Первоначальный проект предусматривал ремонт центральной части фасада здания, входной группы, фойе и зрительного зала, в то же время полы и лестницы везде должны были остаться в прежнем виде (хотя мрамор уже выбивался из обновленного интерьера, кроме того, мраморные полы не позволяли проводить занятия и конкурсы по танцам).
В ситуацию вмешался глава города, который дважды посещал Дворец культуры во время ремонта. Оценив результаты первого этапа ремонта (он был закончен к июню 2012 года и стоил почти 20 млн. руб.), мэр принял решение начать второй этап работ. В результате были обновлены залы, классы, коридоры, полы, часть кровли, заменены все 64 витражных окна и др. (объем финансирования этого этапа составил 32 млн. руб.).
Что получил Дворец культуры кроме обновленных фасадов и интерьера?
Во-первых, учреждение стало абсолютно приспособленным для приема маломобильных граждан (таких посетителей у нас много). Была создана безбарьерная среда: установлены пандусы около подъездных путей к Дворцу культуры и на лестницах, расширены дверные проемы, предусмотрены удобные проходы между сидениями в зале, зрительные места для инвалидов-колясочников, оборудованы отдельные туалетные комнаты для этой категории маломобильных граждан.
Во-вторых, капремонт позволил разграничить рабочие площадки и разделить потоки посетителей, чтобы проведение нескольких мероприятий в одно и то же время не мешало друг другу. Например, параллельно с концертом для ветеранов (массовое мероприятие для трехсот человек) в учреждении работали многочисленные кружки, секции и студии. Все это создавало помехи при перемещении людей и для самих занятий. Но благодаря ремонту Дворец культуры получил дополнительный вход в здание, организовал там вахту, в результате чего посетители различных мероприятий перестали пересекаться.
В-третьих, в учреждении были созданы более комфортные условия пребывания. Например, мы организовали зону отдыха в фойе, где родители могут подождать своих детей, посещающих занятия, посмотреть телевизор, воспользоваться wi-fi или просто отдохнуть.
Все эти мелочи, из которых складывается понятие комфорта, обсуждались и вносились в проект еще на стадии его разработки. А идеи для этого долгое время собирались в процессе повседневной работы нашего учреждения и на основе наблюдений за деятельностью других культурно-досуговых организаций.
Задачи на будущее
Позиции, достигнутые сегодня автономным учреждением, на наш взгляд, станут хорошим стартом для дальнейшего развития. В частности, в планах у Дворца культуры значится следующее:
1. Привлечь в наши стены яркие танцевальные проекты, тем самым укрепив имидж Дворца культуры как серьезной концертной площадки, и в перспективе выйти на уровень проведения международных турниров и конкурсов. Для достижения этой цели мы, например, намереваемся в 2013 году пригласить для участия в конкурсе ведущего преподавателя по восточным танцам из Каира.
2. У учреждения есть замыслы по открытию шахматной секции, а затем и шахматной школы имени А.Е. Карпова. На их базе предполагается проводить соответствующие турниры, что должно также увеличить число наших статусных мероприятий.
3. Создать в ближайшем будущем и начать работу детско-юношеского духовного хора (набор проводился в декабре 2012 года).
4. В следующем году в два раза увеличить объем внебюджетных доходов (до 5 млн. руб.).
5. Изменить форму автономного учреждения на другую организационно-правовую форму, предполагающую участие муниципалитета (возможно, это будет ОАО). То есть сохранить взаимодействие с учредителем на прежнем уровне (в плане объемов предоставления культурно-досуговых услуг), а в дальнейшем свести до минимума финансирование из бюджета города.
И.Д. Гниденко,
директор МАУ "Дворец культуры "Свердловский",
г. Красноярск
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"