Подготовка кадров информационно-консультационных служб в АПК
Авторы статьи рассматривают проблемы, связанные с подготовкой кадров информационно-консультационных служб для сельских товаропроизводителей РФ. Обосновывается актуальность повышения квалификации кадров, а также выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала.
Тенденция оттока квалифицированных руководителей и специалистов из сферы АПК, проявившаяся во многих регионах России в 90-е годы прошлого и первые годы нынешнего столетия, является одной из основных причин снижения эффективности аграрного производства. Учеными-аграрниками, обеспокоенными складывающимися негативными тенденциями в аграрном секторе экономики, уже в середине 90-х годов XX века был начат поиск выхода из сложившейся ситуации. Одним из перспективных направлений решения этой проблемы было признано создание информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, обеспечивающей информационную и консультационную поддержку сельских товаропроизводителей. Но для этого помимо финансовых ресурсов требовалось обеспечение ИКС кадрами квалифицированных консультантов, подготовка которых в то время не велась ни в одном учебном заведении страны.
Подготовка консультантов: проект АРИС
Начало массовой подготовки консультантов было положено благодаря реализованному в 1996-2001 годах проекту АРИС. В рамках проекта на базе Московской сельскохозяйственной академии (МСХА) им. К.А. Тимирязева был создан Центр обучения кадров ИКС АПК РФ, а затем и межрегиональные учебно-методические центры. Обучение в Центре проводилось силами преподавателей академии и привлекаемых практиков из сферы агробизнеса, а также высококвалифицированных специалистов Министерства сельского хозяйства РФ, консультационных служб и научных организаций. Преподаватели прошли подготовку на семинарах, которые проводили иностранные специалисты из лучших консультационных служб США и стран Европы, а также стажировались в зарубежных сельскохозяйственных консультационных службах. Учебный процесс за несколько лет был обеспечен адаптированными к российским условиям методическими материалами, собравшими в себя все основные мировые знания и опыт консультирования.
Обучение было построено на применении передовых образовательных технологий с использованием активных методов обучения и презентацией результатов самостоятельной работы слушателей по заранее разработанным заданиям, основанным на реальных ситуациях из российских примеров.
Тематика семинаров включала четыре блока:
- организация и управление работой консультационной службой;
- информационные технологии в АПК;
- экономические вопросы сельскохозяйственной деятельности;
- технологические вопросы сельскохозяйственного производства.
Из этих блоков формировался учебный план для каждой конкретной группы слушателей в зависимости от того, представители каких специальностей консультационной службы должны проходить обучение.
Таким образом, в рамках проекта АРИС прошли обучение свыше 3 тыс. консультантов, руководителей и сотрудников ИКС федерального, регионального и районного уровней. Однако помимо повышения квалификации требовалось создание системы базовой подготовки кадров молодых консультантов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и методологией консультирования и межличностного общения. С этой целью МСХА им. К.А. Тимирязева инициировала введение новых учебных курсов и программ подготовки специалистов и магистров консультирования в системе высшего аграрного образования России.
Программы сельскохозяйственных вузов
В настоящее время в сельскохозяйственных вузах страны читается курс по организации консультационной деятельности в АПК, раскрывающий роль и место этой службы. Он призван обеспечить правильную ориентацию будущих товаропроизводителей на эффективное решение своих проблем самостоятельно и с привлечением консультантов, а также вооружить базовыми знаниями и навыками консультационной работы тех выпускников, которые связывали свою профессиональную карьеру с системой консультирования.
Для подготовки специалистов более высокого уровня было принято решение открыть соответствующую магистерскую программу. Первый набор в магистратуру в Тимирязевской академии был сделан в 1999 году на программу "Информационно-консультационное обеспечение АПК", а в июне 2001 года осуществлен первый выпуск магистров-консультантов. В настоящее время эта программа называется "Управленческое консультирование". За прошедшие годы выпущено более 100 магистров по этим программам. Опыт организации магистратуры распространен не только в российские вузы, но и в другие страны СНГ (Казахстан, Украина, Армения), создана международная российско-европейская сеть аграрных вузов, осуществляющая подготовку консультантов на единой методологической основе.
Несмотря на большую проделанную работу, потребность в специально подготовленных консультантах не снижается. Это подтверждают и периодически проводимые опросы.
Что показал мониторинг деятельности ИКС
В рамках социологического и экспертного исследования реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы был проведен мониторинг деятельности информационно-консультационных служб 30 регионов России. Наряду с другими принципиальными вопросами деятельности ИКС в исследовании уделялось особое внимание кадровому обеспечению самих служб. Опрашивались руководители региональных ИКС или их заместители.
Для руководителей и сотрудников службы актуальным является вопрос повышения своей квалификации, поддержания собственной информированности на должном уровне и приобретения новых умений и навыков, необходимых консультанту. Поэтому в опросной анкете были поставлены соответствующие вопросы, результаты ответов на которые представлены в таблице.
Таблица
Распределение ответов респондентов о периодичности повышения собственной квалификации и квалификации штатных сотрудников ИКС, %
Варианты ответов о периодичности повышения квалификации | Повышение собственной квалификации | Повышение квалификации штатных сотрудников ИКС | ||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | |
Никогда | 7,2 | - | 7,2 | 3,4 |
Один раз в полгода | 21,4 | 27,6 | 25,0 | 20,7 |
Один раз в год | 46,4 | 55,2 | 46,4 | 69,0 |
Реже одного раза в год | 25,0 | 17,2 | 21,4 | 6,9 |
Опрос показал, что большинство руководителей региональных консультационных организаций принимают участие в обучающих мероприятиях для повышения своей квалификации с разной степенью периодичности.
При этом лишь 7,2% респондентов, опрошенных в 2008 году, никогда не повышали свою квалификацию, а в 2009 году таковых уже не оказалось.
Подавляющее большинство руководителей консультационных служб с периодичностью 1-2 раза в год проходят повышение квалификации. Характерно, что их удельный вес в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом за счет сокращения обучавшихся реже 1 раза в год и полного отсутствия тех, кто не повышал свою квалификацию никогда.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в повышении квалификации штатных сотрудников служб. Однако здесь число сотрудников, повышавших квалификацию один раз в полгода, сократилось на 4,3%. Зато число сотрудников, повышавших свою квалификацию один раз в год, выросло на 22,6%.
Вложения в обучение персонала
По данным Ю. Григорьевой [1], в последние годы от 40 до 85% сотрудников предприятий западных стран ежегодно проходили производственное обучение, причем на каждого обучающегося было израсходовано более 1800 долл. США. Обучение там теперь рассматривают не как отдельную задачу, а как часть совокупной программы, включающей:
- выявление потребности в обучении и своевременное ее удовлетворение;
- доступ к требуемой информации в оптимальных условиях, что обеспечивается правильно организованным управлением информацией;
- эффективно построенную систему мотивации, удержания ключевых сотрудников;
- развитие лидерских качеств сотрудников;
- систематическое управление эффективностью, показателями работы сотрудников посредством постановки целей, оценки труда и развитием сотрудников в соответствии с задачами предприятия.
По данным американской статистики, специалист высшей категории приносит компании в среднем почти в 1,5 раза больше прибыли, чем сотрудник средней категории, что оправдывает стремление удержать ключевых сотрудников почти любой ценой. Одной из мер удержания служит обучение высококлассных специалистов, что позволяет им повышать свой профессионализм и, таким образом, получать более высокое вознаграждение за свою работу. Обучение обязательно входит в политику развития ведущих организаций мира.
В последние годы наблюдается очевидная связь между вложениями в обучение (развитие) персонала и ростом прибыли компаний. Отмечается прямое и косвенное воздействие вложений на качество продукции, рост продаж, уровень обслуживания клиентов и т.п. Организация получает существенные выгоды от роста профессионализма и опыта своих сотрудников.
Оценивая современное состояние обучения в ИКС России, надо признать, что в его организации имеются определенные (организационные и финансовые) проблемы, хотя и у сотрудников ИКС, и у сельских товаропроизводителей наблюдается большая потребность в новых знаниях. Помощь в данном случае можно ожидать от государства, например, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, предполагающей создание межрегиональных учебно-методических центров и финансирование подготовки кадров и повышения квалификации консультантов. Дополнительные возможности дает объединение усилий и ресурсов самих служб для организации совместных обучающих мероприятий.
В передовых организациях непрерывное обучение должно рассматриваться как способ поддерживающей (либо предупреждающей) адаптации предприятия путем обновления знаний и методов работы. Больше внимания следует уделять развитию системного мышления, созданию у персонала общего видения будущего предприятия, анализу проблемных ситуаций. На это и направлена деятельность ИКС регионального и районного уровней.
Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются в следующем:
- более успешно решаются проблемы диверсификации бизнеса, связанные с расширением направлений деятельности, поддерживается необходимый уровень конкурентоспособности (повышение качества труда, сокращение издержек, снижение травматизма и т.п.);
- повышается способность персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка, что позволяет организации повышать эффективность использования находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
- снижается текучесть кадров, повышается приверженность персонала своей организации;
- поддерживаются и распространяются среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандируются новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
Для отдельных сотрудников организации польза от обучения состоит в следующих основных моментах:
- растет квалификация, компетентность;
- расширяются карьерные перспективы (как внутри, так и вне организации);
- растет удовлетворенность своей работой;
- повышается самоуважение.
Таким образом, обучение и повышение квалификации сотрудников ИКС и работников различных организаций, проводимые ИКС - постоянный и планомерный процесс освоения ими новейших знаний и умений, позволяющий существенно повысить эффективность их деятельности.
Для повышения эффективности деятельности консультационных служб, по нашему мнению, необходимо:
- во все программы обучения аграрных средних специальных и высших учебных заведений ввести дисциплины по вопросам ведения консультационной деятельности в профессиональной сфере - эти знания будут полезны не только будущему консультанту, но и любому будущему руководителю или специалисту;
- проводить систематические исследования по выявлению потребностей в повышении квалификации консультантов и специалистов служб по наиболее актуальным для них вопросам и готовить соответствующие обучающие мероприятия, привлекая на них лучших преподавателей, а также специалистов-практиков, имеющих передовой опыт в данной конкретной области;
- в субъектах РФ, заинтересованных в развитии консультационных служб, организовывать специальные региональные программы по стимулированию закрепления высококвалифицированных кадров в соответствующих службах.
Библиографический список
1. Григорьева Ю. Oracle Управление обучением http://hrm.ru/db/hrm/F71BCA70561F3C77C3256B58003640CB/category.html.
2. Кошелев В.М., Маковецкий В.В. Центр обучения кадров информационно-консультационной службы (ЦОК ИКС) АПК России // Ваш сельский консультант. - 2006. - N 1. - С. 24-25.
3. Гатаулина Е.А., Мазлоев В.З., Маковецкий В.В. и др. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.): - М.: Колос, 2010. - 440 с.
В. Кошелев,
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой
управления и сельского консультирования
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
генеральный директор Центра обучения кадров ИКС АПК
В. Маковецкий,
канд. экон. наук, доцент кафедры РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
исп. директор Центра обучения кадров ИКС АПК
М. Сухарникова,
канд. экон. наук, доцент кафедры РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
сотрудник Центра обучения кадров ИКС АПК
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107