Предновогодние изменения в НК РФ
Не секрет, что Налоговый кодекс - один из тех документов, которые постоянно меняются. Бухгалтеру, занятому повседневными заботами, нелегко следить за всеми новшествами налогового законодательства. В помощь нашим читателям предлагаем обзор нескольких федеральных законов, меняющих правила налогообложения.
Закон N 97-ФЗ
Большинство поправок, внесенные этим нормативным актом (Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ), касаются совершенствования документооборота между кредитными организациями и налоговыми органами. Однако есть ряд изменений, которые касаются всех налогоплательщиков. В частности, в ч. I НК РФ четко прописан срок для подачи в налоговую инспекцию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сделать это нужно не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Аналогичный срок для представления отчетности установлен в новом Законе о бухгалтерском учете*(1). Проще говоря, приведены в соответствие нормы налогового и бухгалтерского законодательства. При этом сдача промежуточной отчетности в инспекцию НК РФ не предусмотрена.
Еще одно уточнение может заинтересовать читателей, которые как физические лица являются плательщиками НДФЛ. В целях налогового контроля инспекторы смогут получать от банков справки о вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся предпринимателями. Раньше такое право у налоговиков было только в отношении коммерсантов (организаций и предпринимателей, имеющих счета в банках). И еще: распространенный у перевозчиков спецрежим ("вмененку") планируется отменить в 2018 году, правда, до этого времени в налоговом законодательстве может многое поменяться.
Закон N 205-ФЗ
Нормативным актом (Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ) внесены изменения в ч. II НК РФ, большинство из них затронуло гл. 25.3 "Государственная пошлина". Ликвидированы пробелы во взимании госпошлины за отдельные регистрационные действия, связанные с самоходными машинами. В частности, за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним будет взиматься госпошлина в сумме 300 руб. За выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами, как и за удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, взимается госпошлина в размере 400 руб. (если удостоверение на бумажной основе) или 800 руб. (если удостоверение из пластика). Здесь же нужно сказать пару слов о Федеральном законе от 28.07.2012 N 130-ФЗ, которым вместо талона технического осмотра (международного сертификата технического осмотра) введена диагностическая карта. За выдачу такой карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности ТС, в том числе взамен утраченной или пришедшей в негодность, госпошлина составит 300 руб., то есть автовладельцу придется заплатить столько же, сколько раньше он платил за талон техосмотра.
Повышены расценки на действия, связанные с лицензированием. В частности, за предоставление лицензии придется заплатить 6 тыс. руб. (вместо 2,6 тыс. руб.), выдача дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии будут стоить 600 руб. (вместо 200 руб.). Хотя изменения ожидаемы, любое увеличение расходов не в интересах плательщиков. Поэтому важно другое новшество: судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по судебным делам, уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в установленном порядке.
Закон N 206-ФЗ
Пожалуй, главным новшеством Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ является установление независимости налогообложения доходов и расходов по сделкам с недвижимым имуществом от факта регистрации перехода имущественных прав. В частности, обновленный п. 4 ст. 259 НК РФ будет выглядеть так: начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. А пункт 3 ст. 271 НК РФ будет дополнен абзацем следующего содержания: датой реализации недвижимого имущества признается дата его передачи приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Одновременно утрачивает силу специальная норма п. 11 ст. 258 НК РФ, которая гласила, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Из сказанного можно заключить, что с вступлением в силу поправок (с 2013 года) сделки с недвижимым имуществом отражаются в налоговом учете как операции с иным амортизационным имуществом.
Для НДС отдельного правила по недвижимости, права на которую подлежат госрегистрации, не существовало. Однако исходя из общих норм гл. 21 НК РФ продавцу нужно начислять налог на наиболее раннюю из дат: дату передачи права собственности на объект недвижимости, указанную в документе, подтверждающем передачу права собственности, или день его оплаты (частичной оплаты). При этом момент перехода права собственности и дача передачи недвижимости могут не совпадать, в связи с чем продавцу имеет смысл начислить налог на наиболее раннюю дату. Соответственно на эту дату сможет поставить налог к вычету и покупатель объекта недвижимости.
Следующая группа поправок касается применения амортизационной премии, предусмотренной абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ. Во-первых, при определении остаточной стоимости основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, вместо показателя первоначальной стоимости используется показатель стоимости, по которой такие объекты включены в соответствующие амортизационные группы (подгруппы). Уточнение нужно для того, чтобы внести ясность: показатель, исходя из которого рассчитывается остаточная стоимость, уменьшается на амортизационную премию и уже не может совпасть с первоначальной оценкой. Во-вторых, если основное средство, по которому была применена амортизационная премия, реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком, суммы учтенной ранее премии в составе расходов очередного отчетного (налогового) периода подлежат включению в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация. Данная норма абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ о восстановлении амортизационной премии не нова и действовала раньше в несколько измененном виде, в частности, в предшествующей редакции не играло роли, какому лицу (взаимозависимому или нет) было реализовано ОС. С 2013 года это важно и не менее существенно то, что налогоплательщик, восстанавливая амортизационную премию при реализации имущества взаимозависимым лицам до истечения пяти лет, имеет право увеличить остаточную стоимость при реализации указанного имущества на сумму расходов, включенных в состав внереализационных доходов (обновленный пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Получается, что налогоплательщик не просто восстанавливает амортизационную премию в составе доходов, тем самым нивелируя ранее признанные по ней расходы в период ввода ОС в эксплуатацию, но и включает данную часть стоимости имущества в его остаточную оценку, то есть амортизационная премия в конечном итоге учитывается, но уже, можно сказать, в период реализации амортизируемого имущества.
Здесь нужно заметить, что транспортные средства как объект амортизируемого имущества относятся к различным амортизационным группам. Например, в третью группу (срок полезного использования объектов - от трех до пяти лет) попадают легковые авто малого и среднего класса, автомобили грузовые до 3,5 т (бортовые, шасси, фургоны), автобусы малые длиной до 7,5 м (общего или местного назначения, маршрутные такси, туристские небольшие автобусы)*(2). Нужно ли по завершении срока эксплуатации, который менее пяти лет, восстанавливать амортизационную премию, а затем включать в остаточную стоимость выбывающего имущества? По мнению автора, в этом нет необходимости, так как в рассмотренных поправках четко сказано, что данный порядок применяется при реализации амортизируемого имущества, к тому же еще и взаимозависимым лицам. Поэтому при завершении эксплуатации "недолговечных" ТС не нужно ничего восстанавливать и включать в остаточную стоимость полностью самортизированного ТС.
Продолжая разговор об амортизируемом имуществе, нужно указать на ограничение применения специального повышающего коэффициента к основной норме амортизации. Напомним, это разрешено в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Законодатель ограничил это право до 2014 года, при этом речь идет именно о дате ввода ОС в эксплуатацию. Имущество, которое числится в составе ОС до этого "часа Х", продолжает амортизироваться и после этого с повышающим коэффициентом, если работает в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.
Похоже, что в вопросе недосказанности списания безнадежных долгов в налоговом учете поставлена точка. Безнадежными (нереальными ко взысканию) признаются также долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Ранее чиновники разрешали учитывать задолженность в составе безнадежного для налогообложения долга в указанных случаях в разъяснениях, не имеющих силы нормативного акта (письма Минфина РФ от 21.09.2012 N 03-03-06/1/494, от 31.08.2012 N 03-03-06/2/96, от 15.08.2012 N 03-03-06/1/410, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/383).
Организации, которые используют в своей деятельности кредитные ресурсы, заинтересует срок продления действия правила нормирования процентов для целей налогообложения. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная учитываемая величина процентов не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и должна быть равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 по долговым обязательствам в иностранной валюте. Данное правило действовало с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно. Законодатель продлил этот период небольшой налоговой "амнистии" для рублевых обязательств до 31 декабря 2013 года. После этого предельные проценты по кредитам и займам в национальной валюте будут нормироваться ставкой ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. Для валютных заимствований предельная планка, наоборот, поднимется до 15%, на что указано в абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, который фактически не применяется в переходный период.
Транспортные компании могут также заинтересоваться изменениями, связанными с особенностями налогообложения мобилизационного имущества. Сейчас в состав внереализационных расходов включаются не подлежащие компенсации из бюджета затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ). Законодатель исключил из этой обтекаемой нормы расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям. Такие затраты являются капитальными, поэтому они должны включаться в расчет налога на прибыль через амортизационные отчисления. Амортизация по имуществу, входящему в состав мобилизационных мощностей, начисляется в общем порядке (ст. 257-259 НК РФ), на что указано в новом дополнительном абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ.
С.Н. Гордеева,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(2) См. Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"