О противодействиях налоговой преступности за рубежом
Пока наше законодательство по противодействию налоговой преступности стремительно либерализируется, политики предлагают учитывать зарубежный опыт налогообложения*(1). Но если политики, призывая повышать налоги для состоятельных людей, апеллируют к справедливости и необходимости увеличивать социальные выплаты, то многие зарубежные лидеры пытаются таким образом бороться со стремительно растущим бюджетным дефицитом и угрозой национального дефолта.
Министр финансов Греции еще в 2010 году сообщил о намерении снизить порог для 40%-ного налога для богатых. Так, если раньше этим налогом облагались только граждане с доходом более 75 тыс. евро в год, то теперь эта планка снижена, и большинство греков будут платить в казну 40% от своих доходов. "40-процентный подоходный налог теперь будет распространяться на большее число граждан. В результате этих изменений основное бремя ляжет на плечи 5% населения с доходами более 30 тыс. евро в год"*(2). Несмотря на это, сейчас Греция переживает самый тяжелый экономический кризис со времен присоединения к зоне евро в 2001 году.
Непросто обстоят дела и в остальных европейских странах, в которых в последнее время в связи со сложной экономической ситуацией была значительно активизирована борьба с уклонением от уплаты налогов, правительства стран стремятся увеличить поступления в бюджет.
Например, Италия сейчас также находится в сложной экономической ситуации, объем госдолга страны составляет 115,8% ВВП. В качестве одной из мер экономии бюджетных средств заморожены зарплаты служащим бюджетной сферы на четыре года, также сокращены зарплаты чиновников высшего ранга и ограничено количество новых ставок в госаппарате.
А итальянские граждане могут в скором времени столкнуться с новой формой контроля за тем, правильно ли они заплатили налоги. Речь идет о том, о чем давно и, как видно, впустую, говорят и некоторые наши борцы с коррупцией - сравнении реальных расходов отдельных налогоплательщиков с их декларированными доходами. Когда устанавливается существенный разрыв между этими двумя показателями, авторы идеи предлагают направлять этому человеку письмо с соответствующей информацией. Причем делать это предлагается по данным за предыдущий год, но до официального срока подачи налоговой декларации за год текущий.
Как показало проведенное исследование, рассылка таких писем оказывает очень серьезное воздействие на потенциальных нарушителей, побуждая их в большинстве случаев подавать правильные налоговые декларации.
Главным вопросом на практике является оценочное понятие существенного разрыва между доходами и расходами. Ведь все зависит от величины задекларированной суммы и реально потраченной. Как быть, если зарплата составляет 2000 евро, а потрачено 5000? Казалось бы, разница в 2,5 раза, но если это произошло однократно, человек мог просто накопить эти деньги. Очевидно, речь должна идти о некоторой тенденции, повторяющихся фактах. В любом случае установление критериев потребует серьезной законодательной работы и вразумительных разъяснений, сопровождающихся хорошей пиар-акцией.
Финансовая гвардия Италии
Пока у нас звучат голоса о необходимости возрождения финансовой полиции, аналогичные институты в той же Италии работают весьма эффективно.
Финансовая гвардия Италии (Guardia di Finanza) считается наиболее уважаемым и хорошо оснащенным правоохранительным органом страны. Центральным аппаратом ведомства является Генеральное командование, которое определяет стратегические задачи, курирует работу руководителей структурных подразделений службы, осуществляет общую внутриведомственную и межведомственную координацию.
Основные задачи Финансовой гвардии Италии - налоговый контроль; надзор за акцизами; таможенный контроль, контроль расходования государственных средств; противодействие организованной преступности; фальшивомонетничеству; предотвращение и противодействие мошенничеству в системе Евросоюза; надзор за законностью при проведении государственных закупок, размещении заказов, проведении торгов; защита патентов, авторских прав, в т.ч. защита национальной продукции и итальянских торговых марок; защита культурного и археологического наследия Италии; организация взаимодействия с иными правоохранительными, контрольными органами страны.
Помимо этого Финансовая гвардия участвует: в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, работе круглосуточной службы доверия "117", противодействии нелегальной миграции, борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, спасательных мероприятиях на море и в горах, миротворческих миссиях и др.
Структурно ведомство также состоит из шести межобластных командований, одного инспекторского управления подготовки кадров, двадцати областных командований, одного командования специальных отделов, одного воздушно-морского центрального командования, двадцати отделов технической, тыловой и административной поддержки и 102 командований провинций.
В свою очередь командование специальных отделов координирует деятельность следующих трех подразделений Финансовой гвардии Италии:
1. Командования защиты государственных финансов, которое проводит изучение расходования государственного бюджета и бюджетов муниципалитетов, а также изучает факты мошенничества как в стране, так и в рамках Евросоюза, на основании проводимой всесторонней аналитической работы разрабатывает планы (т.н. "проекты") мероприятий для территориальных подразделений ведомства;
2. Командования защиты экономики. К задачам данного подразделения относится защита государственных сбережений, движения внутригосударственных денежных потоков, финансовых рынков, в т.ч. посредством борьбы с нецелевым использованием государственных средств, противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, а также организованной преступности в экономической сфере. Для выполнения указанных задач предназначены подразделения по валютным преступлениям и Центральной следственной службы по противодействию организованной преступности;
3. Командования специальных подразделений, которое напрямую взаимодействует с региональными властями, парламентскими комиссиями по расследованию, Верховным комиссаром по предотвращению и противодействию коррупции и другим незаконным явлениями, а также другими органами власти.
Воздушно-морское центральное командование осуществляет организацию, координацию и контроль оперативной, тыловой и административной деятельности Финансовой гвардии и состоит из:
- оперативного командования, которое осуществляет патрулирование морского пространства на большом удалении от берега;
- тылового командования, которое отвечает за снабжение, техническое обеспечение и административную поддержку;
- командования по подготовке специалистов, которое осуществляет деятельность по специальной (профильной) подготовке сотрудников, прошедших общую подготовку.
Дополнительно в структуру Финансовой гвардии Италии входят миссии, постоянные и временные представительства за границей и в международных организациях. Общее руководство Финансовой гвардией осуществляет министр экономики и финансов Италии.
Справка. Общая штатная численность Финансовой гвардии Италии составляет 68 134 человека, из которых офицерский состав - 3225 человек, инспекторы - 23 602 человека, надзиратели - 13 500 человек, стажеры и работники - 27 897 человек.
Финансовая гвардия контролирует практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. те, которыми Италия традиционно славится - футбол и моду. Еще в феврале 2004 года итальянская финансовая полиция провела обыски в офисах всех 42 футбольных клубов двух высших дивизионов и штаб-квартире Федерации футбола страны. Полицейские искали документы, способные уличить клубных боссов в финансовых махинациях. Операция была проведена, что называется, с размахом. В общей сложности в обысках было задействовано около тысячи сотрудников налоговой полиции. Готовилась она в условиях полной секретности. Агенты действовали по просьбе римских судебных властей, ведущих расследование финансовой деятельности сразу нескольких столичных команд. Все началось с того, что тренер итальянского клуба Bologna публично обвинил своих римских коллег в сокрытии доходов от налогообложения, утверждая, что именно на незаконно сэкономленные средства клуб Roma и может позволить себе содержать таких дорогих футболистов.
Подавляющее большинство клубов подозревалось в том, что начиная с 1999 года предоставляли ложные данные в распоряжение Covisoc, организации, призванной следить за финансовыми делами клубов. Речь идет, в частности, о фиктивных банковских гарантиях. Дело в том, что итальянские команды обязаны перед началом каждого сезона предоставлять гарантии своей финансовой состоятельности. В противном случае они не допускаются к участию в национальном первенстве. Кроме того, полицию интересуют подробности трансферной политики клубов. Есть основания полагать, что стоимость переходов ряда игроков сознательно занижалась, с тем чтобы уйти от уплаты налогов*(3).
Кроме того, прокуратура Милана сообщала, что подозревает модный дом Dolce and Gabbana*(4) в неуплате налогов на сумму 420 млн. евро. В итальянских следственных органах отметили, что разработка дела в отношении основателей модного дома Доменико Дольче и Стефано Габбана, а также пяти других лиц завершена, но никаких официальных обвинений им пока не предъявлено.
Следствие утверждает, что компания Dolce & Gabbana создала в 2004-2005 годах компанию Gado в Люксембурге, которой был передан контроль над брендами итальянского модного дома во избежание уплаты налогов в Италии.
А в 2011 году прокуратура Рима начала проверку более 700 граждан Италии, в число которых вошли известные итальянские дизайнеры, ювелиры и другие деятели искусства, такие, как Валентино и Джанни Булгари, по подозрению в уклонении от уплаты налогов или фальсификации налоговой отчетности и недоплате в итальянскую казну. Все они имели счета в швейцарском отделении британского банка HSBC. Данные о счетах клиентов банка стали известны после того, как они были похищены бывшим сотрудником HSBC в Женеве Эрве Фальчани. Стоит отметить, что в "список Фальчани" вошли более шести тысяч итальянских граждан и компаний, имевших счета в HSBC в период 2005-2006 годов на общую сумму 5,5 млрд. евро. Проверка "списка Фальчани" была начата Финансовой гвардией Италии*(5).
Налоговая полиция Германии
Сродни удаче Финансовой гвардии Италии и успехи налоговой полиции Германии ("Штойфы"). На фоне генетической немецкой привычки к порядку у этого правоохранительного органа есть свои методики вычисления налоговых уклонистов. Не последнюю роль играет здесь аналитическая работа: неплательщик может быть выявлен в результате анализа счетов за потребленное электричество и воду (если предприятие потребляет энергии больше, чем требуется для рабочего дня, значит, работа идет вечером и ночью, в результате чего появляется неучтенная продукция, выручка от которой скрывается от налогообложения) или в результате сравнительного анализа налоговой отчетности за прошлые периоды - снизились платежи в бюджет, значит, есть основания провести проверку.
Неудивительно, что немецкая экономика по праву является первой в Европе благодаря не только лучшим и стабильным показателям, но и вниманию к мелочам, причем в прямом и переносном смысле. Например, прокуратура Бонна обнаружила в гараже предпринимательницы, занимающейся арендой и обслуживанием общественных уборных, десятки мешков, набитых мелочью достоинством от 1 до 50 евроцентов, которые она скрыла от налогообложения.
Чтобы изъять и вывезти все деньги, сотрудникам правоохранительных органов пришлось подогнать семитонный грузовик. Мелочь была доставлена в немецкий Федеральный банк в Кельне. По предварительным данным, предпринимательница скрыла от налогов около 40 тысяч евро мелкой монетой. Было установлено, что женщине принадлежит фирма, занимающаяся обслуживанием общественных уборных. Сама предпринимательница, по неподтвержденным данным, ездит на машине класса люкс и живет в фешенебельном квартале Бонна.
Ранее она платила налоги через один из банков. Однако в последнее время сотрудники фискальных органов заметили, что сумма отчислений стала меньше, чем должна была быть с учетом оборота компании. Подозреваемая утверждает, что у нее сломалась счетная машина для мелочи, поэтому она была вынуждена временно хранить деньги в гараже.
Однако, когда полиция позвонила в дверь ее дома, женщина долго не подходила к двери, вместо этого пытаясь избавиться от компрометирующих улик. Она вышвырнула несколько мешков с мелочью из окна на крышу гаража, однако полиция нашла их и там*(6).
Борьба с налоговыми уклонистами в других странах Европы
Постоянный мониторинг налогоплательщиков дает свои положительные результаты не только в Германии. Например, за последние годы в результате активной работы правоохранительных и налоговых органов Испании властям удалось вернуть в налогооблагаемую базу около 10 млрд. евро, т.е. примерно 1% от ВВП. Это абсолютный рекорд за всю историю страны. Найденные средства помогли испанским властям успешнее бороться с дефицитом государственного бюджета.
"Достижение такого рода должно быть высоко оценено, учитывая те обязательства, которые Испания взяла на себя по отношению к европейским партнерам и участникам финансовых рынков. Подобных успехов налоговые органы сумели добиться за счет многолетней кропотливой работы, а также применения инновационных методов в борьбе с уклонистами", - заявил глава испанской налоговой службы Хуан Мануэль Лопес Карбахо*(7).
Значительная часть заявленных средств была возвращена благодаря тщательному мониторингу сделок с испанской землей и недвижимостью, во многом ставших причинами экономических проблем страны. Этот сектор традиционно часто используется местными жителями, а также и компаниями для сокрытия своих доходов с целью уклонения от уплаты налогов.
Дополнительную поддержку налоговые органы страны получили благодаря международным усилиям по борьбе с уклонистами, прячущими свои капиталы в Швейцарии и Андорре.
Испания не единственная страна, активно борющаяся с налоговыми уклонистами. Борьба с уклонением от уплаты налогов приобрела особое значение для многих европейских держав, после того как они начали сокращать дефициты собственных бюджетов. Финансовые поступления от уклонистов могут представлять собой значительные объемы средств. Так, за последние годы власти Франции и Германии сумели вернуть с зарубежных счетов достаточно большие суммы. О своих успехах в борьбе с уклонистами отчитались и власти Южной Кореи: за прошлый год они заработали на штрафах за подобные правонарушения почти 2,5 млрд. долл. Правда, подобные результаты не идут ни в какое сравнение с успехами итальянских властей.
Банковская тайна в швейцарских банках
Особо стоит упомянуть о Швейцарии с ее знаменитой банковской тайной. Министерство юстиции США уже практически как три года проверяет офшорные счета, принадлежащие американским гражданам, открытые в швейцарском банке Credit Suisse, на предмет уклонения от уплаты налогов. Не так давно правоохранительные органы США арестовали сотрудника Credit Suisse К. Баджиоса (консультанта состоятельных клиентов в системе private banking), а вслед за ним обвинения в содействии в уклонении от налогов были предъявлены еще четырем экс-менеджерам Credit Suisse, которые, по имеющимся сведениям, помогли клиентам скрыть активы на сумму 3 млрд. долл., открывая офшорные счета под вымышленными именами и переводя деньги со счетов Credit Suisse в небольшие частные швейцарские банки.
Правоохранительные органы США обратили внимание на Credit Suisse благодаря программе добровольного признания в совершении налоговых преступлений, в ходе которой тысячи граждан сообщили о фактах мошенничества.
В 2008 году крупнейший швейцарский банк UBS стал первым в стране, который был вынужден раскрыть секреты своих клиентов после того, как американские власти обвинили UBS в совершении действий, позволивших клиентам банка уйти от уплаты налогов в 2000-2007 годах. Потери от этой аферы следственные органы США оценили в 100 млрд. долл. ежегодно. В UBS признали, что в банке открыто 19 тысяч счетов на сумму 18 млрд. долл.: эти деньги не были декларированы в Федеральной налоговой службе США, как того требует закон.
Следствие также показало, что после принятия в 2001 году закона об обязательном раскрытии зарубежными банками информации о счетах американцев UBS неоднократно предлагал клиентам схему уклонения от налогов.
Параллельно была объявлена налоговая амнистия: она должна была вернуть в США деньги резидентов. В ходе амнистии владельцам незаконных офшорных счетов предлагали подать дополнение к налоговой декларации за текущий год, уплатив причитающиеся налоги без штрафа: с депозита в 1 млн. долл., хранившегося в швейцарском банке в течение шести лет, следовало заплатить около 37%. Стандартная процедура предусматривала выплату налогов и штрафов на общую сумму 2,3-2,4 млн. долл. 23 клиентам UBS были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, многие из них признались.
Действительно, под натиском экономических проблем и усилившейся борьбы с уклонением от уплаты налогов во всем мире постепенно начала сдавать позиции знаменитая швейцарская банковская тайна. Весной 2011 года нижняя палата швейцарского парламента согласилась на выдачу информации о налоговых уклонистах десяти иностранным государствам. Хотя речь и не идет об автоматическом обмене данными, по банковской тайне в Швейцарии нанесен новый серьезный удар.
Имеются в виду десять соглашений об избежании двойного налогообложения, соответствующих стандартам ОЭСР. В этих документах будет прописано, что для получения от Швейцарии данных о налоговых уклонистах иностранным ведомствам достаточно будет указать номер счета неплательщика или какую-либо иную информацию, помогающую его идентифицировать. Швейцария планирует заключить двусторонние соглашения с такими странами, как Нидерланды, Турция, Япония, Польша, Индия, Германия, Казахстан, Канада, Греция и Уругвай.
Ранее Швейцария должна была помогать зарубежным ведомствам лишь в том случае, если они указывали точные сведения о личности подозреваемого, в т.ч. его фамилию и имя, а также предъявляли доказательства ухода от уплаты налогов.
Впрочем, хотя данное решение парламента и можно назвать шагом в верном направлении, тем не менее оно, по мнению аналитиков, все же является половинчатым, т.к. для получения данных о счетах все еще необходимо предъявлять веские доказательства того, что их владельцы уходят от налогов. Тем временем швейцарские банки, неоднократно обвинявшиеся в пособничестве налоговым уклонистам, всячески пытаются избавиться от преследования со стороны зарубежных следственных органов. Так, один из крупнейших частных банков Швейцарии Julius Baer заключил соглашение с немецкими властями. Согласно этой договоренности банк заплатит 50 млн. евро в германскую казну в обмен на прекращение расследования против него и его сотрудников со стороны немецких правоохранительных органов. Благодаря этой сделке Julius Baer удалось прекратить затянувшийся следственный процесс. Кроме того, причиной соглашения стали опасения банка за свой бизнес в Германии, являющейся для него главным рынком*(8).
Планы Еврокомиссии
Поскольку европейским властям не нравится, что крупные корпорации ведут бизнес в одних странах, а налоги платят в других, в начале декабря 2012 года еврокомиссар по налогам А. Шемета представил план действий Еврокомиссии по борьбе с офшорами и другими юрисдикциями, позволяющими холдингам экономить на налогах. Подготовить эти меры Европейский совет поручил еще в марте, в апреле идею поддержал Европарламент, но для вступления плана в силу его теперь должны утвердить на заседании министров финансов ЕС.
План преследует несколько целей. Во-первых, разрешить государствам вводить на один месяц специальный режим "обратного налогообложения по НДС". Он позволит, например, изменять место уплаты налога с юрисдикции покупателя на продавца. Во-вторых, усилить обмен налоговой информацией внутри ЕС. Наконец, Еврокомиссия рекомендует странам внести целый ряд важных изменений в налоговое законодательство. Так, государства могут создавать черные списки стран: даже при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения можно отказываться от применения его положений, например, если ставка налога в стране из списка ниже. Налоговики в странах ЕС также должны получить право не обращать внимание на искусственные корпоративные структуры, если они созданы только в целях налоговой минимизации. Еврокомиссия собирается активизировать и действие Кодекса ЕС по налогообложению предпринимательской деятельности 1997 года, который запрещает переманивать налогоплательщиков из других стран. Это позволит требовать отмены налоговых преференций для иностранных компаний в других странах.
Такие крутые меры спровоцировала череда налоговых скандалов с крупнейшими транснациональными компаниями, в числе которых Google, Amazon, Starbucks. Например, Google, используя схему с головной бермудской, а также операционными компаниями в Ирландии и Нидерландах, экономила на налогах в странах, где реально оказывались услуги. Только французские налоговики потребовали от компании доплатить за 2011 год 1 млрд. евро налогов к уплаченным 5 млн. евро, сообщала Le Monde. Ирландия может стать одной из мишеней плана Еврокомиссии, писала FT. Кроме Ирландии претензии есть и к другим юрисдикциям. Шемета в сентябре говорил, что меры могут коснуться Нормандских островов (Джерси, Гернси), вопросы у Еврокомиссии есть также к Австрии и Люксембургу. Планы Еврокомиссии могут затронуть и российские компании, имеющие структуры в странах из "черного" списка, говорит замдиректора консалтинговой компании DS Express Александр Захаров. Если с помощью структуры в Джерси российская компания экономит на налогах в других странах ЕС, например Германии, где она получает реальный доход, то налоговики могут заставить заплатить налоги в Германии, игнорируя операции с джерсийской компанией. Причем согласно плану европейцы, пересчитывая налоги, смогут ссылаться на отсутствие корпоративной социальной ответственности бизнеса в стране, где реально извлекается доход*(9).
Китайские налоговые проблемы
Наряду с проблемами европейскими, рассмотрим, как обстоят дела с противодействием уклонению от уплаты налогов в Китае. Экономика Китая является одной из наиболее динамично развивающихся в мире, и вполне естественно, что там, где есть растущий рынок, неизбежны факты сокрытия средств и имущества от налогообложения, мошенничества с возвратными налогами и льготами.
В 2000 году в Китае была создана вооруженная налоговая полиция. Ее задачей является обеспечение неукоснительного сбора налогов и борьба с коррупцией. Правительство сформировало также специальные налоговые суды и налоговую прокуратуру. За последние несколько лет более двадцати сборщиков налогов погибли, а несколько сотен получили ранения. Уклонение от уплаты налогов стимулирует разросшаяся коррупция, которая лишала правительство доходов, необходимых в период болезненного реформирования убыточных госпредприятий*(10).
В 2001 году семеро китайских чиновников были приговорены к смертной казни за мошенничество при предоставлении налоговых льгот. Среди осужденных есть один прокурор и два сотрудника налоговой инспекции. Государство недополучило из-за их деятельности налогов на 7 млн. долл. Мошенники использовали самую популярную в Китае схему. Они давали некоторым компаниям экспортные сертификаты, дающие право на существенное снижение налогов. Документы, выданные коррупционерами, свидетельствовали, что их "клиенты" продают за рубеж различные товары, хотя многие из получавших льготы фирм не только ничего не экспортировали, но и не имели персонала.
Однако большая часть мошенников действует более осторожно, чем семеро попавшихся. "Экспортеры", например, фрахтуют суда и грузят на них контейнеры, пустые или с песком, имитируя отправку товаров. Как они при этом договариваются с таможней - одна из тайн китайского пути развития рыночной экономики, который в последнее время вызывает все больший интерес и у российских экономистов.
По оценке специалистов China Reform Foundation (CRF), проводивших исследование для банка Credit Suisse, граждане Китая ежегодно скрывают от налоговых органов до 1,4 трлн. долл. доходов. К такому выводу пришли специалисты. Для сравнения: по оценкам Всемирного банка, в Германии от налоговых органов население скрывает 550 млрд. долл. ежегодно, в Италии - 160 млрд. долл. Исследователи делают вывод: реальные доходы китайцев почти в два раза превышают официальную статистику.
Сокрытие доходов в Китае имеет поистине огромные масштабы, считают в CRF. От налоговых органов страны ежегодно утаивается сумма, эквивалентная примерно 30% ВВП страны. По данным CRF, среднестатистическая китайская семья зарабатывает в год чуть более 4,7 тыс. долл., что почти вдвое (на 90%) выше официальных показателей. В случае с богатыми семьями разница между подсчетами CRF и официальной правительственной статистикой еще больше - показатели расходятся более чем в три раза. Беднейшие семьи оказались более законопослушными, там расхождение в цифрах не превысило 13%.
Из этого следует, что самые злостные налогонеплательщики - это 20% богатейших семей Китая, которые скрывают более 80% доходов. Иными словами, реальная разница между богатейшими и беднейшими слоями населения страны гораздо выше официально заявленных показателей, несмотря на то что борьба с социальным неравенством была провозглашена председателем КНР Ху Цзиньтао одной из приоритетных задач для властей. Сейчас разрыв между бедными и богатыми в Китае, даже по официальным данным, на одном из самых высоких уровней в мире.
Основными источниками "серых" доходов граждан являются многочисленные взятки, откаты и прибыль, полученная от махинаций с землей. В качестве наиболее частых источников откатов фигурируют табачная и строительная отрасли.
Бороться с налоговыми уклонистами - физическими лицами китайские власти пока не спешат в силу того, что доходы от налогообложения физических лиц приносят бюджету не более 10% средств. Эксперты считают основной причиной массового уклонения от уплаты налогов очень высокую ставку - в среднем граждане отдают властям порядка 40% своих доходов. Если учесть, что социальная политика, проводимая государством, не позволяет китайцам получать, к примеру, достойное медицинское обслуживание, то склонность китайцев к уклонению от уплаты налогов в принципе понятна. Это не способствует и развитию банковского сектора - многие боятся заводить счета из-за опасений быть вычисленными. Сами же власти не очень огорчаются по такому поводу, т.к. налогообложение бизнеса приносит им гораздо больший доход"*(11).
При этом в 2011 году Правительство Китая сократило на 13 количество преступлений, за которые в виде наказания предусматривается смертная казнь. Соответствующие поправки были внесены в Уголовный кодекс страны и утверждены на очередной сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.
Под "сокращение" попали статьи за контрабанду исторических ценностей, мошенничество и налоговые преступления. Как заявил вице-председатель законодательного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ланг Шенг, упразднение высшей меры наказания за экономические преступления - огромный шаг для страны, однако отмена смертной казни за другие преступления невозможна.
До принятия поправок в Китае действовал Уголовный кодекс, на страницах которого содержались 68 преступлений, за которые грозит смертная казнь. До настоящего момента страна являлась мировым лидером по количеству ежегодно приводимых в исполнение смертных приговоров.
Сейчас в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру*(12).
Выводы
В заключение попробуем сделать несколько обобщений, характерных для зарубежного опыта защиты налоговой системы и бюджетов от противоправных посягательств.
1. Во многих зарубежных странах для противодействия злоупотреблениям правом в налоговой сфере выработаны различные инструменты, к которым относятся: судебные доктрины - "существо над формой", "деловая цель", "сделки по шагам" и др., а также институт признания сделки мнимой или притворной, общие и специальные нормы законодательства, направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов.
В частности, в Соединенных Штатах и Канаде особо выделяется "business purpose", т.е. цель коммерческой сделки, заключаемой ее участниками. Ее суть состоит в том, что сделка, дающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана недействительной, если не достигает деловой цели.
При этом в целях предупреждения уклонения от уплаты налогов налоговая экономия не признается деловой целью сделки.
В целом же представители крупного бизнеса этих стран прекрасно знают правила игры на своем экономическом поле, и пока все соблюдают эти правила, никто не собирается их менять. Так, "экономическая элита Канады в силу сложившихся в стране порядков вынуждена быть законопослушной и играть по установленным правилам.
Она, конечно, активно лоббирует свои интересы в представительных органах власти в центре и на местах, в федеральном и провинциальном правительствах, отлично зная при этом, что в силу природы вещей при капитализме государственная власть поддерживает, защищает и продвигает интересы бизнеса как экономического фундамента общества, но и требует от него, чтобы тот, в том числе и ради собственного благополучия, делился с государством и обществом через налоги и разного рода благотворительность.
Вопрос, как правило, состоит в том, что считать разумным распределением национального дохода, чтобы и бизнесу оставалось достаточно для развития и процветания, и остальная часть общества чувствовала себя относительно комфортно и необделенной"*(13).
Придаваемое упомянутой нами "business purpose" значение, кроме того, противостоит теориям так называемого "злоупотребления правом", которые находят полную законодательную поддержку в других государствах, например в Голландии, Федеративной Германии или Швейцарии.
2. В Европе все больше значения придается борьбе с уклонением от уплаты налогов, причем как на уровне отдельных стран - участниц Евросоюза, так и на общеевропейском уровне. Так, министры внутренних дел и юстиции стран ЕС приняли решение о создании общеевропейской системы по борьбе с уклонением от уплаты налогов - Еврофиска. Данная структура отслеживает мошенничества с уклонением от уплаты налога на добавленную стоимость. Кроме того, все участники ЕС будут получать своевременно данные о случаях появления новых схем уклонения от НДС, т.е. главное в новой структуре - это прежде всего информационный обмен.
3. Правительства многих зарубежных стран перестали мириться с ситуацией, когда швейцарские банки разворачивают сеть своих филиалов и отделений, которые позволяют не только переводить туда практически любые суммы, но и предоставляют возможность анонимно управлять этими счетами, недоступными для налоговых ведомств этих стран.
4. В зарубежных странах создается атмосфера невыгодности уклонения от уплаты налогов, а налоговые преступники подлежат всеобщему осуждению и кое-где поражаются в элементарных правах. Так, оригинальный способ борьбы с налоговыми уклонистами придумали в Польше. Их решили лишать заграничных паспортов. Расстаться с этим документом придется предпринимателю в случае, если он не заплатил пошлины или взносы на общественное страхование. Согласно введенной процедуре налоговики подают ходатайство в администрацию воеводства. Там уже проверяют основания для подобного наказания недобросовестного предпринимателя и примут решение о невыдаче или лишении загранпаспорта.
И. Соловьев,
д.ю.н. профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
"Налоговый вестник", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, для увеличения социальных выплат и пособий КПРФ предлагалось довести подоходный налог для богатых людей до 30-35%, как в Германии. Такой подход позволил бы казне получить дополнительно 1,2 трлн. руб. Еще 1,3 трлн. может принести поднятие налога на дивиденды с 9 до 13%. Этих 2,5 трлн. хватит для того, чтобы удвоить пенсии, платить нормальные пособия и решить другие проблемы, отмечали представители партии.
*(2) Информационное агентство Reuters, 8 февраля 2010 года.
*(3) Джусойти Афсати "Итальянские клубы заиграли налоги" // Коммерсант, 28 февраля 2004 г., N 36.
*(4) Дом Dolce & Gabbana был основан в 1985 году. В компании работают 3000 человек. По данным компании за 2009 год, Dolce & Gabbana владеет 116 магазинами по всему миру и 17 производственными предприятиями.
*(5) http://top.rbc.ru/society/12/01/2011/526400.shtml.
*(6) "Немка украла 40 тысяч евро туалетной мелочи", www.feodorff7398516.
*(7) Басманов Е. "Испания борется с налоговыми уклонистами" // РБК daily, 21 января 2011 года, N 5 (674).
*(8) Глазкова Т. "Швейцария усиливает борьбу с налоговыми уклонистами" // РБК daily, 18 апреля 2011 г.
*(9) Казьмин Д., Никитина Е. "Антиофшорные меры Еврокомиссии могут коснуться российского бизнеса" // Ведомости, 07.12.2012.
*(10) Савенков Ю. "Хочешь получить налоги - вооружайся" // Известия, 15.02.2000.
*(11) Басманов Е. "Триллион под подушкой" // РБК daily, 13 августа 2010 г.
*(12) Рудакова Д. "Китай отменил смертную казнь за экономические преступления" // РБК daily, 25 февраля 2011 г.
*(13) Белоногов А.М. Миссия в Канаду. М.: МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ, 2011. С. 381.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1