Отражение транспортно-заготовительных расходов
Расходы по доставке материалов могут быть учтены двумя способами: распределены пропорционально стоимости каждого вида материального запаса в их общей стоимости или учтены в составе текущих расходов учреждения. Подробнее об этих способах и пойдет речь в статье.
При получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно отнести:
- затраты по доставке материалов и погрузке их в транспорт, подлежащие оплате сверх продажной цены;
- затраты по хранению ценностей на складах отправителя, а также содержанию заготовительных складов (их аренда, ремонт, отопление, освещение и т.д.);
- затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата (оплата труда и соцотчисления с нее).
Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материалов, то расходы по их доставке (в рамках одного договора поставки) нужно распределить "пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости"*(1).
Пример
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело у одного поставщика строительные материалы, которые не относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Общая стоимость приобретенных материалов составила 497 000 руб. (в том числе НДС - 75 814 руб.), из них:
- кирпич строительный стоимостью 120 000 руб. (в том числе "входной" НДС);
- цемент стоимостью 87 000 руб. (в том числе "входной" НДС);
- строительные блоки стоимостью 290 000 руб. (в том числе "входной" НДС).
Транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой всех строительных материалов до склада учреждения, составили 94 400 руб. (в том числе НДС - 14 400 руб.). В соответствии с учетной политикой учреждения затраты по заготовке и доставке материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Транспортно-заготовительные расходы будут распределены между разными наименованиями строительных материалов так:
- сумма ТЗР, приходящаяся на кирпич:
120 000 : 497 000 х 94 400 = 22 793 руб.
- сумма ТЗР, приходящаяся на цемент:
87 000 : 497 000 х 94 400 = 16 525 руб.
- сумма ТЗР, приходящаяся на блоки:
290 000 : 497 000 х 94 400 = 55 082 руб.
Операции по приобретению партии строительных материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
- 120 000 руб. - учтены затраты на приобретение кирпича и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
- 22 793 руб. - затраты на доставку кирпича до склада учреждения списаны на увеличение его стоимости;
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
- 142 793 руб. (120 000 + 22 793) - фактическая стоимость кирпича отражена в составе материальных запасов учреждения;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
- 87 000 руб. - учтены затраты на приобретение цемента и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
- 16 525 руб. - затраты на доставку цемента до склада учреждения списаны на увеличение его стоимости;
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
- 103 525 руб. (87 000 + 16 525) - фактическая стоимость цемента отражена в составе материальных запасов учреждения;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
- 290 000 руб. - учтены затраты на приобретение блоков и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
- 55 082 руб. - затраты на доставку блоков до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости;
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
- 345 082 руб. (290 000 + 55 082) - фактическая стоимость блоков отражена в составе материальных запасов учреждения.
При оплате материалов и расходов на их доставку в учете учреждения будут сделаны записи:
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
- 497 000 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
- 94 400 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе за доставку материалов до склада учреждения.
Если учреждение проводит централизованные закупки материалов, то транспортно-заготовительные расходы могут учитываться в составе текущих расходов и относиться на финансовый результат учреждения*(2). Подобная норма закрепляется в качестве элемента учетной политики учреждения. Данные правила относят и к организациям, которые заняты в торговой (производственной) деятельности.
Пример
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС - 360 000 руб.). Расходы по доставке материалов до склада равны 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).
Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов. Забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 302 34 730
- 2 360 000 руб. - учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
2 360 000 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222...) Кредит 4 302 22 730
- 59 000 руб. - затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения;
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
- 59 000 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 102 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция)
*(2) п. 103 Инструкции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.