Новая книга учета доходов и расходов
Минфин России утвердил новую форму книги учета доходов и расходов*(1). Применять ее компании на УСН должны, начиная с 1 января 2013 года. При этом заверять книгу в налоговой инспекции больше не придется. Однако это послабление касается только новой формы.
Приказом N 135н утверждена не только привычная форма книги учета доходов и расходов для "упрощенцев" (далее - КУДиР), но и книга учета доходов для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Прежде всего, обратим внимание на момент, с которого должны применяться новые формы. В тексте приказа N 135н сказано, что он вступает в силу по истечении месяца со дня официального опубликования. С учетом указанного, документ становился актуальным только с конца января 2013 года. Однако согласно информационному сообщению от 29 декабря 2012 года новые формы подлежат применению уже с 1 января 2013 года.
Старый порядок *(2) предписывал по окончании налогового периода заверять в инспекции книгу, которая велась в течение года в электронном виде. В новых правилах такого требования нет. А значит, заверять в инспекции книгу больше не придется. Однако это правило действует только в отношении нового бланка. Поэтому КУДиР за 2012 год нужно по-прежнему представить инспекторам для заверения.
Это изменение касается всех "упрощенцев". Остальные поправки будут интересны компаниям с объектом "доходы".
Поправки в Разделе I
В этом разделе фирмы на УСН указывают полученные доходы и произведенные расходы. При этом затраты "упрощенцы" с объектом "доходы" могли отражать по своему усмотрению. Право выбора сохраняется и теперь. Однако в новых правилах четко прописаны расходы, которые подлежат отражению в книге в обязательном порядке (разумеется, если таковые имели место). Это фактически произведенные расходы:
- предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработным гражданам, открывшим свое дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства за счет средств бюджета;
- за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства*(3).
Напомним, что компании, получающие субсидии на содействие самозанятости безработных граждан, учитывают их в составе доходов в течение трех налоговый периодов с одновременным отнесением этих сумм в расходы в пределах затрат, которые были фактически произведены на указанные цели. Если по окончании третьего налогового периода у компании останутся неизрасходованные (неучтенные) суммы, их она должна в полном объеме отразить в составе доходов этого периода.
Средства субсидий в поддержку предпринимательства отражают в составе доходов пропорционально расходам, фактически произведенным за счет этого источника. Максимальный срок, отведенный для такого учета - два налоговых периода с даты получения субсидии. Если по окончании этого срока сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов, разницу между указанными суммами в полном объеме отражают в составе доходов этого периода.
Новый раздел IV
В этом разделе компании на УСН с объектом "доходы" будут отдельно отражать расходы в виде уплаченных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности. Порядок учета данных затрат установлен пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса. Данная норма скорректировала правила уменьшения единого налога при УСН на указанные расходы. Рассмотрим, в чем суть изменений и как в связи с этим следует заполнять раздел IV книги.
Начнем с больничных. Здесь три нововведения. Во-первых, теперь пособия по болезни вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, сумму единого налога не уменьшают. Соответственно, отражать их в разделе IV компании не должны. Во-вторых, в кодексе четко прописали, что учитывать нужно только сумму пособия за те дни нетрудоспособности, которые были оплачены за счет работодателя и число которых установлено законодательством. Другими словами, это первые три дня болезни, оплату которых работодатель берет на себя*(4). В-третьих, уменьшить единый налог на сумму больничного можно только в части, не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми компаниями. В данном случае речь также идет о первых трех днях болезни, оплаченных работодателем.
Что касается страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС, то здесь отметим следующее. Ранее был спорным вопрос по поводу уменьшения единого налога на суммы взносов, начисленных за один отчетный (расчетный) период, а уплаченных уже в следующем. Например, взносы с декабрьской зарплаты, перечисленные в фонды в январе. ФНС России настаивала, что налог (авансовый платеж) за период уменьшается на взносы, исчисленные за этот же период. Перечислены они могут быть уже и в следующем периоде*(5). При этом финансовое ведомство, напротив, ставило во главу угла именно факт уплаты взносов. То есть, независимо от того, за какой период начислены взносы, уменьшить авансовый платеж за период можно только на те из них, которые были перечислены в этом периоде*(6). Именно эта позиция теперь и закреплена законодательно. Это вполне соответствует действительности, ведь компании на УСН ведут учет доходов и расходов кассовым методом. Следовательно, решающим фактором должен быть именно момент фактической уплаты взносов, а не период, за который они начислены.
Кроме того, теперь налог можно уменьшить и на платежи по договорам добровольного личного страхования, которые были заключены со страховыми компаниями в пользу работников. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- у страховой компании есть лицензия;
- выплаты производятся в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
- сумма выплат не превышает определяемого в соответствии с законодательством размера больничного пособия за дни, оплачиваемые работодателем.
Е. Тарасова,
заместитель главного редактора
Экспертиза статьи:
С. Пахалуева,
ведущий советник отдела
специальных налоговых режимов Минфина России
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее - приказ N 135н)
*(2) п. 1.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов при УСН, утв. приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н
*(3) п. 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов при УСН, утв. приказом N 135н (далее - Порядок)
*(4) п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ
*(5) письма ФНС России от 12.05.2010 N ШС-17-3/210, УФНС России по г. Москве от 28.02.2011 N 16-15/018192@
*(6) письма Минфина России от 09.09.2011 N 03-11-06/2/126, от 22.08.2011 N 03-11-11/215, от 14.03.2011 N 03-11-06/2/94
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.