Согласно государственным гарантиям круглые сироты должны быть обеспечены жильём по достижении возраста 18 лет. Однако сироте, достигшему совершеннолетия, жилье предоставлено не было, что послужило причиной для обращения в суд. Согласно решению суда Администрация г. Прокопьевска Кемеровской области обязана предоставить сироте благоустроенное жилое помещение площадью не менее 18 кв. м. По данному судебному решению возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, Администрация г. Прокопьевска ссылается на отсутствие свободных жилых помещений и денежных средств. Тем не менее вместо жилого помещения взыскателю предложена денежная компенсация из расчета стоимости 1 кв. м общей жилой площади в размере 24 400 руб. Итоговой суммы компенсации явно недостаточно для приобретения какого-либо жилого помещения.
Правомерен ли такой порядок расчета денежной компенсации? Имеет ли право в данной ситуации сирота самостоятельно выбрать жилое помещение на вторичном рынке жилья для дальнейшего ее выкупа Администрацией г. Прокопьевска Кемеровской области? В случае если по решению суда жилое помещение все же будет предоставлено, возможна ли его приватизация с учетом того, что срок приватизации установлен до 1 марта 2013 года?
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 15-ФЗ) статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), посвященная праву указанных категорий граждан на жилище, изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Поскольку в рассматриваемой ситуации лицо из числа детей-сирот реализовало принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями (обратилось в суд с соответствующим иском) до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, мы полагаем, что правоотношения по предоставлению данному гражданину жилого помещения на основании вступившего в законную силу решения суда должны регулироваться нормами Закона N 159-ФЗ в редакции до 1 января 2013 г. (ч. 2 ст. 4 Закона N 15-ФЗ).
Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ в редакции до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом жилые помещения предоставляются указанным категориям граждан по договору социального найма (смотрите п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции до 1 января 2013 г.).
Отметим, что согласно ст. 5 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Решение вопросов социальной поддержки данной категории граждан в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно. К примеру, в Кемеровской области вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями регулируются Законом от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 67-ОЗ).*(1)
Однако ни Закон N 159-ФЗ, ни Закон N 67-ОЗ (а равно законодательство иных субъектов Российской Федерации) не предусматривают возможности выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежной компенсации взамен жилого помещения. В этой связи обратите внимание на судебную практику, например: решение Яйского районного суда Кемеровской области (http://www.gcourts.ru/case/2228844), решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 17 января 2011 г. по делу N 2-448/2010 (http://www.gcourts.ru/case/1548306).
Тем не менее в настоящее время в судебной практике распространен подход, согласно которому при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебных постановлений об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок исполнения решения, возложив на органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность по выплате сироте денежной компенсации вместо предоставления жилого помещения в натуре. В этой связи обратите внимание на судебную практику, например: определения Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда (http://rospravosudie.com/act-izmenyaya-sposob-ispolneniya-resheniya-suda -sud-isxodil-iz-stoimosti-odnogo-kvadratnogo-metra-zhilya-otvechayushhego -sanitarnym-i-texnicheskim-trebovaniyam-v-to-vremya-kak-resheniem-suda-ot vetchik-byl-s; http://rospravosudie.com/act-o-predostavlenii-zhilogo-pomeshheniya-tolsto brov-aleksandr-anatolevich-man-za-olga-viktorovna-10-09-2011-drugie-zhili shhnye-spory-s; http://rospravosudie.com/act-predostavlenie-zhilogo-pomeshheniya-litvince va-inga-viktorovna-pichuev-vladimir-valerevich-kozhina-elena-aleksandrovn a-litvinceva-inga-viktorovna-ivanec-svetlana-vladimirovna-17-12-2010-drug ie-zhilish-s), определение Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 5 марта 2012 г. по делу N 33-342А (http://www.gcourts.ru/case/8435227), определение Пермского краевого суда от 19 декабря 2011 г. по делу N 33-13154, п. 8 Обобщения судебной практики по рассмотрению судами Самарской области в 2011 году и в первом полугодии 2012 года дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью. Удовлетворяя такие заявления, суды исходят из того, что замена одного вида исполнения другим находится в интересах как лиц, чьи права на внеочередное получение жилого помещения нарушаются длительное время, так и органов власти субъекта Российской Федерации, не обладающих необходимым жилищным фондом; взыскание денежной компенсации будет способствовать обеспечению реального выполнения судебного решения.
Заявления об изменении способа и порядка исполнения решения в соответствии со ст. 434 ГПК РФ рассматриваются судом, рассмотревшим дело, или судом по месту исполнения судебного постановления в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ. Отметим, что исчерпывающего перечня обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, не существует. В качестве таковых по обстоятельствам конкретного дела могут выступать болезнь должника или членов его семьи, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие, изменение условий жизни, переезд на другое место жительства и другие заслуживающие внимания обстоятельства. Оценку того, являются ли те или иные обстоятельства затрудняющими исполнение решения, может дать только суд при рассмотрении конкретного дела. Отметим, что в отдельных случаях суды не признают факт длительного неисполнения решения об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ввиду отсутствия свободного жилья обстоятельством, затрудняющим исполнение судебных постановлений, в связи с чем отказывают в изменении способа и порядка исполнения решения путем выплаты денежной компенсации. В этой связи смотрите, к примеру, определение Пермского краевого суда от 5 октября 2011 г. по делу N 33-9889.
Анализ приведенной судебной практики показывает, что при расчете суммы денежной компенсации суды в основном исходят из стоимости 1 кв. м жилья в соответствующем регионе. При этом, поскольку жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть благоустроенным, необходимо учитывать не просто нормативную стоимость 1 кв. м в соответствующем субъекте Российской Федерации, а рыночную стоимость 1 кв. м благоустроенного жилого помещения в том регионе, где оно должно быть предоставлено. Соответствующая стоимость должна быть подтверждена достоверными доказательствами. Оценку подобных доказательств может дать только суд при рассмотрении конкретного дела.
Указанная в вопросе стоимость 1 кв. м жилья - 24 400 руб. по г. Прокопьевску была установлена постановлением Администрации г. Прокопьевска Кемеровской области от 17 октября 2012 г. N 83-п "Об утверждении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья" (http://www.garant.ru/hotlaw/kemerovo/428070/#review) в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на IV квартал 2012 г., то есть для иных целей, нежели определение размера денежной компенсации за жилье, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поэтому, на наш взгляд, подобная стоимость не может быть принята во внимание в рассматриваемой ситуации.
Также отметим, что определение порядка распределения и использования бюджетных средств относится к исключительной компетенции законодательных и исполнительных органов власти. Поэтому суды отклоняют требования о возложении на орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечить финансирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи смотрите, например, решение Чернушинского районного суда Пермского края от 9 июня 2011 г. по делу N 2-682/2011 (http://www.gcourts.ru/case/1145963). На этом основании мы полагаем, что лицо из числа детей-сирот не наделено правом самостоятельно выбрать жилое помещение на вторичном рынке жилья и требовать ее выкупа органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Таким образом, предоставленное на условиях социального найма лицу из числа детей-сирот жилое помещение может быть в дальнейшем им приватизировано в соответствии с законодательством. Однако в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" срок приватизации установлен до 1 марта 2013 г. Поэтому если до названной даты лицо из числа детей-сирот не успеет обратиться с заявлением о приватизации занимаемого им по договору социального найма жилого помещения (независимо от причин, приведших к невозможности такого обращения, в том числе независимо от длительного непредоставления жилья органом власти субъекта Российской Федерации), то приватизация окажется невозможной. В то же время отметим, что срок приватизации может быть продлен до 1 марта 2018 г.: соответствующий законопроект внесен группой депутатов в Государственную Думу Российской Федерации (http://www.garant.ru/news/443757/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
22 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Названным законом установлено, что жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно на условиях договора социального найма в соответствии с ЖК РФ по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"