Больше никаких тайн!
Замруководителя ФНС Даниил Егоров рассказал о том, что Службой рассматривается возможность отмены налоговой тайны. Однако эксперты уверены, что в условиях Российской действительности это приведет исключительно к негативным последствиям. Свое мнение на этот счет высказали и посетители сайта Raschet.ru.
Повод для обсуждения
В рамках обсуждения развития налогового администрирования заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров заявил о необходимости добиться большей прозрачности во взаимоотношениях с компаниями.
По мнению чиновника, для этого нужно наложить запрет на использование в работе разъяснений налоговых служб, не одобренных Минфином. Также требуется обнародовать документы с грифом "для служебного пользования", например, это может касаться критериев оценки отчетов. Другой мерой должна стать отмена налоговой тайны со всех деклараций, и причиной тому служит большое количество запросов пользователей сайта ФНС к сервису "Проверь своего контрагента".
Скорее вредно
Екатерина Шестакова, эксперт Аудиторской фирмы БИЗНЕС-СТУДИО:
Сейчас проверка партнеров в соответствующем разделе сайта ФНС не рассматривается арбитрами в качестве весомого доказательства благонадежности. Соответственно, и судебная практика с привлечением такого аргумента складывается неоднозначная.
В качестве примера решения арбитров в пользу налогоплательщика можно назвать Постановление ФАС Московского округа от 31 января 2011 года N КА-А41/17798-10 по делу N А41-620/10. Но есть и отрицательные заключения судей, таковым является Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 года по делу N А68-10089/2009.
Таким образом, с отменой налоговой тайны фирма не будет застрахована ни от нечестных контрагентов, ни от соответствующих претензий налоговой инспекции.
Помимо отсутствия пользы, организациям может быть причинен и ощутимый вред. Например, когда фирма подает документы на тендер. Посмотрев сведения о ней, заказчик отклонит заявку только на основании того, что по итогам года у нее образовались убытки. Но ведь это может быть связано с объективными причинами: покупкой оборудования или основных средств для развития бизнеса. Но потенциальный клиент сочтет, что фирма не сможет выполнить заказ в связи с тем, что ее деятельность не приносит дохода.
Возможна и другая ситуация: данными о фирмах с нестабильным финансовым положением могут воспользоваться недобросовестные компании для рейдерского захвата.
Кроме того, инициатива чиновников станет хорошим подспорьем и для других противоправных действий, например, подкупе акционеров, подделке документов, смене руководства.
Пусть сначала разберутся
Наталья Скворцова, индивидуальный предприниматель:
Конечно, данная инициатива не сделает отношения между налоговой и предпринимателями более открытыми, но и говорить о тотальном контроле, как в случае с банковской тайной, здесь явно не приходится. Эта информация и без того находится в распоряжении чиновников.
Я бы на месте налоговиков, действительно сосредоточила усилия на упорядочивании налогового законодательства, тем более что у них уже есть хороший задел в этой области, они регулярно публикуют ответы на наиболее распространенные вопросы пользователей, выпускают методички. Конечно не все их действия согласованы с Минфином, но мне кажется, это уже их внутренние дела, из-за которых предприниматели страдать не должны.
С другой стороны, раскрытие такой информации способно нанести урон бизнесу. Не надо забывать о том, что бухгалтер - это не робот, он может неправильно истолковать налоговую норму и сдать ошибочный отчет. Получается, что из-за стремления ФНС к публичности, об ошибках узнают все, да еще решат, что это было сделано осознанно. Что в этом хорошего?
Но совсем другое дело, предавать огласке обстоятельства нарушений, злонамеренность которых установлена судом. Когда компания находится в таком списке, это является хорошим сигналом опасности для контрагентов. Информацию об этом можно найти на том же сайте налоговиков и в интернете, где регулярно появляются решения арбитражных судей. Зачем же еще вываливать на пользователей сервисов ФНС кучу бесполезной информации, которая по большому счету, им совершенно не нужна? Не стоит пытаться повысить эффективность собственной работы за чужой счет.
Где логика?
Иван Кузьмин, финансовый директор:
Стоит начать с того, что в отношении налоговой тайны у нас и так полная неразбериха. С одной стороны, сведения о компании не подлежат разглашению (статья 32, 102, 313 НК). С другой - из этого правила уже есть исключения, закон допускает с согласия фирмы предавать гласности информацию о нарушениях законодательства о налогах, сборах и мерах ответственности за них (ст. 102 НК). Открывать данные можно участникам консолидированной группы (статья 32 НК). За передачу всех остальных сведений закон предусматривает солидное наказание, особенно для должностных лиц, крупные штрафы, принудительные работы и лишение свободы сроком до семи лет (статья 183 УК). Кстати, особенно строгое наказание Уголовный Кодекс устанавливает для лиц, чьи действия повлекли тяжкие последствия для фирмы.
Так что должно было произойти, чтобы серьезное преступление вдруг перестало быть таковым? Большое количество запросов на сайте ФНС? Мне представляется это недостаточно веской причиной.
В принципе, чиновники имеют право сообщать о недобросовестных организациях, которые понесли наказание. Ну и пусть публикуют их списки у себя на сайте. Зная реквизиты потенциального контрагента, его легко там найти, и потом уже принять решение, стоит ли иметь с таким партнером дело или лучше поостеречься.
Нет дыма без огня
Александр Веретянников, начальник финансового департамента:
Публикация в открытом доступе сведений о компаниях-должниках будет полезна для крупного бизнеса. Например, когда наше предприятие хотело закупить дорогостоящее оборудование через фирму-импортера, мне пришлось по крупицам собирать информацию о ней в интернете. Я узнал, что она уже четыре месяца не платит налогов и, похоже, находится на грани банкротства.
Переведи я предоплату, как просил поставщик, своих денег и товара я, скорее всего, уже не увидел бы: у них просто не хватило бы средств оплатить технику. А вот находись такие сведения в открытом доступе, я мог бы сосредоточится на работе и не тратить время на поиск данных.
Для небольших предприятий, которые работают с проверенными партнерами, отмена налоговой тайны конечно будет неактуальна. Зато такая мера может принести пользу розничным торговцам с крупными оборотами, где постоянно меняются контрагенты. Ведь по разным причинам у одного из них может возникнуть необходимость в отсрочке платежа. Поставщик посмотрит историю, увидит, что у покупателя хорошая репутация, и пойдет тому навстречу.
В общем, я думаю, сервис, который хотят создать налоговики, окажется очень востребованным. В пользу этого говорят и запросы к разделу "Проверь контрагента", и тот факт, что даже небольшие компании в последнее время стали выкладывать на своих сайтах-"визитках" списки недобросовестных партнеров, с которыми им пришлось столкнуться. Довольно действенная практика, кстати: на задолженность по налогам еще можно посмотреть сквозь пальцы, а вот на обман партнеров - нет. Честным компаниям не стоит бояться этих нововведений.
Эффект неопределен
Нина Фомина, главный бухгалтер:
Мне кажется, сегодня интернет предоставляет достаточное количество возможностей найти информацию о любой организации. Наводить справки можно не только на портале налоговиков, но и на сайте Минфина, где есть сведения о виде предпринимательской деятельности и даже капитале фирмы. Полученных данных вполне достаточно, чтобы получить представление о потенциальном клиенте или партнере. Когда небольшая фирма хочет купить огромную партию товара, никак не связанного с профилем своей деятельности, понятно, что денег поставщик может и не дождаться. А если кто-то решит, что этого недостаточно, пусть обратится в специальную компанию, которая занимается проверкой контрагентов.
С другой стороны, как в нашей стране могут делаться дела? Сегодня у фирмы долг и она банкротится, а завтра ее руководитель создает новую. Причем регистрирует ее на тещу, и в данных реестра будет значиться совсем другое лицо. Без специального расследования отследить связь между ними совершенно невозможно. Получается, что долгов у новой компании нет, и репутация не запятнанная, а руководитель ее - самый настоящий аферист.
Вот, кстати, хорошая идея: вести работу в этом направлении и публиковать на сайте ФНС списки учредителей компаний, которые систематически банкротятся, но с завидным упорством создают новый бизнес. Забавно и поучительно будет посмотреть на генеалогические древа таких деятелей. В этом случае инициативы налоговиков, наконец, возымеют дисциплинарный эффект. А в том виде, в котором они хотят это сделать, данная мера нанесет вред не столько мошенникам, сколько честным компаниям, испытывающим временные трудности.
Страшно подумать
Алла Громова, индивидуальный предприниматель:
Обнародование налоговых деклараций неминуемо приведет к отмене коммерческой тайны. Ведь любой бухгалтер может косвенно извлечь из суммы НДС размеры дохода, из налога на прибыль - себестоимости активов, а из внеоборотных активов - сведения о новых технологиях, внедряемых на предприятии. А если эти данные попадут в руки конкурентов, или паче того - мошенников? Лично мне даже страшно подумать, на что способны злоумышленники, получи они в свое распоряжение такую информацию о компании.
Кроме того, эти данные станут готовым пособием для аферистов, которым будет очень легко подобрать среди преуспевающих фирм мишень для удара. Или другой пример: кто-то может обладать информацией о реальной прибыли компании и обнаружить через вновь созданный сервис, что декларирует она совсем иные суммы. Что за блестящая возможность для шантажа!
Я считаю, что отмена налоговой тайны будет полезна только мошенникам, и, пожалуй, самим налоговикам, которым теперь не придется отвечать на запросы фирм и своих коллег из ФНС другого района, а просто направить их в нужный раздел сайта.
Последний оплот
Ирина Гутенко, юрист:
Мы живем во времена, когда понятие тайны становится все более номинальным. В принципе нет ничего удивительного в том, дело дошло и до снятия режима секретности с бухгалтерских данных. Собственно, юридические лица уже сейчас обязаны раскрывать множество разнообразных сведений о своей деятельности. Кроме того, любой может получить основную правоустанавливающую информацию об организации - достаточно заказать в налоговой выписку из ЕГРЮЛ.
Права фирм в отношении последнего оплота конфиденциальности - сведений о финансовом состоянии - прямо конституцией не предусмотрены. Они не являются чем-то незыблемым, как например, права и свободы граждан. А это значит, что по воле наших законодателей подобные изменения будут происходить беспрепятственно, достаточно поменять соответствующие статьи налогового и уголовного кодексов.
Другой вопрос, противоречит ли это деловой этике? Безусловно, да. Попробуйте задать кому-нибудь вопрос: "Сколько денег в вашем кошельке?" И вы будете как минимум неправильно поняты. Спрашивать о заработке не принято, а добровольно сообщать о своих доходах неограниченному кругу лиц - немыслимо и неразумно. Ведь помимо контрагентов, желающих удостовериться в вашей порядочности и благонадежности, информация может попасть в руки людей недобросовестных.
На мой взгляд, отмена налоговой тайны приведет совсем не к тому результату, на который рассчитывают инспекторы. Не стоит забывать, что юридические лица, в конечном итоге, представлены живыми людьми, которые не привыкли выставлять свой "кошелек" на всеобщее обозрение. Думаю, что из-за этого они пуще прежнего начнут изворачиваться и скрывать свои доходы.
Что касается вывода о недоверии фирм к своим партнерам, сделанного из количества запросов в разделе "Проверь контрагента", то он также представляется мне надуманным. Если в стране растет число поисковых запросов на сайты с запретным наполнением, это еще не значит, что их нужно узаконить и поместить в открытый доступ.
Д. Егоров,
заместитель руководителя ФНС
"Расчет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru