Глобализация борьбы
Опубликовано распоряжение Правительства от 3 декабря 2012 года N 2250-р. Документом утверждается план мероприятий по совершенствованию системы по борьбе с уклонистами от налогов. Что собой представляет бумага, и как реализация изложенных в ней принципов может повлиять на работу компаний, проанализировала Анна Королева.
Повысить эффективность
Согласно справке к распоряжению от 3 декабря 2012 г. N 2250-р, документом утверждается план мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Другими словами, Правительство подготовило документ, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс, и некоторые другие федеральные законы.
В бумаге речь идет об определении порядка взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам), образовавшейся после принятия фирмой решения о своей ликвидации; определяются понятия "налоговый резидент-организация", "фактический получатель дохода", а также устанавливается порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.
В документе перечислены основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц и приостановления операций по счетам компаний в банке; права инспекторов при проведении процедуры камеральной проверки; порядок применения и технического обслуживания ККТ; нормы уголовной ответственности за преступления, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем; а также за нарушение законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.
Реализация всех этих пунктов позволит повысить эффективность борьбы ведомств с фирмами, уклоняющимися от уплаты налогов.
Что меняется
Изменения затрагивают целый ряд нормативно-правовых актов. В частности, другим станет порядок контроля чиновниками работы банков. Предполагается, что между ревизорами и кредитными организациями будет налажен более тесный информационный обмен. Налоговые органы также получат право истребовать документы, касающиеся деятельности лиц, при посредничестве которых проверяемыми фирмами совершаются сделки по реализации товаров или выполнению услуг. Кроме этого, государство четко пропишет наказание, которое будет грозить компаниям, работающим с "однодневками".
Власти считают необходимым введение возможности приостановления операций по счетам в случае отсутствия организации по месту ее нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. В планах также совершенствование процедуры камеральной проверки ряда налоговых деклараций.
Может ужесточиться и ответственность лиц, решения которых привели к возникновению задолженности фирмы по выплатам в бюджет, а также быть усилена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. "В прицел" попадают и законодательные акты, касающиеся противодействия избежанию налогообложения с использованием "оффшорных" юрисдикций.
Борьба в разгаре
Сейчас права налоговых органов зафиксированы в статье 31 НК РФ. "Инспекторы имеют право проводить проверки, приостанавливать операции по счетам, производить выемку документов, взыскивать с организаций недоимки, - напоминает Сергей Варламов, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России. - Прав у налоговых органов достаточно. Однако не все они коррелируют с обязанностями предприятий. Например, инспекция имеет право на основании письменного уведомления вызывать представителя компании для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Однако последний вовсе не должен являться по вызову на основании письменного уведомления, поскольку такой обязанности нет в статье 23 НК РФ".
"Вообще же практически все 12 пунктов плана мероприятий направлены на борьбу с теми, кто уклоняется от уплаты налогов, - говорит Дмитрий Липатов, партнер компании "Налоговик". - Но это только на первый взгляд, потому как правительственные силы упорно не хотят создавать благоприятную среду для предпринимателей. А ведь они при достойных условиях для деятельности будут играть на стороне государства и сами добросовестно наполнят казну страны. Тем временем госаппарат продолжает бороться с "однодневками", пытается навязать бизнесу свое мнение о фиктивности и целесообразности той или иной операции, требует полной подотчетности при осуществлении хозяйственной деятельности. Под "колпаком" фискалов оказываются все без исключения, хотя борьба направлена именно против уклонистов".
Новшеством является создание и популяризация через интернет-базы компаний, которые в течение двух месяцев не исполнили требование об уплате налогов и сборов. Вероятно, это будет "доска позора", на которую рискует попасть любой предприниматель, испытывающий временные финансовые трудности. Банковская тайна отныне приоткроет завесу перед чиновниками. Они смогут не только проводить выездные проверки кредитных организаций по поводу своевременности перечисления клиентских сумм налогов в бюджет, но и подробно знакомиться со всеми операциями любых клиентов.
Судьба однодневки
"Если коснуться лишь некоторых пунктов плана, то можно сразу увидеть ряд "интересных" моментов, - отмечает Дмитрий Липатов. - Так, сегодня любая компания, которая имеет среди своих контрагентов фирму с признаками "однодневки", при проверке получает большую головную боль в виде доначислений налога на прибыль и НДС по тем расходам и покупкам, которые инспектор посчитает произведенными "в целях получения налоговой выгоды". При этом законодательство РФ определения "однодневки" не содержит, предприниматель имеет законное право самостоятельно выбирать контрагентов, а налоговый орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов". Это означает, что ни один бизнесмен не застрахован от того, что чиновники не уличат его в связях с "однодневками".
После реализации пункта 5 Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования доначисления для заподозренных в "порочных" связях компаний станут законными. Иными словами, государство переложит налоговую ответственность за "фирмы-однодневки" (которые, по сути, и являются налоговыми уклонистами) на плечи их честных контрагентов. Фискальные органы уже сегодня на основе свидетельских показаний фиктивных директоров привлекают фирмы к налоговой ответственности, вместо того, чтобы наказывать лжедиректоров за создание лжефирм.
"И хотя от введения новых законов, - говорит Сергей Варламов, - в правовом поле ничего не изменится, бизнес не станет упускать возможность снизить себе налоговую нагрузку до тех пор, пока она не окажется посильной именно ему". Само существование фирм-"однодневок" может провоцировать желание включать их в цепочку хозяйственных связей. Более того, фирма-"прокладка" может оказаться среди контрагентов добросовестного налогоплательщика по воле судьбы. Точно также посредническая сделка, заключенная исходя из коммерческой целесообразности, привлечет более пристальное внимание налоговых органов, хотя сама по себе не является запрещенной. Бизнес придется вести более осторожно, оценивая не только предпринимательские и хозяйственные, но и налоговые риски при осуществлении тех или иных операций.
"Естественно, - считает эксперт, - тотальный налоговый контроль - не та мера, с помощью которой можно побудить организации честно платить взносы. Все пункты плана, направленного на борьбу с неплательщиками, расширяют полномочия чиновников и усиливают ответственность фирм. Вполне закономерно говорить о том, что законодательные декабрьские новации не упростят жизнь бизнесу".
Попытка - не пытка
"Так или иначе, но, - уверен д.ю.н., заслуженный юрист России Иван Соловьев, - можно только поприветствовать первую системную попытку выработать комплекс мер нормативно-правового характера в сфере налогового администрирования. Предложение может напрямую повлиять на состояние налоговой дисциплины и сократить возможности для уклонения от уплаты взносов". При заявленных совсем недавно оптимистичных цифрах роста поступлений в консолидированный бюджет в 2012 году на 14 процентов, по сравнению с прошлым годом, что еще к тому же на 9 процентов опередило инфляцию, остается впечатление, что законопослушность наших предпринимателей хотя бы в сопоставимых величинах, к сожалению, не выросла.
Такой вывод можно сделать из целого ряда примеров, но привести можно один, когда был проведен анализ уплаты социальных налогов, то получилось, что из 87 млн. трудоспособного населения деньги в бюджет платят только 48 млн., это о чем-то да говорит. "Появление некой "дорожной карты", считает эксперт, по противодействию уклонению от уплаты налогов, предусматривающей минимальное уголовно-правовое и правоохранительное воздействие (что так пугает предпринимателей), не выглядит неожиданным или выпадающим из общей государственной политики в данной сфере".
Если же говорить более конкретно, то актуальными, по мнению Ивана Соловьева, являются практически все пункты плана, начиная от контроля за исполнением налоговых платежей, до противодействия уклонению от уплаты взносов с помощью оффшорных схем (к слову страны Евросоюза всерьез озаботились данной проблемой - недавно Еврокомиссия предложила целый пакет мер в этой области).
Нужно так же отметить, что возлагавшиеся надежды на новые статьи УК РФ, установившие уголовную ответственность за регистрацию "фирм-однодневок", себя не оправдали. Принятые конструкции не обеспечили возможность полноценного правоприменения.
"Есть надежда, что в рамках заявленного проекта по усилению ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем, удастся реализовать рекомендации ФАТФ, выданные в феврале прошлого года о включении налоговых преступлений в числе предикатных (предшествующих) к отмыванию денег, - говорит Иван Соловьев. - Я думаю, многие согласятся с тем, что одними небезупречными уголовными диспозициями многолетнюю проблему нежелания платить налоги решить сложно. Нужны выверенные точечные нормативные решения в различных отраслях права (особенно с учетом обещаний не повышать сборы в течение ближайших шести лет и не трясти налоговую систему, особенно в период кризиса)". Частью такой работы может стать утвержденный правительственный план.
А. Королева
"Расчет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru