Финансы должны вернуться к обслуживанию реальной экономики
Проект "Трансевразийский пояс RAZVITIE" мне представляется интересным и чрезвычайно амбициозным, что исключительно важно, поскольку сегодня настал тот момент, когда нужно иметь амбиции и мыслить глобально. Он органично вписывается в рамки стратегии укрепления сотрудничества и взаимодействия между Европой, с одной стороны, и бурно развивающимися экономиками Азии - с другой, предлагая по-новому оценить территории, являющиеся "связующим звеном" между этими двумя частями света.
Второй важный момент: проект дает возможность приступить к масштабной "обкатке" модели развития, которая, в отличие от действующей, делает упор во взаимодействии между экономиками и обществами на оценку и использование материальных аспектов, затрагивающих реальную экономику. Такой подход несет в себе колоссальный потенциал обмена знаниями в области технологических исследований, а также позволяет применить в реальных условиях интегрированные финансовые решения, способные принести пользу экономическим системам, которые значительно различаются между собой.
Следует особо отметить, что, помимо крупных инвестиций в реальный сектор, создающих значительные преимущества для регионов и общества в целом (в виде развития городов, создания логистических узлов и т.д.), проект призван вовлечь и придать развитие регионам, которые в противном случае остались бы в стороне от международных торговых путей. Возможность интегрировать области и экономики с различным уровнем развития технологий и потенциалом роста составляет, на мой взгляд, одну из наиболее важных характеристик и заметное достоинство проекта.
Как известно, в 2011 году рост экономики в азиатских странах составил в среднем 4,3% (в России - почти 5%, в Китае - более 10%), в то время как в развитых экономиках цифры намного ниже: ЕС - 1,1%, Великобритания - 1,3%, США - 1,8%. Существенно различие и в уровне задолженности. В Центральной Европе среднее соотношение задолженности к ВВП в 2011 году составило 46%, в России - 10%, в Китае - 26%, в странах еврозоны в среднем - 88% , в Соединенном Королевстве - 98%, а в США - 103%.
Зато ВВП на душу населения в странах Восточно-Азиатского региона гораздо ниже, чем в развитых экономиках, и это - огромный неиспользованный потенциал развития. Закономерно, что доля азиатских и восточноевропейских стран в мировой экономике быстро увеличивается. Если в 1970 году она составляла около 23% от мирового ВВП, то в 2010-м выросла до 35%, в то время как доля развитых экономик снизилась с 61 до 47%. В долгосрочных прогнозах на 2050 год на долю восточноевропейских стран и развивающихся азиатских экономик приходится уже 55% от мирового ВВП. Особенно если учесть, что экономики этих стран характеризуются высоким уровнем сбережений, а также интенсивной динамикой новых инвестиций. Их объем в эту зону в 2011 году составил 49% от общего уровня мировых инвестиций.
Таким образом, речь в проекте идет о создании взаимоувязанных инфраструктур, которые могли бы задействовать нетрадиционные формы сотрудничества и взаимообмена между территориями, обладающими большим потенциалом и различиями в уровне их развития, что открывает огромные возможности для их роста, выравнивания уровня развития и благосостояния. При этом предусматривается приоритетность инвестиций в наиболее важные области, необходимые для будущего всего человечества: начиная от энергетики и транспорта - до логистического снабжения, управления водными ресурсами, исследования и развития технологий, а также распространения инноваций. В этом особая значимость и достоинства проекта. Но здесь же коренятся и очень трудные задачи, которые предстоит решить.
Очевидно, что проект такого уровня требует четкого распределения целей на наднациональном уровне, решений и политической воли, которым совместно должны следовать разные страны, их правительства и экономики. В связи с этим во главу угла неизбежно встанет задача финансирования. И не только потому, что для эффективного использования инвестиций необходимо будет задействовать системы, которые существенно различаются с точки зрения их финансовой структуры, нормативно-регулирующей и правовой базы. Такие инвестиции в обязательном порядке должны включать как государственные ресурсы, так и частные. Для этого странам Западной Европы необходимо преодолеть препятствие, связанное с долгосрочной политикой "налогово-бюджетной консолидации" - обязательством, которое они взяли на себя перед частным капиталом. А частный капитал, естественно, должен, прежде всего, увидеть в проекте уровень прибыли и гарантированную доходность от подобного рода инвестиций.
И все же я полагаю, что амбициозность и грандиозность проекта может стать толчком для смены устоявшейся парадигмы развития. Кризис, длящийся гораздо дольше, чем все мы ожидали, подталкивает нас к реализации этого проекта. Становится все более очевидным, что преодолеть кризис невозможно без потрясений и переосмысления самой модели развития, без пересмотра качества и методов работы финансовой структуры капиталистической системы, установившихся в странах с развитой экономикой в минувшие десятилетия.
Модель развития, основанная на глобализированной финансовой системе, которая задумывалась как инструмент, создающий благосостояние и богатства для всех или некоторых стран, на самом деле бьет по самым слабым и незащищенным. Уровень восприятия риска и недобросовестность экономических игроков привели к обману, к разрыву между финансовыми потоками и реальной экономикой - производством товаров и услуг, где, в конечном итоге, и создаются новые богатства, где находится источник роста благосостояния, перераспределения ресурсов и социальной сплоченности общества.
Финансовая деятельность, которая изначально планировалась для создания механизма обдуманного распределения ресурсов и рисков внутри экономической системы, приобрела доминирующую роль и стала самодостаточной, не связанной с производством товаров и услуг, которые должна была бы представлять и обслуживать. Более того, она рассчитана, как правило, на краткосрочный период, что вызвало тенденцию краткосрочного планирования. Предпринятые в кризис попытки противостоять ей, создать определенный регламент и правила зачастую лишь усилили эту тенденцию. А в финансовых системах, основанных на инновационных механизмах, она приобрела повсеместный характер - например, в случае своп-контрактов, а также в спекулятивных действиях, которые увеличили волатильность финансовых рынков и привели к созданию отрицательного проциклического эффекта в реальной экономике.
Традиционный взгляд, основанный на долгосрочном планировании, на принципах сбалансированного умеренного роста и на инвестициях, создающих положительный эффект для экономики и ее субъектов в долгосрочной перспективе, был отставлен в сторону. Сегодня он воспринимается как признак "недостаточного культурного уровня", не позволяющего увидеть все перспективы от применения инноваций и новой финансовой политики. В мире, где миф о быстрой оборачиваемости инвестиций с использованием спекулятивных методов, а также их окупаемости в кратчайшие сроки приобрел главенствующую роль, утрачена стратегическая установка - как на уровне микро-, так и на уровне макроэкономики, как на уровне законодательства, так и на уровне финансов.
Но краткосрочные инвестиции, как известно, не способствуют накоплению богатств и производительности экономической системы в будущем. Совершенно ясно, что нам необходимо вернуться к планированию роста в долгосрочном периоде - с учетом положения в реальном секторе экономики, уровня производства товаров и услуг, уровня благосостояния и обслуживания населения. Для создания сильной и устойчивой системы финансы должны вернуться к своей роли обслуживающего механизма реальной экономики. И с этой точки зрения нам необходимы проекты, нацеленные на долгосрочный продолжительный период, амбициозные проекты, которые могут быть реализованы посредством долгосрочных инвестиций, дающие ценные преимущества обширным регионам нашей планеты, если не всему миру в целом.
Хочу напомнить, что в самом начале кризиса важным решением встречи "Большой двадцатки" в Питсбурге стало признание необходимости устойчивого, продолжительного и сбалансированного роста экономики. Была упомянута также необходимость долгосрочных инвестиций. Однако никто не последовал этим рекомендациям. Напротив, в работе международных регулирующих органов возникла устойчивая тенденция, нацеленная не на обеспечение сбалансированного и умеренного роста экономики, а на серию мер по предотвращению финансового кризиса и на гарантию финансовой стабильности преимущественно проциклического характера, что привело к усилению дисбаланса и действиям, препятствующим экономическому росту.
И все же жизнь берет свое, и в последнее время появились сигналы изменений в верном направлении. На общеевропейском уровне комиссия ЕС начала консультации по теме "Зеленая книга" (Green Paper), в которой должна быть представлена серия предложений по созданию, с одной стороны, нормативно-правовой базы, а с другой - новых механизмов стимулирования и поддержания роста инвестиционного финансирования в долгосрочном периоде.
Россия, председательствующая на встрече "Большой двадцатки", заявила о своей заинтересованности в обсуждении вопроса о долгосрочных инвестициях и методах создания правовой базы, более благоприятной по отношению к долгосрочным инвестициям. Эти темы станут основными на заседании G20 в 2013 году. А председательство России в этой организации может сформировать уникальную возможность для установления стабильного диалога на международном уровне по этой тематике.
Нарастает внимание и понимание необходимости возврата на путь сбалансированного соотношения между финансовыми потоками и реальной экономикой. В связи с этим я полагаю, что, помимо создания регулирующей правовой базы и появления инновационных механизмов, назрела необходимость в реализации таких крупных проектов, как "Трансевразийский пояс RAZVITIE". Их задача - стимулировать новые механизмы международного сотрудничества на основе устойчивого, сбалансированного и продолжительного роста.
Ф. Бассанини,
Президент Casa Depositi e Prestiti,
глава Клуба долгосрочных инвесторов
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1-2, январь-февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"