Гражданка Республики Беларусь работает в организации по трудовому договору, имеет регистрацию сроком на 3 месяца (90 суток), указанный срок истекает. В настоящее время она желает быть поставленной на учет по месту пребывания именно по адресу места нахождения организации-работодателя.
Возможно ли оформление регистрации иностранного гражданина через организацию-работодателя по месту нахождения данной организации? Каков порядок оформления такой регистрации?
Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). В соответствии со ст. 7 Закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006) и ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19.11.2010) граждане Республики Беларусь освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета РФ в течение 30 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации. По истечении этого "льготного" периода граждане Республики Беларусь подлежат учету в общем порядке. Отметим, что данными соглашениями, а также иными международными договорами РФ для граждан Республики Беларусь не исключается общее правило об обязательной постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания.
Как мы поняли из вопроса, у сотрудницы, являющейся гражданкой Республики Беларусь, не имеется ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Следовательно, она в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ считается временно пребывающей в Российской Федерации. Поскольку из вопроса не следует, что гражданка Республики Беларусь относится к категориям, указанным в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, она в обязательном порядке подлежит учету по месту пребывания.
Согласно ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила).
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в частях 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Однако из вопроса не следует, что гражданка Республики Беларусь относится к данным категориям лиц.
При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). А местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По нашему мнению, из совокупности названных положений Закона N 109-ФЗ следует, что каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признается принимающей стороной, на которую возлагается обязанность по самостоятельному направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этой связи смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011 (в передаче дела для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 N ВАС-15166/12: http://kad.arbitr.ru/Card/b11bee64-3eda-49c0-9457-2a70d9bd970c). При этом каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), обязано уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в то место пребывания, которое относится к данной принимающей стороне: ведь принимающая сторона уведомляет органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина именно к себе. Иными словами, мы полагаем, что в случае, если принимающей стороной является лицо, у которого иностранный гражданин фактически осуществляет трудовую деятельность, то местом пребывания иностранного гражданина, которое должно быть указано в уведомлении, должно выступать именно место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник).
Однако Федеральная миграционная служба России на своем официальном сайте разъясняет, что выбор места пребывания при наличии у иностранца как наймодателя, так и работодателя, которые не совпадают в одном лице, целиком зависит от свободного волеизъявления иностранного гражданина. Принимающая сторона - работодатель вправе поставить иностранного гражданина на учет как по адресу предприятия (организации), так и по частному адресу (http://www.fms.gov.ru/treatment/review/list.php?ID=891&PAGEN_1=2). По смыслу данного разъяснения под частным адресом понимается адрес лица, у которого иностранный гражданин проживает.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации (учитывая также, что гражданка Республики Беларусь желает быть поставленной на учет по месту пребывания именно по адресу места нахождения организации-работодателя) принимающая сторона - работодатель обязана уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина именно в место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в место пребывания. Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил).
Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и миграционную карту*(1). В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно необходимо предъявить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.
В соответствии с п. 33 Правил территориальный орган Федеральной миграционной службы проверяет точность изложенных в уведомлении сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается принимающей стороне. При этом принимающая сторона в силу пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ обязана передать отрывную часть бланка уведомления иностранному гражданину.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета является основанием для привлечения принимающей стороны к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
К сведению:
В любом случае постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного работника согласно п. 32 Правил осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Законом N 115-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по общему правилу, не может превышать 90 суток. Однако в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований данного закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
14 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006) въезд и пребывание на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляются без миграционной карты по действительным документам, указанным в Приложении N 1 к данному соглашению. В частности, таким документом является паспорт гражданина Республики Беларусь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.