Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, занимается производственной деятельностью.
Имеет ли организация право вести учет затрат основного производства и общехозяйственных расходов на счете 20 "Основное производство", не используя счет 26 "Общехозяйственные расходы"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, имеет право вести учет затрат основного производства и общехозяйственных расходов на счете 20 "Основное производство", не используя счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Обоснование вывода:
Критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.
1 января 2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ.
В статье 20 Закона N 402-ФЗ указано, что регулирование бухгалтерского учета осуществляется, в частности, в соответствии с принципом упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
В свою очередь, документом, устанавливающим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства, является соответствующий федеральный стандарт (п. 1 части 1, п. 10 части 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). На сегодняшний день такой стандарт не утвержден.
Частью 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
Существуют Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малых предприятий, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Типовые рекомендации). Отметим, что Типовые рекомендации были разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившим силу с 1 января 2008 года. Однако Минфин России считает возможным применение их отдельных положений (смотрите информацию Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация Минфина России)).
Учетная политика организации должна обеспечивать, в том числе, рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации).
Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (п. 8 Типовых рекомендаций, п. 3 Информации Минфина России).
Субъект малого предпринимательства может открыть для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу" (п. 13 Типовых рекомендаций, п. 3.1 Информации Минфина России).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. В случае наличия условно-постоянных расходов малое предприятие общехозяйственные (накладные) расходы списывает ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).
Учитывая изложенное, все затраты, связанные с производством продукции, (включая общехозяйственные расходы), субъекты малого предпринимательства вправе учитывать на счете 20 "Основное производство" и не применять, в том числе, счет 26 "Общехозяйственные расходы". Указанное решение следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учесть его при формировании рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
14 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.